Выборы: регионам дали план
02.08.2017 376 0 0 davydov-index

Выборы: регионам дали план

---
0
В закладки
В Администрации президента решили вернуться к идее о плановом уровне явки на выборы в регионах. Но в этот раз обсуждается другая цифра.

Явка

Как сообщает источник Znak.com, близкий к АП, "высказано пожелание" по уровню явки 10 сентября, которая должна составить не менее 40%: "Регионам поручат вернуться к выполнению задачи по обеспечению явки. Для увеличения явки возле избирательных участков будут организованы розыгрыши призов, праздники, конкурсы." Он отмечает, что без использования административного ресурса добиться такого результата может быть сложно.

В регионах косвенно подтверждают эту информацию. Так, глава избиркома Свердловской области Валерий Чайников недавно заявил, что ожидает явку выше 42%. Для привлечения избирателей на участки организуют беспроигрышную лотерею, среди призов которой — сувениры, бытовая техника, 10 квартир и 130 автомобилей "Лада Гранта". По предварительным оценкам бюджет лотереи составит от 100 до 400 млн рублей. Также в 20 крупнейших муниципалитетах региона в день выборов пройдёт фестиваль "Уральские самоцветы", в рамках которого запланированы ярмарки, концерты, спортивные соревнования и другие массовые мероприятия.

Напомним, в сентябре прошлого года был зафиксирован рекордно низкий уровень явки на выборы: на избирательные участки пришло 47,81% избирателей. С учётом того, что в тот раз голосовали в том числе за кандидатов в депутаты Госдумы, уровень явки многие назвали критически низким, хотя в ЦИКе и заявили, что ничего необычного в этом нет. В начале этого года в СМИ просочилась информация о том, что из АП "спустили" в регионы установку "70/70", означающую, что явка на президентских выборах в 2018 году должна составить не менее 70% и "основной кандидат" должен победить в первом туре с таким же убедительным результатом. Говорили, что губернаторские выборы 2017 года станут "репетицией" в этом плане и явку будут "нагонять" до требуемого уровня. Поздее и в АП, и в ЦИКе заявляли, что никакой установки на самом деле не было и эти цифры обсуждались лишь теоретически, в рамках "деловой игры" на семинаре, который Кремль организовал для "внутриполитических" вице-губернаторов. Затем прошло ещё две новости: сначала о том, что "проблемным" регионам (Бурятия, Кировская и Свердловская области и др.) разрешат не равняться на "целевой" показатель, а затем — о полном отказе от "плана по явке". Теперь, видимо, в АП решили перестраховаться и всё же обозначить нижний порог желаемой явки, сделав его более реальным.

Политолог, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает сомнительной эффективность такого шага с учётом того, что кампании уже начались и изначально в регионах настроились на "сушку" явки: "Пока всё делалось для уменьшения явки. Почти никаких событий на кампаниях не происходит, агитации мало, подбор конкурентов врио также осуществлялся именно в рамках стратегии "сушки" явки. Установка на 40% явку и стратегия "сушки" плохо сочетаются друг с другом в таком объёме. Лотереями загнать нужное количество людей на участки не получится, и всё, что остаётся — это накрутка явки за счет "спецкатегорий", работников различных предприятий, а также накрутка голосования на периферии, вплоть до переписывания протоколов. Никакого другого варианта я не вижу, потому что для явки надо иметь живую кампанию. В этом году есть отдельные конкурентные кампании, но это не губернаторские выборы." Эксперт отмечает, что в ряде случаев поднять явку до 40% будет просто невозможно даже с массовым применением админресурса. Среди таких кампаний он называет муниципальные выборы этого года в Москве, напоминая, что традиционная явка на выборы этого уровня в столице — чуть выше 30% (на последних мэрских выборах, например, явка была 32%).

Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов называет причины, по которым внутриполитический блок Администрации президента может быть заинтересован в высокой явке. Во-первых, это позволит избежать обвинений в преднамеренной "сушке". Во-вторых, кампании 2017 года станут "испытательным полигоном" для методов поднятия явки — лотерей, концертов и т.д. — и помогут выбрать ходы, которые будут использоваться для привлечения избирателей на выборы президента в марте 2018 года. При этом он уточняет: "Политическому блоку Кремля нужно будет продемонстрировать какие-то свои успехи после сентябрьских выборов. Вопрос в том, какой успех для них будет в приоритете — высокая явка или результат кандидата от власти."

Своим мнением об эффективности лотерей и фестивалей как инструмента повышения явки делится журналист Константин Джултаев (Екатеринбург): "Я говорил по этому поводу со многими юристами. Есть несколько аспектов. Первый: в Избирательном кодексе Свердловской области, в федеральном законе запрещается проводить игры, основанные на риске и связанные с результатами выборов. Два принципиальных момента. По замыслу организаторов акции, которую планируют провести в день голосования, она будет беспроигрышной. <...> То есть требование законодательства об отсутствии риска будет выполнено вот таким образом.
Второй аспект — формально планируемая акция не будет завязана на результаты выборов. <...> Единственно условие — прийти на выборы. И в-третьих, сейчас как законодательство, так и Центризбирком поощряет любые действия, направленные на повышение явки. Можно как просто призывать приходить на выборы, так и предпринимать какие-либо действия для этого. Если только в этих действиях не будет признаков агитации за ту или иную персону. В различных регионах России подобные лотереи проводятся уже не первый год. <...> В законодательстве существует запрет на проведение лотерей в день голосования, но в нашем случае название "лотерея" использоваться не будет. Рабочее название — фестиваль "Уральские самоцветы". <...> По словам организаторов, это будет некий эксперимент. Все понимают, что победитель выборов известен — это Куйвашев Евгений Владимирович. Это показывают соцопросы. Организаторы хотят увидеть, насколько изменяется избирательный фон. Придёт ли на выборы протестный электорат, сыграет ли он какую-то роль. <...>
Ну и самое главное, насколько я знаю, этот эксперимент делается для того, чтобы провести подобные фестивали-лотереи на президентских выборах."

Политолог, доцент, заместитель декана исторического факультета Пермского государственного университета Виталий Ковин считает, что ощутимого эффекта в плане явки от массовых мероприятий ожидать не стоит: "На мой взгляд, подобные мероприятия — фестивали, лотереи под видом фестивалей — это доли процентов к общим голосам. Сильного прироста это не даёт. Как правило, эти фестивали не носят системный характер, не вплетаются в некий комплекс мероприятий по мобилизации электората. Например, когда студентам в день выборов назначают в вузе мероприятия, не отпускают их домой и т.д. Или, например, корпоративные мероприятия на предприятиях. Это известные формы повышения явки."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]