Квалификационные знаки кайзеровской авиации
26.07.2017 851 0 0 foto-history

Квалификационные знаки кайзеровской авиации

---
0
В закладки


Баварское королевство, как сильнейшее после Пруссии германское государство, пользовалось во Втором Рейхе целым рядом привилегий, в том числе и правом на сохранение собственной армии. А когда развитие техники привело к созданию «Воздушных войск», в Баварии появилась и своя авиационная служба, формально независимая от прусской (общегерманской). Независимая служба использовала собственные квалификационные знаки, но так как от прусских они отличались лишь формой короны, то и отдельного рассмотрения не заслуживают.

Армейская авиация, позже ВВС

Abzeichen für Militärflugzeugführer — знак военного летчика.
Прусский (на первом фото) знак военного летчика был учрежден кайзером в день своего рождения 27 января 1913,



а 4 февраля указом принца-регента был учрежден и аналогичный баварский (на втором фото).



Знаки выполнялись из посеребренного бунтметалла (буквально «цветной металл», но применительно к униформе так именовались сплавы желтого цвета), или «настоящего» серебра (такие покупались летчиками только за свой счет).
Несколько разных по исполнению экземпляров прусского (слева) и баварского (справа) пилотских знаков. Обратите внимание на различие в деталях и качестве центрального рисунка, а также прорезную и цельную вариации баварской короны:



Эти знаки полагались всем солдатам, унтер-офицерам и офицерам, включенным в список военных летчиков соответствующей авиационной службы. Они выдавались за казенный счет (по крайней мере первый экземпляр знака) и изымались после исключения из списков (в случае списания по ранению и наличия несомненных заслуг, пилотский знак могли и сохранить).

При переводе на нелетную должность летчик продолжал оставаться в списках и носить пилотский знак до тех пор, пока проходил регулярные (несколько раз в год) переэкзаменовки на звание военлета. Уволенные в запас также оставались в списках если подписывали обязательство по первому требованию проходить переэкзаменовку и, при необходимости, переподготовку.


1) Вицефельдфебель Эмиль Туи, FFA.53, начало 1916.


2) Офицер-штельфертретер Макс Мюллер, где-то между началом весны 1916 и серединой лета 1917.

Первоначально знак вручали просто по факту сдачи экзаменов, но со временем промежуток между завершением «общего» (т.е. для разведывательной авиации) курса летной подготовки и получением квалификационного знака начал увеличиваться. И во второй половине войны его часто вручали уже после выполнения первых боевых вылетов, а некоторые особо невезучие пилоты конца войны получили его уже после перемирия.

В апреле 1920 военная авиация Германии была окончательно ликвидирована, но процедура вручения её квалификационных знаков продолжалась до 31 января следующего года. А выпуск самих знаков продолжался до конца Второй Мировой войны, и ветераны-авиаторы могли при желании приобрести их при предъявлении соответствующего документа.

Сколько было выдано пилотских знаков точно не известно из-за потери соответствующих документов во время бомбардировок Второй Мировой войны, но число должно быть пятизначным.

Abzeichen für Beobachtungsoffiziere — знак офицера-наблюдателя.
Знаки офицера-наблюдателя: прусский и баварский. Они были учреждены ровно через год после пилотских и были аналогичны по исполнению, отличаясь наличием эмалированного медальона с изображением знака штаба армии в центре.



По статуту эти знаки вручались квалифицированным (сдавшим соответствующий экзамен) офицерам-наблюдателям после налета ими не менее 1000 «боевых» километров непосредственно над линией фронта, или над территорией противника. Разумеется, требования по боевому налету могли быть выполнены только в военное время, а в мирное обходились тренировочными полетами.



Дальнейшая история знаков и «правила владения» ими были аналогичны пилотским.
Точно число выданных знаков точно не известно по уже указанным выше причинам, но оно точно превышало несколько тысяч.

Прусский (первый) и баварский пилотские знаки на портретных фотографиях:


1) Командир KAGOHL 3 гауптман Эрнст Бранденбург, 1917.


2) Лейтенант фрайкора «фон Эпп» Георг фон Хенгль, не ранее середины 1919.


3) Красно/черные элементы знака наблюдателя на фотографиях обычно сразу же бросаются в глаза:
пилот флигер Эрнст Удет (справа) и наблюдатель лейтенант Бруно Юстинус [Bruno Justinus],
FEA 9, или AFA.206, август—сентябрь 1915; оба знака прусские.


4) Но в данном случае знак можно опознать только по рельефности его центрального медальона:
Lt Hans-Arnim von Grone, FFA.54, 1916; прусский знак наблюдателя.

Abzeichen für Fliegerschützen — знак воздушного стрелка.
Прусский и баварский знаки воздушного стрелка были учреждены кайзером и королем в один день — 27 января 1918.



Их выдавали солдатам и унтер-офицерам, прошедшим специальную авиационную подготовку (но в меньшем объеме, чем полагалась наблюдателям) и участвующим в боевых вылетах в качестве воздушных стрелков. Основным контингентом, для которого предназначался знак, были члены экипажей бомбардировочной и эскортной (позже штурмовой) авиации: на многомоторном многоместном бомбардировщике достаточно было одного штурмана-наблюдателя на самолет, а в штате эскортных/штурмовых эскадрилий наблюдателей вообще не было.

По материалам и стилю исполнения, а также дальнейшей истории они были аналогичны пилотским. Единственное заметное отличие — наличие редкой «прорезной» версии (с вырезанным фоном), выпускавшейся, по всей видимости, уже в послевоенный период.

Самый редкий из армейских авиационных знаков, вряд ли их было выдано больше нескольких сотен штук.


1) Неизвестный унтерофицер со знаком прусского воздушного стрелка.



2) Группа пилотов и стрелков в унтер-офицерских званиях. Все знаки прусские. Считая слева: №№ 1 и 2 — стрелки, №3 — летчик, №4 — непонятно, №5 — стрелок. Если вицефельдфебель, стоящий вторым слева, не просто так носит две прусские ленты на груди, то это должен быть Вильгельм Краке [Wilhelm Krake] из Schlasta 2, награжденный Золотым Крестом Военных Заслуг 30 июня 1918 (просто это явно не Готтфрид Эман, а других подходящих по званию воздушных стрелков среди кавалеров «солдатского пур-ле-мерита» и «инхабера гогенцоллерна» не было).

Flieger-Erinnerungsabzeichen — памятный знак авиатора.
Прусский и баварский памятные знаки были учреждены в январе 1916. Дизайн знаков был прямым заимствованием с пилотских, только небо было выполнено прорезным, а аэроплан «Таубе» заменили на летящего в противоположную сторону орла.




Первый — прусский знак, второй — баварский.

Знаки предназначались для летчиков и наблюдателей (с 1918 также воздушных стрелков), относящихся к двум категориям:
1) заслуженные авиаторы, списанные с летной работы по ранению, или увечью;
2) ветераны с трехлетним стажем полетов, вышедшие в отставку, или переведенные в сухопутные войска.

Вручение знака давало право сохранить за собой прежние квалификационные знаки, но носить их все равно запрещалось.
Процесс награждения памятными знаками начался уже после окончания боевых действий, а завершился одновременно с оформлением документов по прочим авиационным квалификационным знакам 31 января 1921.

Прусские памятные знаки авиатора:


1) Бывший Инспектор Авиации генерал Вальтер фон Эберхард [Walter von Eberhardt], не ранее 1919 года.


2) Бывший летчик, а ныне офицер зенитной артиллерии гауптман Герман Хайсе [Hermann Heise], 1920-21 гг.

Fliegerdienst-Erinnerungsabzeichen — памятный знак летной службы.
Был учрежден (или только планировался к учреждению) кайзером 27 января 1914. Предназначался для бывших авиаторов, которые при объявлении мобилизации не могли по возрасту, или состоянию здоровья быть призванными на авиационную службу.



Но на практике все ограничилось немногочисленными пробными экземплярами прусского знака, баварский же известен исключительно в виде рисунков.

Морская авиация

Квалификационные знаки морской авиации были выполнены в том же стиле, что и армейской, но из других материалов: позолоченная бронза в «казенном» варианте и позолоченное серебро в «люксовом». Правила их вручения и «изъятия» также совпадали.

Abzeichen für Marine-Flugzeugführer von Seeflugzeugen — знак морского пилота гидросамолетов.





Учрежден 31 мая 1913 указом кайзера. Как понятно из названия, он вручался летчикам гидроавиции (возможно, изначально его давали вообще всем морским летчикам). Всего его получили около 700 человек.

1) Капитан-лейтенант Фридрих Кристианзен, SFS Flandern I (Zeebrügge), осень 1918.

2) Капитан-лейтенант Гюнтер Плюшов [Günther Plüschow].
Abzeichen für Marine-Flugzeugführer von Landflugzeugen — знак морского пилота береговых самолетов.
Учрежден 23 февраля 1915 для летчиков береговой авиации флота, в остальном все аналогично предыдущему, от которого отличался только фоном рисунка. Всего было выдано около 250 таких знаков.

Abzeichen für Beobachter auf Marineflugzeugen — знак наблюдателя морских самолетов (иначе Marine-Beobachter-Abzeichen — знак морского наблюдателя).
Учрежден кайзером 28 мая 1915 и выдавался офицерам-наблюдателям самолетов как морского, так и берегового базирования.


1) Наблюдатель береговой авиации лейтенант Теодор Остеркамп, MFFA I, конец лета 1916.


2) Наблюдатель гидроавиации лейтенант Эрих Бёниш, SFS Flandern I.

Знака воздушного стрелка во флоте не было, но известны золотые по цвету армейские знаки (либо позолоченные, либо натурального цвета бунтметалла), которые иногда идентифицируют как морские. Не исключено, что уже после войны действительно был такой неуставной вариант.

Abzeichen für Marine-Flugzeugführer von Landflugzeugen — знак морского пилота береговых самолетов.
Учрежден 23 февраля 1915 для летчиков береговой авиации флота, в остальном все аналогично предыдущему, от которого отличался только фоном рисунка. Всего было выдано около 250 таких знаков.





Abzeichen für Beobachter auf Marineflugzeugen — знак наблюдателя морских самолетов(иначе Marine-Beobachter-Abzeichen — знак морского наблюдателя).



Учрежден кайзером 28 мая 1915 и выдавался офицерам-наблюдателям самолетов как морского, так и берегового базирования.


1) Наблюдатель береговой авиации лейтенант Теодор Остеркамп, MFFA I, конец лета 1916.


2) Наблюдатель гидроавиации лейтенант Эрих Бёниш, SFS Flandern I.

Знака воздушного стрелка во флоте не было, но известны золотые по цвету армейские знаки (либо позолоченные, либо натурального цвета бунтметалла), которые иногда идентифицируют как морские. Не исключено, что уже после войны действительно был такой неуставной вариант.

Marineflieger-Erinnerungs-Abzeichen — памятный знак морского авиатора.
Учрежден 26 октября 1916. Слева знак, соответствующий установленному образцу, справа — несколько экземпляров знака с разными вариантами птицы. У правого нижнего она явно австрийского типа.



По своему статуту все знаки, кроме памятных, были просто символом квалификации авиатора, и в подавляющем большинстве случаев именно эту функцию они и выполняли. Однако, в редких случаях их вручали как одну из разновидностей наград. Например, баварским знаком могли наградить прусского авиатора, а морского летчика — армейским знаком.



Другое дело иностранные пилотские знаки.
По-настоящему квалификационными из них были только турецкие и только у летчиков, служивших в османских авиаотрядах. Во всех остальных случаях знаки были чисто наградными. Обычно их получали немецкие авиаторы, воевавшие бок-о-бок с союзниками на восточном, итальянском, македонском и палестинском фронтах, но в отдельных случая их могли вручить и особо выдающимся летчикам западного фронта.

Высокое османское государство

Osmanische Flugzeugführerabzeichen — османский (турецкий) знак пилота.

Введен в 1915 году армейским командованием, но султаном утвержден не был и по этой причине официального статуса так и не получил, хотя и был повсеместно распространен. Из-за отсутствия высочайше утвержденного образца и своей «композитной» структуры, встречались несколько вариаций знака с разным расположением крыльев: они могли быть как горизонтальными, так и наклонно вправо, или влево, но наиболее распространенным был вариант «крена вправо».



Реже менялась форма детали в верхней части знака, на которой была нанесена арабская надпись (её перевод мне как-то попадался, но тогда я не удосужился его записать, а на память не помню — что-то там связанное с победой): обычно она была овальной, изредка круглой, или представлять из себя что-то вроде маленькой орденской звезды.



Также были различия в материалах, из которых выполнялся знак.
Среди подданных султана этот знак получали только пилоты, а немцам его давали и летчикам, и наблюдателям.

Три немецких пилота и один наблюдатель, удостоенные турецкого пилотского знака:


1) Офицер-штельфертретер Пауль Лайм [Paul Leim], KEST 4b, осень 1918.


2) Вицефельдфебель Густав Шнайдевинд. Датировки фотографии нет, но, возможно, она относится к лету 1918.


3) Лейтенант Йоханнес Кляйн, Jasta 15, осень 1918.


4) Оберлейтенант Рихард Фальке [Richard Falke], не ранее лета 1917.

Источникуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]