Опасный сумоист
20.03.2022 22 085 0 +640 Ua69

Опасный сумоист

---
+640
В закладки

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое

Любопытное совпадение: через 10 лет после первого полета "Пишутера", а именно 20 марта 1942 года, то есть, ровно 80 лет назад, на противоположной стороне Тихого океана впервые поднялся в воздух другой весьма перспективный истребитель - японский перехватчик Мицубиси J2M "Райдэн" ("Гром"). Сравивая эти машины, можно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие.

Прежде всего, бросается в глаза разница в аэродинамике. На "Райдэне" нет никаких расчалок, кабина - закрыта и плавно вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, гораздо тщательнее закапотирован двигатель. Вместо простейшего кольцевого капота применен полностью закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, обеспечивающий минимально возможное аэродинамическое сопротивление.

Наиболее интересна в "Райдэне" форма фюзеляжа. На первый взгляд непонятно - почему он такой "пузатый"? Ведь в районе кабины его можно было бы сделать гораздо тоньше, тем самым снизив массу и площадь мидельного сечения, напрямую влияющую на аэродинамическое сопротивление. Однако главный конструктор "Райдэна" Дзиро Хорикоси прекрасно понимал, что и зачем он делает.

Он спроектировал самолет по принципу "идеально обтекаемого тела", зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления обладают близкие к эллипсу геометрические фигуры, вытянутые вдоль направления движения, у которых наибольшее поперечное сечение приходится примерно на 40% длины. То есть, в данном случае - именно в районе кабины.

По этой же причине двигатель "Райдэна" сильно сдвинут назад и соединен с винтом длинным валом, на который насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения нормальная работа мотора в таких условиях была бы невозможна. Разумеется, на вращение вентилятора расходовалась некоторая часть мощности, но эта потеря с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели эти ухищрения, для чего сравним "Райдэн" с его ровесником - советским истребителем Ла-5, появившимся на свет в том же марте 1942 года. На "Райдэне" первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор "Мицубиси Касэй-23" взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. - на высоте 5 километров.

При этом максимальная скорость самолета составляла 610 км/ч, скороподъемность у земли - 970 метров в минуту, рабочий потолок - 11680 метров, дальность без ПТБ - 1000 км. Включение системы водо-метанольного форсирования позволяло кратковременно повысить максимальную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета - до 660 км/ч, но этот режим мы оставим за скобками, поскольку на Ла-5 его не было.

Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, аналогичным "Касэю" (14-цилиндровая двухрядная "звезда"), но гораздо более мощным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте - 1330. При этом максимальная скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность - 833 метра в минуту, потолок - 9500 метров, дальность - 1190 км.

Таким образом, Ла-5, значительно превосходя "японца" мощностью силовой установки, столь же значительно проигрывал ему во всех летных характеристиках, кроме дальности. К этому можно добавить, что взлетный вес "Райдэна" без внешних подвесок был фактически таким же, как и у Ла-5, несмотря на более крупные геометрические размеры и более мощное вооружение (две пушки и два пулемета против двух пушек. Взлетная масса Ла-5 первой серийной модификации составляла 3230 кг, а "Райдэна" -  3210.

Прежде всего, это объяснялось цельнометаллической конструкцией японского истребителя и деревянной - у нашего. А дюраль, как известно, обладает более высокой удельной прочностью, поэтому деревянные конструкции при равной прочности всегда получаются тяжелее дюралевых.

Кстати, в использовании принципа "идеально обтекаемого тела" Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи истребителей Брюстер "Буффало" и Грумман "Уайлдкэт", по поводу которых у нас тоже многие удивлялись и даже хихикали - а чего это их так раздуло в талии? Но ничего смешного в этих машинах нет, а есть лишь продуманный инженерный расчет.

Однако надо заметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед "Райдэном". "Лавочкиных" за годы войны у нас сумели "настрогать" в общем счете 9920 штук, а "Райдэнов" в Японии - всего-навсего 671 экземпляр, включая прототипы. То есть, в 15 раз меньше.

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
Плановые проекции "Райдэна" и Ла-5, примерно в одном масштабе. Сразу бросается в глаза различие аэродинамических концепций.

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
Первый прототип "Райдэна" J1M1 и первая серийная модификация J1M2 в стандартной окраске. Видно, что трехлопастный винт заменен на четырехлопастный, установлены индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров двигателя и увеличен фонарь кабины для улучшения обзора.

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
"Райдэн" в бою с американским палубным истребителем "Хеллкэт".

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
Опытный образец "Райдэна" с двумя 30-миллиметровыми пушками.

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
Сохранившийся до наших дней музейный экземпляр "Райдэна".

Опасный сумоист Райдэна, более, скорость, гораздо, можно, Райдэне, Райдэн, кабины, глаза, аэродинамике, значительно, модификации, серийной, первой, фюзеляжа, истребителем, экземпляр, двигатель, всего, аэродинамическое
Препарированная масштабная модель модель "Райдэна", на которой видно его внутреннее устройство.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]