Плохие новости: Тюмень испортили, и дальше будет только хуже
---
Когда я написал про безумный проект реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени, многие читатели задались вопросом: а может быть, не все так однозначно? Как можно критиковать проект, если не знаешь всех данных, не видел всех документов и т.д... И вообще, "ты хоть одну дорогу построил, чтобы критиковать?"
Представьте, что вы сегодня приходите в клинику, а доктор пациенту кашель лечит героином, а венерические заболевания — ртутью... Вы не доктор, но кое-что слышали и читали, и теперь удивляетесь, как это так? Ведь подобные методы лечения давно признали вредными и неэффективными. Но врач вас уверяет, что "здесь особый случай, и только так можно решить проблему!" Вы еще больше удивляетесь, ведь есть мировой опыт, есть исследования, есть в конце концов другие врачи... Тут такая же история. Глядя на эскизы, любой человек, кто хоть немного празбирается в вопросах транспорта, поймет, что Тюмень собираются изгадить. Предложенный проект не нацелен на улучшение транспортной ситуации, он не избавит город от пробок, он скорее убьет его, как ртуть несколько веков назад убивала пациентов.
Стремясь решить все транспортные проблемы кубометрами бетона и асфальтовыми полями, Тюмень собирается превратить обычную улицу в монстра. Для этого, по сложившимся обычаям, были приглашены строители, которые быстро вывели принцип «больше полос + меньше светофоров = всем хорошо» и пошли считать смету.
В этом месте человек, который осилил хотя бы полторы книжки по урбанистике или транспортному планированию для чайников, должен схватиться за голову и начать биться головой об стену со словами «глупцы, зачем вы это делаете?!».
Увы, в Тюмени чужой опыт не изучают, а за транспортное планирование там, видимо, отвечают строители с дорожными полицейскими. Давайте для них сделаем поверхностный анализ и объясним на пальцах, что не так. Всё-таки жалко жителей улицы Мельникайте, плюс выкидывать в кризис огромную кучу денег на бессмысленный проект – не самое лучшее решение.
Улица сегодня
Улица Мельникайте в Тюмени проходит с севера на юг города, связывает заречную часть с центром.
Это транзитная улица с регулируемыми перекрёстками и 1-4 полосами в каждую сторону. Примыкания второстепенных улиц и территорий выполнены под 90 градусов. В некоторых местах уже успели воткнуть эстакады (почему-то пробки не исчезли), но основная часть пересечений в одном уровне и со светофорами.
Улица проходит через плотную жилую застройку, имеет оживлённое пешеходное движение и маршруты общественного транспорта. Велоинфраструктуры нет, но скоростной режим по умолчанию 60 км/ч.
Что хотят сделать
Если кратко – монстра:
• Бессветофорное движение;
• Пересечение потоков автомобилей и пешеходов в разных уровнях;
• Скоростной режим 80 км/ч.
К чему это приведёт
К сожалению, в России всё ещё сильна старая градостроительная школа с представлениями об улицах из 1960-х годов. Перенос бытовой логики типа «много машин – нужно больше асфальта и меньше светофоров» ведёт к заблуждениям, необоснованным тратам и ухудшению транспортной обстановки. Москвичей этими сказками кормили долгие годы, запуская односторонние улицы по 7 полос, строя эстакады, туннели и подземные пешеходные переходы на обычных улицах. Пробок от всего этого меньше не стало, зато стало больше машин и стало труднее жить всем остальным. Вот что на самом деле будет в Тюмени в случае реализации проекта.
Снижение качества городской среды – улица перестаёт восприниматься как общественное пространства из-за нарушения человеческого размера, отсутствия пешеходной доступности и агрессивной среды со стороны проезжей части. Появится проблема «последний мили» у общественного и велосипедного транспорта – добраться до автобуса или переехать по надземному переходу будет в разы сложнее, чем сейчас. Пешеходов на улице станет меньше, а затем угаснет и бизнес. Собственникам недвижимости стоит ожидать падения стоимости квартир и помещений.
Ухудшение уровня жизни – увеличение загрязнения воздуха, уровня шума и пыли из-за роста количества машин негативно отразится на здоровье горожан. Из-за разрыва городской среды и снижения привлекательности улицы как общественного пространства, местные жители станут меньше ходить и больше болеть. Всё это в долгосрочном плане приведёт к снижению человеческого капитала Тюмени и увеличению затрат на здравоохранение.
Картинка из 70-х, но актуальна до сих пор
Рост аварийности – увеличение скорости снижает время на реакцию для водителя и создаёт эффект туннельной обзорности. Примыкания выездов с второстепенных улиц и территорий под 90 градусов не обеспечивает равномерность потока – выезжающим машинам потребуется сначала вклиниться в поток, а затем набирать скорость. Выезды и въезды с новых развязок создают потенциальные конфликтные точки.
Больше пробок – искусственное увеличение привлекательности личного транспорта для поездок по городу с одновременным ухудшением городской среды вызывает спровоцированный спрос на автомобилепользование. Люди охотнее поедут на своей машине, чем пойдут пешком или поедут на общественном транспорте или велосипеде. В итоге это приведёт к увеличению загруженности улиц и к пробкам. Ликвидация перекрёстков со светофорным регулированием увеличит пропускную способность отдельных точек, но вызовет перегрузку следующих улиц и пересечений – без светофоров трафик двигается без дозирования и неуправляемо.
Скорость движения потока более 50 км/ч снижает пропускную способность каждой полосы за счёт увеличения буферной зоны во время движения. Иными словами, это приведёт лишь к переносу пробки на 100 метров в лучшем случае. С точки зрения математики, решить проблему пробок строительством развязок и новых полос невозможно:
Вымирание и социальная опасность – снижение привлекательности улицы ведёт к уменьшению потоков людей, из-за чего территория выпадает из социального контроля. Особенно опасными местами становятся под- и надземные переходы как места концентрации асоциальных личностей.
Увеличение стоимости содержания – искусственные сооружения требуют значительных человеческих и финансовых усилий для их поддержания в исправном состоянии. Сложные объекты требуют высококвалифицированных специалистов. Как всё это живёт в реальной жизни, хорошо видно по лифтам в переходах – балансодержатели их просто отключают.
Нерациональное использование ресурсов – земля как самый ценный ресурс в городе должна приносить общественную пользу и генерировать прибыль. В случае строительства развязок, земля начинает генерировать убытки и разрастание города вширь. Сравните Флоренцию и транспортную развязку в Атланте в одинаковом масштабе: с одной стороны кварталы с жильём и бизнесом, а с другой – лишь асфальт и бетон.
Первое – город для людей, второе – радость строителя и горе для города. А теперь представим, что могло бы быть здесь.
Что в итоге
Проект реконструкции выполнен с нарушением принципов городского планирования, где приоритет должен отдаваться пешеходу, его комфорту и безопасности. Пешеход в качестве приоритета выбран не случайно – это базис, ведь все мы пешеходы, даже если у вас есть ключи от машины или велосипед. Проект же отбирает улицу у пешеходов и жителей, превращая её в подобие внутригородской скоростной дорогой, то есть местом для передвижения исключительно машин. Делать такие объекты в жилой зоне с подземными переходами и многоуровневыми развязками настоятельно не рекомендуется по перечисленным выше причинам. Внутригородские дороги (второй контур улиц) нужно делать платными и вести под землёй или через промзоны и пустыри – только тогда общественный вред для жителей и города от машин будет минимален.
Положительный эффект от строительства новых развязок будет временным. Но потом число автомобилей вырастет и это приведёт лишь к ещё более серьёзным транспортным заторам и экологическому бедствию. Иными словами, проект опасен и вреден для общества, в случае его реализации необходимо проработать вопрос компенсации потерь жителям от ухудшения городской среды.
Что делать? Насколько это возможно, такие проекты надо отбивать. Жителям надо объединяться и требовать удобного и безопасного города. К сожалению, в России в подобных вопросах люди неграмотны. Многие не понимают вреда таких проектов для города. Просвещайте соседей, спасайте города от варваров!
Пост помогал готовить Аркадий Гершман.
Фото и скриншоты: «Мостострой 11», «Яндекс.Карты», ПИИ Тюменьдорпроект
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]