Неиспользованный шанс советского автопрома.
Первая мировая война, и начавшаяся в 17 году смута, и вовсе отбросили Россию на задворки мировой автоиндустрии.
Но, многое изменилось после Второй мировой войны. Было вывезены образцы новых прогрессивных моделей, чертежи и оборудование фирмы Опель. Но, самое главное, в стране изменилось отношение к легковому автомобилестроению. В эту отрасль стали вкладывать деньги, обучать специалистов.
И тогда стали появляться такие бестселлеры как ГАЗ-21, доступные "Москвичи", инновационные "Запорожцы", революционный кроссовер "Нива". Некоторые модели даже шли на экспорт. Кстати, реклама то адресовалась в основном зарубежному покупателю...
ГАЗ-24 был создан с оглядкой на американский дизайн примерно 1962 г. и к началу своего производства успел устареть, но спрос на Западе всё равно находился:
Реклама Москвича Izh Сombi выглядит явно не по-советски:
Первый микроавтобус РАФ-977 Латвия (1959-1976 гг.) очень смахивал на свой аналог марки Фольксваген:
Новый РАФ-2203, выпускавшийся в Риге в 1976-1997 гг., смотрелся не хуже:
Конечно, и о том периоде можно было смело говорить, что автомобили в СССР не очень хороши.
Т.е., они, несомненно были хуже зарубежных аналогов, но по крайней мере их ещё можно было сравнивать.
Но, пожалуй самое главное - появилась своя школа. Сегодня уже трудно в это поверить, но в 70-е годы дизайнеры советских автозаводов создавали очень интересные концепты. К сожалению, плановой экономикой это было не сильно востребовано.
Например, на ИЖ-авто в начале 70-х, ровно в то время, когда начинался выпуск 2101, появился концепт с кузовом хетчбек и передним приводом. На фото видно, что сделан он "на коленке", однако принципиально это была более современная и перспективная компоновка.
Концепт назывался ИЖ-13, и очень интересно смотрелся сзади
Очень интересная модель ИЖ-19 была разработаны к 75 году. Очевидно, такая машинка не могла пойти в серию в СССР, её облик был вызывающе ярок, спортивен, и сама модель позиционировалась как молодёжная. Но, в СССР молодёжь на машинах не ездила...
Вот такие концепты были готовы к 79 году
Сравните с Фольксвагеном Пассат того же периода. Много общего в оформлении кормы
А что же на ВАЗе? Мы же знаем, что"копейка" выпускалась вплоть до наших дней, хоть и проходила многочисленные рестайлинги и фейслифтинги, которые назывались новыми моделями 03, 06, 05, 07...
Между тем в недрах дизайн студии ВАЗ уже в 73 году созрели новые идеи. Согласитесь, эскизы очень интересные...
А, спустя несколько лет, в 78-ом, началась работа над революционным переднеприводным автомобилем 2108. Каким он получился все мы прекрасно знаем, но в рабочих эскизах автомобиль выглядел много лучше.
Довольно интересны редкие модификации и опытные образцы, выпускаемые очень мелкими сериями или в единичных экземплярах:
ВАЗ «Пол-седьмого» – изготовленный по заказу «сверху» для Леонида Ильича Брежнева (или кого-то из членов его семьи) автомобиль ВАЗ-2106 с элементами дизайна перспективной, только разрабатывавшейся тогда «семерки» ВАЗ-2107. Чтобы не отправлять сырые, практические ходовые макеты седьмой модели, для «шестерки» был изготовлен новый капот и решетка радиатора, установлены новые бамперы и «высокие» сиденья, в остальном автомобиль никаких изменений не получил.
ВАЗ-Э1101 (1972) – прототип переднеприводного малолитражного автомобиля, полностью разработанного на ВАЗе. В подвеске экспериментального автомобиля впервые в истории отечественного автопрома применялась подвеской типа МакФерсон. Рулевой механизм Чебурашке (как назвали машину заводчане), после основательной доводки, достался от Запорожца, 4-ех ступенчатая коробка передач была изготовлена с нуля, оригинальными были даже сиденья. От ВАЗ-2101 прототипу достались лишь некоторые элементы отделки и салон.
ВАЗ-Porsche 2103 – результат сотрудничества компании Porsche с ВАЗом в семидесятые годы прошлого века. В 1976 году немецкие конструкторы предложили свой вариант модернизации автомобиля ВАЗ 2103. С машины убрали весь хром, включая молдинги и металлические хромированные бампера, заменив последние пластиковыми, в цвет кузова.
По моему он похож на ГДР-овские Трабант и Вартбург ))
ВАЗ-2108 Тарга (1988) – опытный образец «восьмерки» с кузовом «Тарга», изготовленный в 1988-м году в вазовском Центре стиля. По некоторым данным был собран один автомобиль и один кузов, кузов был уничтожен в 1992-м году, а автомобиль утилизирован несколько лет назад.
Ну, а это уже предсмертные судороги... Тем не менее, хоть пытались.
ВАЗ «Х» Опытный (1990) – концепткар с кузовом «минивэен», построенный на ВАЗе, предположительно в 1990-м году, упоминался в нескольких изданиях ( в т.ч. зарубежных), но никакой конкретной информации о нем нет.
Ещё немного очень интересных образцов, созданных различными институтами, КБ и НИИ, ныне практически забытых...
МВТУ (1958) – первый советский опытный автомобиль с пластмассовым кузовом, построенный лабораторией кафедры «Колёсные машины» МВТУ им.Баумана.
ВНИИТЭ Макси – изготовленный в 1967-м году на базе агрегатов «Запорожца», экспериментальный образец малогабаритного городского легкового автомобиля.
НАМИ-013 первый оригинальный послевоенный, авангардный по конструкции и стилистике экспериментальный автомобиль НАМИ Один из ранних примеров использования вагонной компоновки для легкового автомобиля среднего класса. НАМИ—013 сочетал в себе немало интересных конструктивных решений.
. Для автомобиля разрабатывали оригинальный оппозитный двигатель, но на прототипе стоял модернизированный мотор ГАЗ-М 20.
Первую поездку на НАМИ-013 еще с временным, фактически представляющим собой каркас, кузовом провели 4 декабря 1950 г. После этого машину неоднократно дорабатывали, меняя в том числе детали кузова. Опыт, накопленный при создании НАМИ-013, частично использовали позднее при проектировании экспериментального автомобиля «Белка».
С 1949 по 1953 гг. внешний вид машины (она существовала в единственном несохранившемся экземпляре) изменялся трижды.
Глядя на эти фото, я думаю что при безобразном качестве изготовления, всё же в СССР была создана своя школа автомобильного дизайна, которая хоть и была вторична по отношению к Западу, однако, иногда выдавала очень актуальные решения.
Был шанс. Но, в СССР им не воспользовались. К 90-му году была пройдена точка невозврата, отставание стало очень и очень велико. А потом умерла и школа автомобильного дизайна.
И спустя годы мы все наблюдали появление 10-го семейства, Калины... Немного грустно. Но, такова жизнь.
Взято: skif-tag.livejournal.com