Этому русскому ледоколу более 120 лет, и он чудом дожил до наших дней
---
«Ангара» пережила гражданскую войну, кораблекрушение и пожар. Потом забывчивость бюрократов спасла его от участи стать металлоломом. Если окажетесь в Иркутске, обязательно найдите время посетить этот раритет.
Игорь Булыгин | Wikipedia, CC3.0
За период до Октябрьской революции в России построили 5 ледоколов.
Жизнь всех их, включая знаменитого первенца ледового флота «Ермак», уже закончилась. Единственное исключение составляет «Ангара» — байкальский ледокол, которому в этом году исполнилось уже 123 года. Это один их самых старых сохранившихся ледоколов мира, наряду со шведским Bore и финским Tarmo.
«Ангару» построила в 1900 году британская верфь "Армстронг Уитворт» по заказу Комитета по строительству Сибирской железной дороги.
Странно, не правда ли — зачем железнодорожникам ледокол. Дело в том, что маршрут новой Транссибирской магистрали проложили через Байкал. Специально для перевозки поездов с одного берега на другой на той же верфи был построен паром-ледокол «Байкал». А «Ангара» предназначалась работать в паре с ним.
Оба судна доставили на озеро Байкал в разобранном виде и собрали на верфи в байкальском селе Лиственничное. Так он и плавал по озеру значительную часть своей корабельной биографии, перевозя пассажиров и грузы.
Лихая судьба
После Октябрьской революции судно было национализировано и вооружено двумя пушками и четырьмя пулеметами. «Ангара» участвовала в действиях красных против белочехов на берегах Байкала. Есть в ее истории и откровенно черная страница: однажды на корабле был расстрелян 31 заложник.
Когда гражданская война закончилась, «Ангару» разоружили и снова бросили на перевозки через Байкал. Однако удача от ледокола отвернулась — он потерпел крушение и затонул на мелководье. Судно подняли и отправили в капитальный ремонт.
В 1962 году износ оборудования все же привел к тому, что ледокол списали: как-никак, старик уже проплавал 62 года. Пять лет он мыкался по байкальским бухтам, пока его не взяло под крыло Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России.
По ледоколу проводят экскурсии. На них показывают кают-компанию, машинное отделение и другие части корабля.
LxAndrew | Wikipedia, CC4.0
Не найдя ему применения, спустя восемь лет Общество свалило с себя ношу ответственности за огромный дряхлый корабль. Его чуть было не разобрали на металлолом, но к большому счастью любителей флотской истории, спасла людская забывчивость. Целых четыре года про «Ангару» никто не вспоминал и она тихо ржавела в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В конце концов историческое судно определили стать филиалом Краеведческого музея Иркутска. Но и на этом напасти не закончились: в 1983 году на ледоколе случился пожар, почти полностью уничтоживший его.
Несмотря на это, «Ангару» полностью восстановили и превратили-таки в музей. С тех пор она находится на вечной стоянке на Иркутском водохранилище.
Игорь Булыгин | Wikipedia, CC3.0
За период до Октябрьской революции в России построили 5 ледоколов.
Жизнь всех их, включая знаменитого первенца ледового флота «Ермак», уже закончилась. Единственное исключение составляет «Ангара» — байкальский ледокол, которому в этом году исполнилось уже 123 года. Это один их самых старых сохранившихся ледоколов мира, наряду со шведским Bore и финским Tarmo.
«Ангару» построила в 1900 году британская верфь "Армстронг Уитворт» по заказу Комитета по строительству Сибирской железной дороги.
Странно, не правда ли — зачем железнодорожникам ледокол. Дело в том, что маршрут новой Транссибирской магистрали проложили через Байкал. Специально для перевозки поездов с одного берега на другой на той же верфи был построен паром-ледокол «Байкал». А «Ангара» предназначалась работать в паре с ним.
Оба судна доставили на озеро Байкал в разобранном виде и собрали на верфи в байкальском селе Лиственничное. Так он и плавал по озеру значительную часть своей корабельной биографии, перевозя пассажиров и грузы.
Лихая судьба
После Октябрьской революции судно было национализировано и вооружено двумя пушками и четырьмя пулеметами. «Ангара» участвовала в действиях красных против белочехов на берегах Байкала. Есть в ее истории и откровенно черная страница: однажды на корабле был расстрелян 31 заложник.
Когда гражданская война закончилась, «Ангару» разоружили и снова бросили на перевозки через Байкал. Однако удача от ледокола отвернулась — он потерпел крушение и затонул на мелководье. Судно подняли и отправили в капитальный ремонт.
В 1962 году износ оборудования все же привел к тому, что ледокол списали: как-никак, старик уже проплавал 62 года. Пять лет он мыкался по байкальским бухтам, пока его не взяло под крыло Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России.
По ледоколу проводят экскурсии. На них показывают кают-компанию, машинное отделение и другие части корабля.
LxAndrew | Wikipedia, CC4.0
Не найдя ему применения, спустя восемь лет Общество свалило с себя ношу ответственности за огромный дряхлый корабль. Его чуть было не разобрали на металлолом, но к большому счастью любителей флотской истории, спасла людская забывчивость. Целых четыре года про «Ангару» никто не вспоминал и она тихо ржавела в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В конце концов историческое судно определили стать филиалом Краеведческого музея Иркутска. Но и на этом напасти не закончились: в 1983 году на ледоколе случился пожар, почти полностью уничтоживший его.
Несмотря на это, «Ангару» полностью восстановили и превратили-таки в музей. С тех пор она находится на вечной стоянке на Иркутском водохранилище.
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]