Резьба по дереву: история зарождения, особенности, виды
---
Особенности, характерные черты
Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который когда-то был широко распространен на территории России. В последнее время он снова набирает свою популярность. Ранее почти в каждом регионе страны существовали свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях.
Дерево — один из любимых материалов россиян. Возможно, корни этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во времена языческих верований, когда всем природным объектам приписывалось священное значение, а деревья вообще считались «Родом» или протопластом всего сущего, воплощением Матери-Природы.
В любом случае древесина — это очень «теплый», уютный, домашний материал, который также является экологически чистым. Сегодня существует множество способов работы с ним, но традиционная резьба стоит на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигуры, мастера вкладывали частичку души в свою работу.
В нашей статье мы расскажем, как зародился подобный вид искусства, а также познакомим с его основными особенностями и отличиями.
История появлени
Дерево по праву можно считать одним из самых древних материалов, используемых человеком. Еще на заре времен люди поняли насколько легкодоступной и простой может быть работа с ним. Древесина широко использовалась не только в строительстве, но и в декоративном творчестве.
Искусство резьбы тесно связано с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свое внутреннее желание окружить себя красивыми вещами. Это стремление к красоте часто становилось толчком для развития искусства в различных направлениях.
Карвинг не является исключением. Как это обычно бывает, лучшие вещи сначала клали на алтари божествам, которым поклонялись в то время. Самым ранним примером резьбы по дереву считается идол Шигира. Он был найден во время раскопок под Екатеринбургом. Изделие представляет собой фигурно вырезанную колонну с тематическими рисунками на поверхности.
Ученые предполагают, что идол был создан в середине 8 века. Колонна была изготовлена из лиственницы (вопреки распространенному заблуждению о дубе). Помимо идола из Шигира, есть и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника этих мастеров была примитивной и грубой. Современный человек назвал бы их скорее оригинальными, чем красивыми. На это повлияло использование плохих инструментов, которыми пользовались мастера того времени.
Теперь мы совершим большой скачок почти на десять веков и вернемся в 16 век, когда начали появляться первые скульптурные изделия. Из сферы ритуалов и язычества резьба по дереву постепенно перешла в повседневную жизнь.
Причудливые узоры стали украшать скромную мебель и деревянные сосуды. Техника стала более совершенной благодаря расширению набора специальных инструментов, которые начали использовать мастера. Помимо обычной древесины, использовались даже корни деревьев и лопух (разновидность придатка). Их причудливая и неправильная форма вызывала абстрактные ассоциации и вдохновляла скульпторов на создание оригинальных, асимметричных предметов быта.
Артель массово украшала церкви, соборы, дворцы и дома богатых горожан. Большинство предметов домашней утвари (от сундуков до ложек) были покрыты декоративными узорами. Поскольку даже средний класс стремился украшать свои дома, возникло отдельное направление, называемое домовой резьбой.
Многие резьбы сохранились до наших дней. Большинство из них стали официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась более сложная техника — объемная резьба. Рельефные орнаменты требовали от резчиков большого мастерства, но эффект того стоил. Они вырезали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналоги подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, ленты и ставни. Хотя всего несколько десятилетий назад этот вид искусства находился в упадке, традиции древнерусской резьбы по дереву постепенно возрождаются. Не зря говорят, что все новое просто хорошо забывается.
Разновидность резьбы
Современная резьба по дереву подразделяется на следующие категории:
Объемные (скульптурные)
Изображение полностью или частично отделено от фона. Техника похожа на барельеф.
ПлоскорельефнаяИзображение подчеркивается на фоне за счет углубления последнего.
Прорезная (ажурная)
Относится к технике сквозного стежка. Фон в изделиях был полностью удален. Ранее они часто использовались для украшения икон и картин в качестве рамы.
Контурная
Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практических занятий. Контурная резьба — это рисунок, который создается пересечением неглубоких линий. Если сравнивать со скульптурным искусством, то наиболее близким аналогом этой техники является анкре или койланаглиф.
Геометрическая
Как и контур, он относится к простым техникам, которые применимы даже для новичков. Узор образован из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы преображаются под игрой света и выглядят очень красиво.
Рельефная
В изделии практически отсутствует плоскостность. Каждый элемент конструкции выступает из поверхности на разную высоту. Существует два подтипа рельефа: высокий рельеф и низкий рельеф. В первом случае изображение занимает почти половину объема, а во втором — всего несколько сантиметров.
Восточная
Характеризуется богатством тонких орнаментов, достигаемых пересечением прямых и изогнутых линий. Цветы часто появляются в узорах в качестве дополнений.
Вышеперечисленные приемы считаются основными, но список ими не ограничивается. Гораздо реже встречаются скульптурные техники с чеканными и подушечными фонами и блочная скульптура. Среди большого разнообразия типов резьбы мастер любого уровня найдет направление по душе.
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]