Как украсить дом к Новому году: Пример декоратора Жени Ждановой
---
Новогодний декор исторического деревянного дома на территории сада, которому почти сто лет
Дизайнер и декоратор Женя Жданова, финалист международной премии International Design Awards в Лондоне, член российской Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьера, встречает Новый год в необычном загородном доме на территории уникального сада Ракицкого. О том, как и чем она украсила дом 1929 года постройки и какие желания загадывает в нём на будущий 2022-й, читайте в предновогоднем репортаже из Тарусы.
О проекте
Место: дом и сад Ракицкого в Тарусе, Калужская область
Кто здесь живёт: дизайнер и декоратор Женя Жданова восстанавливает сад как культурно-просветительское пространство
Как давно: 1 год
Фото: сад и дом — Лиза Эшва; портреты — Стас Мартынов
Интересный факт: дом построен в 1929 году учёным-агрономом Николаем Петровичем Ракицким (1888–1979), коллекционером, главным дарителем Тарусской картинной галереи. В доме сохранилась историческая обстановка. В саду Ракицкого собраны редкие для этой местности растения.
Ставка на шишки
«В этом году главная идея новогоднего декора — шишки румелийской сосны, жемчужины сада. Николай Ракицкий посадил её здесь в 1948 году. Это сосна нетипична для нашей местности — она растёт на Балканском полуострове. В саду у Николая Петровича был очень редкий набор растений, которые он хотел акклиматизировать.
Семидесятилетняя сосна в прекрасном состоянии — летом мы сделали санитарную обрезку, удалили старые ветви, обработали от вредителей, и она откликнулась на такую заботу огромным урожаем шишек», — рассказывает Женя Жданова.
Совет: Для декора используйте натуральные материалы из своего сада.
«Это первый Новый год, который дом Ракицкого отмечает в тепле. Весь 2021-й мы его мыли, чистили, ремонтировали мебель, приводили в порядок комнаты. Теперь в доме работают водопровод и канализация, сделано отопление. Раньше это был летний домик, сейчас здесь можно жить круглый год», — рассказывает дизайнер.
Новогодняя экоёлка
«Мы собрали влажные шишки в неподъёмные мешки, потом разложили в тёплом месте на просушку в ящики для овощей и фруктов. После просушки шишки потеряли половину веса. И стали ещё пышнее, когда чешуйки раскрылись. Из шишек мы сделали декор на ставни и собрали новогоднюю ёлку. Каждая шишка покрыта серебристым налётом смолы», — рассказывает Женя.
Совет: Используйте шишки этого года — они наполнят дом ароматом.
Общий колорит — тёплый
В декоре дома Женя отталкивалась от тех идей, которые придумал его первый хозяин. Разноцветные стёкла в окнах, вставленные самим Николаем Ракицким, стали основой тёплого колорита новогоднего убранства.
Совет: Украсьте дом грецкими орехами, ветками физалиса, сосновыми шишками и мандаринами — они поддержат тёплую терракотовую гамму.
На фото: на полке над праздничным столом стоит портрет Н.П. Ракицкого (автор — художник-шестидесятник Николай Бревда)
Николай Петрович Ракицкий по первому образованию филолог-философ, по второму, полученному в сельскохозяйственной академии в Баварии ещё до революции 1917 года, — агроном. Кроме создания необычного сада-дендрария, он всю жизнь собирал коллекцию, которую передал в дар Тарусской картинной галерее. Основу коллекции составили работы К. Брюллова, И. Айвазовского, В. Поленова, Б. Кустодиева, М. Врубеля, А. Остроумовой-Лебедевой и других русских художников, предметы дореволюционного быта, старинное кружево — всего около 200 музейных единиц. Некоторые картины из личной коллекции Ракицкого перевели в Пушкинский музей, в Калугу, Серпухов.
Винтаж для праздничной сервировки
«В доме нет надуманности. Новогоднюю сервировку я сделала, использовав аутентичные предметы быта, которые остались здесь от Николая Петровича и его жены, писательницы Софии Захаровны Федорченко. Детей у них не было, дом и сад продавала падчерица Николая Петровича. Она передала мне все архивные материалы, книги и чемодан с кружевом.
На столе — исторические тарелки 1940–50 годов завода “Дулёво”. Кружевные салфетки — из тех запасов, что были найдены в чемодане. Из нового здесь только бокалы Гусь-Хрустального стекольного завода, которые мне подарили на день рождения — они гармонично сочетаются со старой посудой», — отмечает Женя Жданова.
Совет: Пересмотрите своё отношение к старым тарелкам, салфеткам и скатертям, доставшимся в наследство от бабушек. Смело соединяйте старый фарфор и современный хрусталь, выдержанные в едином стиле.
Свечи в нестандартных подсвечниках
«Не могу представить себе Новый год без свечей. Для сервировки я подобрала высокие свечи глубокого терракотового оттенка, сочетающегося с физалисом и цветом мебели в доме. Подсвечники — хрустальные лафитники для настоек, сохранившиеся в доме».
Совет: Вместо подсвечника для обычной чайной свечи возьмите большую коньячную рюмку с хрустальной ножкой, как сделала Женя Жданова. Алюминиевую гильзу дизайнер задекорировала тесьмой. Внутри в перевёрнутой рюмке — грецкий орех.
Живая ёлка с игрушками — на улице
«В прошлом году в Тарусе была новогодняя ярмарка, собравшая работы всех художников нашего местного творческого сообщества. В этом году деревянными игрушками, купленными на той ярмарке, дети украсили ёлку в саду».
Совет: Игрушки могут быть и пластиковыми, важно подобрать единый стиль и гамму.
Новогодний декор не только в интерьере
«Моя концепция — красота вокруг нас. В доме нашёлся аутентичный деревянный табурет. Я использовала засушенные растения и ветки, шишки румелийской сосны. Вместо вазы — алюминиевый бидон с надписью “Клубника 1960 г.” из быта Ракицкого. Получилась композиция “На завалинке”, — рассказывает Женя. Рядом стоит большая стеклянная бутыль, которую дизайнер тоже нашла в доме и декорировала внутри гирляндой на автономном питании — она светится ночью. Дрова, сложенные под крыльцом, тоже выглядят декоративным приёмом, усиливающим новогоднюю атмосферу.
Совет: Для контраста с пушистой зелёной хвоей возьмите ветки кустарника с яркими плодами (например, шиповника). Для уюта добавьте в композицию крупные варежки, скомбинированные с гирляндой из сосновых шишек. Таким декором можно украсить не только загородный участок, но и городской балкон.
Декор из шишек своими руками
«26 декабря вместе со своими студентами я планирую провести бесплатный мастер-класс для жителей Тарусы, взрослых и детей. Мы научим их делать декор из шишек румелийской сосны из сада Ракицкого», — рассказывает дизайнер.
Совет: Посетите бесплатный мастер-класс Жени Ждановой 26 декабря 2021 года. Он пройдёт в 12.00 по адресу: МСХ Таруса, ул. Комсомольская, 25.
Праздник и люди
В будущем году Женя Жданова собирается воплотить свою мечту — превратить дом и Сад Ракицкого в общественно-культурное пространство. Сюда уже приезжали директор и художественный руководитель Имперского Русского Балета Гедиминас Таранда, композитор Александр Журбин, дирижёр КОТа (Камерного оркестра Тарусы) Иван Великанов, оперный и эстрадный певец Альберт Жалилов.
Совет: Создавайте свою личную легенду места — попробуйте устроить домашний концерт или спектакль. Нынешние дома-музеи с богатой историей тоже когда-то начинались с семейных и дружеских праздников.
На фото: когда в саду начались восстановительные работы, в земле нашли металлическое основание керосиновой лампы — Женя сохранила его для декора дома
Николай Ракицкий и София Федорченко дружили с Цветаевыми, а когда жили в Москве в подвале усадьбы на Пречистенке — музее Льва Толстого — принимали у себя Михаила Булгакова и его жену. О том, как Ракицкий переехал в Тарусу и создал для тяжело заболевшей жены уникальный сад, читайте ниже.
Сад Ракицкого. История места
До переезда в Тарусу Николай Ракицкий, родившийся в Евпатории, жил в Киеве, Москве и в Крыму. В Евпатории он познакомился с писательницей Софией Федорченко. Они поженились около 1920 года, а в 1922-м переехали в Москву — получили комнату в подвале музея Льва Толстого, рядом с Булгаковыми. С 1926 года стали жить в Тарусе. Здесь Николай Петрович приобрёл большой заброшенный участок земли. В 1929-м построил на нём дом по собственному проекту и заложил сад. Как старший агроном научно-технического совета Главного управления полезащитного лесоразведения при Совете Министров СССР, он часто ездил по стране и привозил из командировок редкие саженцы и семена растений, которые не растут в Тарусе.
Через некоторое время из-за критики её литературного творчества София Захаровна тяжело заболела и часто была прикована к постели. Но за окном все эти годы разрастался удивительный сад. София Федорченко умерла в 1959 году, муж пережил её на 20 лет. После его смерти, с 1979 года, никто уже не занимался садом так, как сам Ракицкий. Несмотря на то что Николай Петрович был почётным гражданином Тарусы, средств на поддержание местной достопримечательности не выделялось. Всё изменилось, когда в 2020 году владение садом и домом перешло к дизайнеру и декоратору Жене Ждановой.
На фото: умывальник при входе в дом; раньше здесь висел старый рукомойник, а после того как в дом провели водопровод, рукомойник заменили на умывальник со смесителем — для раковины Женя взяла большой медный таз из той утвари, что сохранилась в доме
«Ракицкий в быту был очень скромным человеком, но он ездил по богатым калужским усадьбам — считал, что обязан спасти то, что могло быть утрачено после революции», — рассказывает Женя. Даже после передачи государству коллекции, в доме Ракицкого сохранились удивительные вещи.
Печь с изразцами XVIII века
Всего в доме три печи. Одна из них украшена калужскими изразцами конца XVIII века. В своё время Николай Ракицкий увидел на берегу реки Оки рушащуюся усадьбу и договорился, что печь аккуратно разберут и привезут к нему. «Сейчас каждый такой изразец стоит на блошином рынке от трёх до пяти тысяч рублей. А у нас здесь целая печь! Каждый изразец нежно-голубой с жёлтыми точками, в центре — цветочные корзиночки. Про такие ещё Екатерина II говорила, что созерцание их успокаивает нервы», — комментирует Женя.
Кресло Цветаевых
Семья создателя ГМИИ им. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева ещё с 1891 года надолго останавливалась в Тарусе. С самого рождения Марина Цветаева проводила каждое лето на тарусской городской даче в Песочном. Вынужденно покидая Тарусу уже в советское время, Цветаевы раздавали мебель со своей дачи. Чтобы помочь Марине Цветаевой, Николай Ракицкий и София Федорченко договорились забрать два кресла, если хозяева разрешат их выкупить. Когда в Тарусе в 1992 году открыли дом-музей Цветаевой, одно из кресел наследница Ракицкого Елена Семёновна Козлова подарила музею. Здесь в доме сохранилось второе.
«Изначально на нём не было росписи. Это сам Ракицкий изобрёл краску по текстилю и расписал спинку. У нас сохранился рецепт краски, но формулу мы пока держим в секрете. Ткань сейчас в плохом состоянии, мы ищем грамотного реставратора», — рассказывает дизайнер. Над креслом — эскиз с рисунком, перерисованным Ракицким с изразца печи. Женя нашла его в доме и оформила в багет.
Железные кровати, мебель и вся обстановка — аутентичные, как в музее
«В доме сохранились коробки с датами производства этих вещей — 1936, 1945, 1952-й… Целая история советского дизайна! Кровати — 1930-х годов, на одной из таких металлических кроватей я сплю сама. Матрас купила новый, но он ватный, как были раньше. И сверху — красивое покрывало».
Кружева XVIII–XIX веков
Большую коллекцию европейского и русского кружева Николай Ракицкий передал в дар Тарусской картинной галерее. Но в доме тоже сохранились кружева, подзоры, вышивка, тесьма конца XVIII — начала XIX века. «Местами нити разъехались, кружево порвалось, на ткани были пятна, — вспоминает Женя. — Мы восстанавливали рисунок нитей с Марианной Могилевской — прекрасным человеком, который работает в этой области более 20 лет и всегда помогает мне с текстилем в моих проектах».
Чтобы восстановить утраченные фрагменты, Жене пришлось докупить старое кружево. Самое подходящее для реставрации абажуров, сплетённое на коклюшках, нашлось на блошином рынке в Италии.
Витражные окна
По проекту Ракицкого в окна дома были вставлены разноцветные стёкла. Оконные рамы Жене тоже пришлось реставрировать. На время ремонта всю старинную утварь и кружево вывезли из дома. Мебель также отреставрировали. Одновременно восстановили ткань занавесок, по дырочкам на ткани определили, где какая висела, и вернули их на окна.
Беседка
Не сохранилось ни одного фото, как выглядела беседка, стоявшая в саду Ракицких. «Поэтому мы фантазировали, — рассказывает Женя. — С резьбой помогли партнёры — столярная мастерская “Новый интерьер” Жанны Фёдоровой, вместе мы обычно делаем московские объекты. В верхнем фризе беседки появятся ещё зелёные стёкла — так мы хотим связать беседку с домом».
Летом здесь будут проходить мастер-классы и завтраки-обеды-ужины с интересными людьми. В беседке поставят стол со столешницей из мозаики по мотивам традиционной тарусской вышивки. Над столом — абажур, сплетённый в технике макраме, он уже готов и ждёт наступления нового лета.
Кормушка для птиц
Ракицкий написал несколько книг по озеленению. В одной из них большой абзац он посвятил птицам — тому, как важно привлекать их в сад для борьбы с вредителями. «Мы решили следовать его советам. Наш плотник Алексей Павельев по мотивам беседки сделал кормушку для птиц высотой 60 см — она подойдёт не только для синичек. Вечером мы её повесили, а утром жизнь в ней уже бурлила, повсюду была разбросана шелуха от семечек».
Летом в саду появится и большая поилка для птиц, отделанная мозаикой — её создаст для проекта известный итальянский мозаичист Марко Бравура.
Финансирование сада Ракицкого
«Всё, что я зарабатываю в Москве и Европе на своих проектах как дизайнер и декоратор, трачу здесь. Вначале я плохо представляла расходы на этот проект и масштаб инвестиций. Чтобы этим летом обеспечивать беспрерывную реставрацию дома, мне пришлось продать свою большую машину».
«Я рада любой помощи — хочу создать новое культурное пространство, новую точку на карте Тарусы. В саду Ракицкого будут проходить выставки и концерты, будет работать Зелёный Театр. Для юных ботаников планирую создать Зелёную Школу, чтобы научить их создавать красоту вокруг себя».
Хотя дом и сад находятся в частной собственности, они станут образовательно-просветительским пространством. Именно поэтому все партнёры Жени Ждановой по проекту выполняли работу на безвозмездной основе.
«В 2021 году мы подавали заявку на Президентский Грант “Культурные инициативы”, но, к сожалению, проект не получил поддержки. Мы продолжим пытаться получить государственное финансирование, но в то же время вынуждены искать поддержку из других источников и будем признательны за любой вклад в возрождение легендарного сада», — говорит Женя.
Дизайнер и декоратор Женя Жданова, финалист международной премии International Design Awards в Лондоне, член российской Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьера, встречает Новый год в необычном загородном доме на территории уникального сада Ракицкого. О том, как и чем она украсила дом 1929 года постройки и какие желания загадывает в нём на будущий 2022-й, читайте в предновогоднем репортаже из Тарусы.
О проекте
Место: дом и сад Ракицкого в Тарусе, Калужская область
Кто здесь живёт: дизайнер и декоратор Женя Жданова восстанавливает сад как культурно-просветительское пространство
Как давно: 1 год
Фото: сад и дом — Лиза Эшва; портреты — Стас Мартынов
Интересный факт: дом построен в 1929 году учёным-агрономом Николаем Петровичем Ракицким (1888–1979), коллекционером, главным дарителем Тарусской картинной галереи. В доме сохранилась историческая обстановка. В саду Ракицкого собраны редкие для этой местности растения.
Ставка на шишки
«В этом году главная идея новогоднего декора — шишки румелийской сосны, жемчужины сада. Николай Ракицкий посадил её здесь в 1948 году. Это сосна нетипична для нашей местности — она растёт на Балканском полуострове. В саду у Николая Петровича был очень редкий набор растений, которые он хотел акклиматизировать.
Семидесятилетняя сосна в прекрасном состоянии — летом мы сделали санитарную обрезку, удалили старые ветви, обработали от вредителей, и она откликнулась на такую заботу огромным урожаем шишек», — рассказывает Женя Жданова.
Совет: Для декора используйте натуральные материалы из своего сада.
«Это первый Новый год, который дом Ракицкого отмечает в тепле. Весь 2021-й мы его мыли, чистили, ремонтировали мебель, приводили в порядок комнаты. Теперь в доме работают водопровод и канализация, сделано отопление. Раньше это был летний домик, сейчас здесь можно жить круглый год», — рассказывает дизайнер.
Новогодняя экоёлка
«Мы собрали влажные шишки в неподъёмные мешки, потом разложили в тёплом месте на просушку в ящики для овощей и фруктов. После просушки шишки потеряли половину веса. И стали ещё пышнее, когда чешуйки раскрылись. Из шишек мы сделали декор на ставни и собрали новогоднюю ёлку. Каждая шишка покрыта серебристым налётом смолы», — рассказывает Женя.
Совет: Используйте шишки этого года — они наполнят дом ароматом.
Общий колорит — тёплый
В декоре дома Женя отталкивалась от тех идей, которые придумал его первый хозяин. Разноцветные стёкла в окнах, вставленные самим Николаем Ракицким, стали основой тёплого колорита новогоднего убранства.
Совет: Украсьте дом грецкими орехами, ветками физалиса, сосновыми шишками и мандаринами — они поддержат тёплую терракотовую гамму.
На фото: на полке над праздничным столом стоит портрет Н.П. Ракицкого (автор — художник-шестидесятник Николай Бревда)
Николай Петрович Ракицкий по первому образованию филолог-философ, по второму, полученному в сельскохозяйственной академии в Баварии ещё до революции 1917 года, — агроном. Кроме создания необычного сада-дендрария, он всю жизнь собирал коллекцию, которую передал в дар Тарусской картинной галерее. Основу коллекции составили работы К. Брюллова, И. Айвазовского, В. Поленова, Б. Кустодиева, М. Врубеля, А. Остроумовой-Лебедевой и других русских художников, предметы дореволюционного быта, старинное кружево — всего около 200 музейных единиц. Некоторые картины из личной коллекции Ракицкого перевели в Пушкинский музей, в Калугу, Серпухов.
Винтаж для праздничной сервировки
«В доме нет надуманности. Новогоднюю сервировку я сделала, использовав аутентичные предметы быта, которые остались здесь от Николая Петровича и его жены, писательницы Софии Захаровны Федорченко. Детей у них не было, дом и сад продавала падчерица Николая Петровича. Она передала мне все архивные материалы, книги и чемодан с кружевом.
На столе — исторические тарелки 1940–50 годов завода “Дулёво”. Кружевные салфетки — из тех запасов, что были найдены в чемодане. Из нового здесь только бокалы Гусь-Хрустального стекольного завода, которые мне подарили на день рождения — они гармонично сочетаются со старой посудой», — отмечает Женя Жданова.
Совет: Пересмотрите своё отношение к старым тарелкам, салфеткам и скатертям, доставшимся в наследство от бабушек. Смело соединяйте старый фарфор и современный хрусталь, выдержанные в едином стиле.
Свечи в нестандартных подсвечниках
«Не могу представить себе Новый год без свечей. Для сервировки я подобрала высокие свечи глубокого терракотового оттенка, сочетающегося с физалисом и цветом мебели в доме. Подсвечники — хрустальные лафитники для настоек, сохранившиеся в доме».
Совет: Вместо подсвечника для обычной чайной свечи возьмите большую коньячную рюмку с хрустальной ножкой, как сделала Женя Жданова. Алюминиевую гильзу дизайнер задекорировала тесьмой. Внутри в перевёрнутой рюмке — грецкий орех.
Живая ёлка с игрушками — на улице
«В прошлом году в Тарусе была новогодняя ярмарка, собравшая работы всех художников нашего местного творческого сообщества. В этом году деревянными игрушками, купленными на той ярмарке, дети украсили ёлку в саду».
Совет: Игрушки могут быть и пластиковыми, важно подобрать единый стиль и гамму.
Новогодний декор не только в интерьере
«Моя концепция — красота вокруг нас. В доме нашёлся аутентичный деревянный табурет. Я использовала засушенные растения и ветки, шишки румелийской сосны. Вместо вазы — алюминиевый бидон с надписью “Клубника 1960 г.” из быта Ракицкого. Получилась композиция “На завалинке”, — рассказывает Женя. Рядом стоит большая стеклянная бутыль, которую дизайнер тоже нашла в доме и декорировала внутри гирляндой на автономном питании — она светится ночью. Дрова, сложенные под крыльцом, тоже выглядят декоративным приёмом, усиливающим новогоднюю атмосферу.
Совет: Для контраста с пушистой зелёной хвоей возьмите ветки кустарника с яркими плодами (например, шиповника). Для уюта добавьте в композицию крупные варежки, скомбинированные с гирляндой из сосновых шишек. Таким декором можно украсить не только загородный участок, но и городской балкон.
Декор из шишек своими руками
«26 декабря вместе со своими студентами я планирую провести бесплатный мастер-класс для жителей Тарусы, взрослых и детей. Мы научим их делать декор из шишек румелийской сосны из сада Ракицкого», — рассказывает дизайнер.
Совет: Посетите бесплатный мастер-класс Жени Ждановой 26 декабря 2021 года. Он пройдёт в 12.00 по адресу: МСХ Таруса, ул. Комсомольская, 25.
Праздник и люди
В будущем году Женя Жданова собирается воплотить свою мечту — превратить дом и Сад Ракицкого в общественно-культурное пространство. Сюда уже приезжали директор и художественный руководитель Имперского Русского Балета Гедиминас Таранда, композитор Александр Журбин, дирижёр КОТа (Камерного оркестра Тарусы) Иван Великанов, оперный и эстрадный певец Альберт Жалилов.
Совет: Создавайте свою личную легенду места — попробуйте устроить домашний концерт или спектакль. Нынешние дома-музеи с богатой историей тоже когда-то начинались с семейных и дружеских праздников.
На фото: когда в саду начались восстановительные работы, в земле нашли металлическое основание керосиновой лампы — Женя сохранила его для декора дома
Николай Ракицкий и София Федорченко дружили с Цветаевыми, а когда жили в Москве в подвале усадьбы на Пречистенке — музее Льва Толстого — принимали у себя Михаила Булгакова и его жену. О том, как Ракицкий переехал в Тарусу и создал для тяжело заболевшей жены уникальный сад, читайте ниже.
Сад Ракицкого. История места
До переезда в Тарусу Николай Ракицкий, родившийся в Евпатории, жил в Киеве, Москве и в Крыму. В Евпатории он познакомился с писательницей Софией Федорченко. Они поженились около 1920 года, а в 1922-м переехали в Москву — получили комнату в подвале музея Льва Толстого, рядом с Булгаковыми. С 1926 года стали жить в Тарусе. Здесь Николай Петрович приобрёл большой заброшенный участок земли. В 1929-м построил на нём дом по собственному проекту и заложил сад. Как старший агроном научно-технического совета Главного управления полезащитного лесоразведения при Совете Министров СССР, он часто ездил по стране и привозил из командировок редкие саженцы и семена растений, которые не растут в Тарусе.
Через некоторое время из-за критики её литературного творчества София Захаровна тяжело заболела и часто была прикована к постели. Но за окном все эти годы разрастался удивительный сад. София Федорченко умерла в 1959 году, муж пережил её на 20 лет. После его смерти, с 1979 года, никто уже не занимался садом так, как сам Ракицкий. Несмотря на то что Николай Петрович был почётным гражданином Тарусы, средств на поддержание местной достопримечательности не выделялось. Всё изменилось, когда в 2020 году владение садом и домом перешло к дизайнеру и декоратору Жене Ждановой.
На фото: умывальник при входе в дом; раньше здесь висел старый рукомойник, а после того как в дом провели водопровод, рукомойник заменили на умывальник со смесителем — для раковины Женя взяла большой медный таз из той утвари, что сохранилась в доме
«Ракицкий в быту был очень скромным человеком, но он ездил по богатым калужским усадьбам — считал, что обязан спасти то, что могло быть утрачено после революции», — рассказывает Женя. Даже после передачи государству коллекции, в доме Ракицкого сохранились удивительные вещи.
Печь с изразцами XVIII века
Всего в доме три печи. Одна из них украшена калужскими изразцами конца XVIII века. В своё время Николай Ракицкий увидел на берегу реки Оки рушащуюся усадьбу и договорился, что печь аккуратно разберут и привезут к нему. «Сейчас каждый такой изразец стоит на блошином рынке от трёх до пяти тысяч рублей. А у нас здесь целая печь! Каждый изразец нежно-голубой с жёлтыми точками, в центре — цветочные корзиночки. Про такие ещё Екатерина II говорила, что созерцание их успокаивает нервы», — комментирует Женя.
Кресло Цветаевых
Семья создателя ГМИИ им. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева ещё с 1891 года надолго останавливалась в Тарусе. С самого рождения Марина Цветаева проводила каждое лето на тарусской городской даче в Песочном. Вынужденно покидая Тарусу уже в советское время, Цветаевы раздавали мебель со своей дачи. Чтобы помочь Марине Цветаевой, Николай Ракицкий и София Федорченко договорились забрать два кресла, если хозяева разрешат их выкупить. Когда в Тарусе в 1992 году открыли дом-музей Цветаевой, одно из кресел наследница Ракицкого Елена Семёновна Козлова подарила музею. Здесь в доме сохранилось второе.
«Изначально на нём не было росписи. Это сам Ракицкий изобрёл краску по текстилю и расписал спинку. У нас сохранился рецепт краски, но формулу мы пока держим в секрете. Ткань сейчас в плохом состоянии, мы ищем грамотного реставратора», — рассказывает дизайнер. Над креслом — эскиз с рисунком, перерисованным Ракицким с изразца печи. Женя нашла его в доме и оформила в багет.
Железные кровати, мебель и вся обстановка — аутентичные, как в музее
«В доме сохранились коробки с датами производства этих вещей — 1936, 1945, 1952-й… Целая история советского дизайна! Кровати — 1930-х годов, на одной из таких металлических кроватей я сплю сама. Матрас купила новый, но он ватный, как были раньше. И сверху — красивое покрывало».
Кружева XVIII–XIX веков
Большую коллекцию европейского и русского кружева Николай Ракицкий передал в дар Тарусской картинной галерее. Но в доме тоже сохранились кружева, подзоры, вышивка, тесьма конца XVIII — начала XIX века. «Местами нити разъехались, кружево порвалось, на ткани были пятна, — вспоминает Женя. — Мы восстанавливали рисунок нитей с Марианной Могилевской — прекрасным человеком, который работает в этой области более 20 лет и всегда помогает мне с текстилем в моих проектах».
Чтобы восстановить утраченные фрагменты, Жене пришлось докупить старое кружево. Самое подходящее для реставрации абажуров, сплетённое на коклюшках, нашлось на блошином рынке в Италии.
Витражные окна
По проекту Ракицкого в окна дома были вставлены разноцветные стёкла. Оконные рамы Жене тоже пришлось реставрировать. На время ремонта всю старинную утварь и кружево вывезли из дома. Мебель также отреставрировали. Одновременно восстановили ткань занавесок, по дырочкам на ткани определили, где какая висела, и вернули их на окна.
Беседка
Не сохранилось ни одного фото, как выглядела беседка, стоявшая в саду Ракицких. «Поэтому мы фантазировали, — рассказывает Женя. — С резьбой помогли партнёры — столярная мастерская “Новый интерьер” Жанны Фёдоровой, вместе мы обычно делаем московские объекты. В верхнем фризе беседки появятся ещё зелёные стёкла — так мы хотим связать беседку с домом».
Летом здесь будут проходить мастер-классы и завтраки-обеды-ужины с интересными людьми. В беседке поставят стол со столешницей из мозаики по мотивам традиционной тарусской вышивки. Над столом — абажур, сплетённый в технике макраме, он уже готов и ждёт наступления нового лета.
Кормушка для птиц
Ракицкий написал несколько книг по озеленению. В одной из них большой абзац он посвятил птицам — тому, как важно привлекать их в сад для борьбы с вредителями. «Мы решили следовать его советам. Наш плотник Алексей Павельев по мотивам беседки сделал кормушку для птиц высотой 60 см — она подойдёт не только для синичек. Вечером мы её повесили, а утром жизнь в ней уже бурлила, повсюду была разбросана шелуха от семечек».
Летом в саду появится и большая поилка для птиц, отделанная мозаикой — её создаст для проекта известный итальянский мозаичист Марко Бравура.
Финансирование сада Ракицкого
«Всё, что я зарабатываю в Москве и Европе на своих проектах как дизайнер и декоратор, трачу здесь. Вначале я плохо представляла расходы на этот проект и масштаб инвестиций. Чтобы этим летом обеспечивать беспрерывную реставрацию дома, мне пришлось продать свою большую машину».
«Я рада любой помощи — хочу создать новое культурное пространство, новую точку на карте Тарусы. В саду Ракицкого будут проходить выставки и концерты, будет работать Зелёный Театр. Для юных ботаников планирую создать Зелёную Школу, чтобы научить их создавать красоту вокруг себя».
Хотя дом и сад находятся в частной собственности, они станут образовательно-просветительским пространством. Именно поэтому все партнёры Жени Ждановой по проекту выполняли работу на безвозмездной основе.
«В 2021 году мы подавали заявку на Президентский Грант “Культурные инициативы”, но, к сожалению, проект не получил поддержки. Мы продолжим пытаться получить государственное финансирование, но в то же время вынуждены искать поддержку из других источников и будем признательны за любой вклад в возрождение легендарного сада», — говорит Женя.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]