Оптина Пустынь и "Братья Карамазовы" Фёдора Достоевского.
---
1) А теперь серия репортажей о поездке по монастырям Калужской области, осуществлённой 12 июня за 2 недели до отъезда в Египет (спросите, почему нет постов о Каире, отвечу, так как здесь работа, а всё остальное может просто помешать делу, учитывая плохой уровень распределения времени у меня).
Должен отметить, это у меня едва ли не первая подобная далёкая вылазка на машине в соседний регион с целью попутешествовать. Выехали мы в 7 утра из Брянска, прибыли в обитель в 9.30.
2) Добраться до Козельска из Брянска можно двумя способами:
- доехать по Киевской трассе в сторону Москвы до Сухинич и оттуда повернуть направо до "злого города"
- проехать границу Брянской и Калужской областей и сразу повернуть направо на село Хвастовичи, затем ехать 40 километров по извилистой, но очень хорошей по качеству дороге, минуя многочисленные деревни, посёлки, до самого Козельска.
Мы выбрали второй способ, я ехал не спеша, так как был не один и морально отвечал за жизни тех, с кем был.
3) Так как день нашего визита выпал на государственный праздник с тремя выходными подряд, паломников было немерено. Многие советуют посетить именно Оптину пустынь, но, может из-за большого количества народу, не смог оценить достоинств обители (при этом очень понравился недоступный для мирян Иоанно-Предтеченский Скит в глубине монастырской рощи).
4) По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптием, в иночестве — Макарий. На протяжении всего XV столетия обитель служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца вплоть до Соборного определения 1503 года, запретившего совместное проживание в одной обители инокам и инокиням.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
5) В 1918 году монастырь был упразднён, на его месте в 1930-е гг. был открыт Дом отдыха. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, около 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел (должен отметить, никаких упоминаний об этом факте нет). После войны в стенах обители размещалась воинская часть, а в 1987 году возрождена обитель.
6) Монастырская ограда с 4 наугольными башнями, построенные в 1832-1839 гг.
7) Осмотрим обитель.
8) Слева направо.
64-метровая колокольня в стиле классицизма 1801-1804 гг. постройки, правее - Введенский Собор 1750-1771 гг., затем - храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, справа- восстановленная в 2005 года Преображенская церковь.
9) Святые ворота начала 2000-х гг. постройки (не сразу поймёшь, что не XIX века строение).
10)
12) Старчество как вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством, стал осуществляться в России в 1 половине XIX века в Белобережной пустыни в 15 км от Брянска и Оптиной пустыни в 2 км от Козельска. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
13)
14)
15)
16) Несколько фотографий паломников, самих подвижников.
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29) Храм в честь преподобной Марии Египетской 1824 года постройки на месте первоначальной братской трапезной.
30) Главный храм обитель - Введенский Собор 1750-1771 гг. постройки.
31) Восстановленный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери 1998 года постройки.
32) Далее пройдёмся по монастырской роще к закрытому для мирян Иоанно-Предтеченскому скиту (доступен для посещения только в престольные праздники скита).
33) Храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского 1902 года постройки в псевдорусском стиле.
34) Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 1825 года постройки.
35) Паломники в очереди за освящённой водой.
36)
37) Найдите кота. Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. "Старец Зосима живет в скиту, в скиту наглухо, шагов четыреста от монастыря, через лесок, через лесок...".
О посещённом нами монастыре Спаса Нерукотворного пустыни в селе Клыково, в следующем репортаже.
Должен отметить, это у меня едва ли не первая подобная далёкая вылазка на машине в соседний регион с целью попутешествовать. Выехали мы в 7 утра из Брянска, прибыли в обитель в 9.30.
2) Добраться до Козельска из Брянска можно двумя способами:
- доехать по Киевской трассе в сторону Москвы до Сухинич и оттуда повернуть направо до "злого города"
- проехать границу Брянской и Калужской областей и сразу повернуть направо на село Хвастовичи, затем ехать 40 километров по извилистой, но очень хорошей по качеству дороге, минуя многочисленные деревни, посёлки, до самого Козельска.
Мы выбрали второй способ, я ехал не спеша, так как был не один и морально отвечал за жизни тех, с кем был.
3) Так как день нашего визита выпал на государственный праздник с тремя выходными подряд, паломников было немерено. Многие советуют посетить именно Оптину пустынь, но, может из-за большого количества народу, не смог оценить достоинств обители (при этом очень понравился недоступный для мирян Иоанно-Предтеченский Скит в глубине монастырской рощи).
4) По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптием, в иночестве — Макарий. На протяжении всего XV столетия обитель служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца вплоть до Соборного определения 1503 года, запретившего совместное проживание в одной обители инокам и инокиням.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
5) В 1918 году монастырь был упразднён, на его месте в 1930-е гг. был открыт Дом отдыха. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, около 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел (должен отметить, никаких упоминаний об этом факте нет). После войны в стенах обители размещалась воинская часть, а в 1987 году возрождена обитель.
6) Монастырская ограда с 4 наугольными башнями, построенные в 1832-1839 гг.
7) Осмотрим обитель.
8) Слева направо.
64-метровая колокольня в стиле классицизма 1801-1804 гг. постройки, правее - Введенский Собор 1750-1771 гг., затем - храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, справа- восстановленная в 2005 года Преображенская церковь.
9) Святые ворота начала 2000-х гг. постройки (не сразу поймёшь, что не XIX века строение).
10)
12) Старчество как вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством, стал осуществляться в России в 1 половине XIX века в Белобережной пустыни в 15 км от Брянска и Оптиной пустыни в 2 км от Козельска. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
13)
14)
15)
16) Несколько фотографий паломников, самих подвижников.
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29) Храм в честь преподобной Марии Египетской 1824 года постройки на месте первоначальной братской трапезной.
30) Главный храм обитель - Введенский Собор 1750-1771 гг. постройки.
31) Восстановленный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери 1998 года постройки.
32) Далее пройдёмся по монастырской роще к закрытому для мирян Иоанно-Предтеченскому скиту (доступен для посещения только в престольные праздники скита).
33) Храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского 1902 года постройки в псевдорусском стиле.
34) Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 1825 года постройки.
35) Паломники в очереди за освящённой водой.
36)
37) Найдите кота. Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. "Старец Зосима живет в скиту, в скиту наглухо, шагов четыреста от монастыря, через лесок, через лесок...".
О посещённом нами монастыре Спаса Нерукотворного пустыни в селе Клыково, в следующем репортаже.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]