Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления
03.12.2021 20 801 0 +472 Morya4ok

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления

---
+472
В закладки
Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Мало накачать к лету пресс. Нужно еще успеть стать остроумным и креативным. Мы разработали для тебя действенную программу тренировок. Без дураков. Ускоренный курс.

Почетный профессор Оксфордского университета Эдвард де Боно еще в 1969 году сделал революционное заявление: чувство юмора, креативность и умение спонтанно рождать идеи — это вовсе не удел избранных, а вполне конкретные навыки мышления. Чтобы доказать это, де Боно придумал упражнения, которые помогли тысячам людей осознать, какими глупцами и занудами они были до начала занятий, и тут же исправиться.

Мы вытащили самые эффективные упражнения из книг Эдварда де Боно и предлагаем тебе их освоить. Правда, прежде чем ты приступишь, нам надо объяснить тебе, как работает (работал, будет работать) твой мозг.

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Песочница им. Де Боно

Мышление человека — самоорганизующаяся система. Сравнить ее можно с песочницей, на которую дети льют воду совочком. Поначалу песок — это ровная поверхность. Но после того, как на него попадет вода, в песке образуется углубление. Какое-то время вода еще растекается вширь. Но если лить ее достаточно долго, она начнет сразу стекать в ямку, еще больше углубляя ее.

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

То же самое и с мышлением. Проникая в голову человека, информация оставляет в ней след. Если жизнь рутинна, а впечатления однообразны, след будет довольно глубоким. Так формируется «ямка» — шаблон мышления. У любого из нас таких шаблонов в голове тысячи, и это, в общем, нормально. Шаблоны помогают человеку быстро распознавать ситуацию и реагировать на нее. Если ты хоть раз обжигался, то будешь всегда отдергивать руку от огня, а не держать ее над пламенем и прислушиваться к своим ощущениям.

Но, увы, шаблоны хороши лишь в простых ситуациях. Чем сложнее входящая информация (книги, фильмы, ссоры с девушкой), тем уникальнее должны быть реакции. Но люди очень часто и ее подгоняют под шаблоны (все бабы — стервы, а Джим Кэрри не умеет сниматься в серьезном кино).

Такое мышление называется вертикальным, так как информация в этом случае «стекает» вертикально вниз, по шаблону. Как назло, школьная программа развивает именно такой тип мышления. Но, к счастью, помимо вертикального есть еще и латеральное мышление (от лат. lateralis — «боковой»). Латерально мыслящий человек не спешит идти на поводу у шаблонов. Он ломает их, играет с ними и генерирует новые, причудливые шаблоны. Некоторые обладают такими способностями от природы. Но их единицы. Попробуем объяснить разницу между двумя типами мышления на примере нашего старого конкурса «Придумай подпись к картине».

Как побеждать в нашем конкурсе

В одном из номеров мы предлагали придумать остроумный комментарий к «Девочке на шаре» Пикассо. Почему-то именно эта картина вызвала чудовищный всплеск глупых, «вертикальных» подписей. Почти сто читателей, не сговариваясь, прислали нам фразы вроде: «Сидит чувак в цирке и мануально себя удовлетворяет». Конечно, поза гимнаста в правой части картины может натолкнуть на подобную мысль. Для кого-то это будет даже ассоциацией первого порядка. Но когда дело доходит до остроумия, первая мысль — плохая! Это всегда шаблон.

Многие читатели даже не попытались хотя бы немного сломать его. Стоило посмотреть на ситуацию глазами девочки («Раньше он возбуждался от одного взгляда на меня. А теперь на что мне только приходится идти!»), как подпись из пошлой и грубой могла бы превратиться в более-менее сносную. Но, увы, в ста случаях из ста этого не случилось.

Кстати, победила в том месяце такая подпись: «Долго циркачи пытали Колобка: говори, рожа, что такое сусеки?!» Неожиданно! А ведь человек всего лишь воспользовался (неосознанно) двумя навыками латерального мышления: «отрезанным ломтем» и «выбором точки входа». Впрочем, не будем забегать вперед.

Занятие первое. Выработка альтернатив

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Если верить де Боно, люди с возрастом не становятся умнее. По крайней мере, в том, что касается латерального мышления. Когда профессор на своих занятиях показывал детям фигуру слева и просил ее описать, он получал порядка сорока вариантов ответа. В том числе: домик без трубы, заготовка для самолетика, две половинки косо разрезанного прямоугольника. Взрослые на тот же нехитрый тест давали куда меньше ответов. А все почему? Из-за привычки к вертикальному мышлению.

Становясь старше, мы начинаем вводить все больше ограничений для своего воображения. Мы беспокоимся, что про нас подумают окружающие, и отметаем «детские» варианты ответа вроде самолетика или домика. Идем по пути наименьшего сопротивления: эту фигуру легче всего получить, отпилив углы у прямоугольника, так зачем искать другие, более сложные варианты — вроде треугольника, положенного сверху на квадрат? А результат — узость мышления. Чтобы научиться мыслить шире, в течение двух-трех недель выполняй следующие упражнения.

1-е упражнение: «Что это было?»

Возьми себе за правило придумывать несколько описаний любой увиденной картинки. Вот, например, плакат с мокрой девушкой, протягивающей тебе телефон. Отстранись от мысли, что это реклама. Представь, что вы с девушкой стали жертвой цунами. Она нашла на развалинах отеля телефон и хочет вызвать спасателей, но боится, что ее не поймут из-за плохого английского.

Ну да, глупо. Но это не важно. Твоя задача сейчас — сдвинуть свой мозг с ржавых рельс ассоциаций первого порядка. Ты должен научиться вырабатывать альтернативы. Для начала — не меньше трех за раз. Начать тренировку можно вот с этой картинки. Что на ней происходит?

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

2-Е УПРАЖНЕНИЕ: «ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Произведения искусства (особенно те, что печатались в учебниках) хороши для нас тем, что каждое из них — это очень жесткий шаблон. Согласись, тебе трудно представить Ивана Грозного в отрыве от трупа его сына. Каждый взгляд на картину сразу же пробуждает в голове поток однонаправленных ассоциаций. Чтобы побороть эту привычку мыслить шаблонно, возьми репродукцию какой-нибудь очень известной картины, например «Опять двойка» или «Демон», и вырежи из нее центральную фигуру, как это сделали мы.

Попробуй представить себе ситуацию, в которой вырезанная фигура могла бы быть в той же позе. Иногда бывает полезно положить фигуру набок или перевернуть вверх ногами. И сразу же в голову приходят альтернативы: «Иван Грозный выкорчевывает дерево» или «Иван Грозный взрывает дом». Не важно, какими будут придуманные тобой толкования. Важно, чтобы у тебя вошло в привычку разлагать любую ситуацию на составляющие и отметать самые очевидные ее толкования.

Один из законов латерального мышления гласит: не бывает умных и глупых мыслей, любая мысль хороша, если она хоть чем-то отличается от той, что пришла тебе в голову сразу.

Занятие второе. Выбор точки входа

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Еще один тест де Боно выглядит так: ученикам предлагается нарисовать фигуру, которую можно будет разделить на четыре равные части одним разрезом.
35% тут же сдаются;
50% предлагают вариант с крестом, очень узким в центральной части, но крест разрезается максимум надвое;
3% учащихся предлагают варианты, которые подчас поражают самого де Боно;
12% в среднем всегда показывают отличный результат, потому что подходят к решению задачи с конца. То есть вырезают из листа бумаги четыре одинаковых квадрата, а потом пытаются сложить их в единую фигуру.

В этом вся суть: стоит поменять «точку входа» (порядок решения), как проблема решается в два счета.

И это относится не только к умозрительным геометрическим задачам. Проблемы очень часто можно решать, сразу представив себе результат или взглянув на ситуацию глазами разных ее участников. Именно этим мы будем заниматься примерно в течение недели, выполняя следующие упражнения.

3-Е УПРАЖНЕНИЕ: «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Можешь просто покрасить в разные цвета шесть дедушкиных цилиндров. С их помощью ты научишься изменять точку входа в проблему и не зацикливаться на одном и том же. Одно из неудобств вертикального мышления заключается в том, что оно действует шаг за шагом. Мысля вертикально, ты не можешь сказать Б, не сказав А. Поэтому, избрав заведомо неверное начало пути, ты часто попадаешь в тупик.

Метод «шести шляп» позволяет смотреть на любую проблему с разных точек зрения и разрабатывать одновременно несколько путей. Скажем, ты не слышишь будильник по утрам и опаздываешь на работу. Положи перед собой шесть шляп и присвой им роли. Например:
1) пусть описывает самый худший финал развития событий;
2) критикует все, что предлагают остальные участники дискуссии;
3) сомневается, что проблема вообще существует;
ищет виноватых;
4) пытается расширить проблему и связать ее с другими аспектами жизни;
дробит ее на более мелкие составляющие.

Спор о будильнике в этом случае может выглядеть примерно так:

1. Если я снова просплю, меня уволят.
2. Не уволят! Найдешь другую работу!
3. Кто вообще сказал, что нужно работать там, куда нужно приходить рано?
4. Во всем виноват будильник: он тихо звонит! Нужно просто завести новый.
5. А по-моему, все дело в трамваях, которые по утрам грохочут. Из-за них я не слышу будильника. Надо поставить стеклопакеты, и все будет хорошо.
6. Да нет же! Из-за трамваев я проспал один раз. А вчера была виновата текила.

В общем, ты понял. Сначала (хотя бы пару дней) тебе придется формально закреплять момент изменения точки входа, снимая и надевая шляпы. Когда научишься вести внутренний диалог, сможешь обходиться и без них.

4-е упражнение: «Пейзаж перед бурей»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Это разновидность упражнения «Что это было?» Правда, сейчас твоя задача не искать варианты, а мысленно отмотать назад события, запечатленные на картинке. Если ты владеешь фотошопом, можешь даже поглумиться над изображениями из Интернета, как это сделал наш художник. Если ты играешь в шахматы, упражняйся с ними. Расставь королей и еще несколько фигур на доске в случайном порядке.

Попробуй проиграть партию в обратном порядке — подумай, кто куда пошел и кого съел. Скорее всего, у тебя ничего не выйдет. Но, как ты уже догадался, это не важно. Главное — научиться думать от конца к началу. Чтобы понять, зачем это нужно, примени латеральное мышление.

Занятие третье. Вызов основам

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Понять, как работает третий аспект латерального мышления, легче всего во время разговора с ребенком:
— Почему деревья качаются?
— Потому что ветер.
— А почему деревья качаются от ветра?
— Он их толкает, но не может вырвать из земли, вот они и качаются туда-сюда.
— А почему он не может их вырвать?
— Потому что у них есть корни.
— А зачем им корни?

Такой диалог может продолжаться часами. Дети не приемлют ответов «потому что так надо» или «потому что так принято». «Кем принято?» — спрашивают они. В этот момент дети ставят под сомнение шаблон, который взрослые давно приняли на веру. Это помогает детям развиваться и выдавать на-гора парадоксальные суждения.

5-е упражнение: «Будь как дети»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Мы бы посоветовали тебе завести детей. Но что ты будешь делать, когда отточишь навыки латерального мышления? Лучше заведи себе полезную привычку: всякий раз, когда тебе захочется задать вопрос «почему» (начальнику или девушке), делай это трижды. То есть выстраивай цепочку уточняющих вопросов. Не позволяй людям морочить тебе голову ответами «так надо» и «по кочану». Конечно, есть опасность, что ты прослывешь педантом. Зато после месяца таких упражнений ты сможешь более-менее освободить свой мозг от застарелых шаблонов.

6-Е УПРАЖНЕНИЕ: «БОРЬБА БЕЗ ПРАВИЛ»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Небольшая задачка — опять же для тех, кто умеет играть в шахматы. Черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Чтобы решить ее, держи в уме две вещи: а) простой, вертикальный перебор ходов тут не поможет; б) дойдя до последней линии, пешка превращается в любую фигуру.

Занятие четвертое. Случайная стимуляция

В этом навыке можно упражняться хоть всю жизнь. Суть его в следующем: всякий раз, когда перед тобой стоит проблема и ты не знаешь, с чего начать, выбирай наугад слово из книги, журнал, сайта.

Например, тебе нужно дописать статью, и первое слово, в которое ты ткнул пальцем, — «солярий». Попробуй найти связь. Скажем, ранней весной, когда солнце неяркое, нужно ходить в солярий, чтобы в организме образовывался витамин D, необходимый для мыслительной деятельности. Или: если долго лежать в солярии, то он жжот, как аффтар. Может, эти рассуждения тебе и не пригодятся, но они, как минимум, выведут тебя из тупика и заставят мысль работать.

Занятие пятое. Переворот

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Случай из жизни: однажды нам нужно было придумать подпись к картинке слева. Увидев всадника, первым делом мы подумали о романе Майна Рида. Но написать что-нибудь про всадника без головы было бы слишком банально. И тогда мы придумали: «Увидев эту картину, Майн Рид написал «Майн кампф». То есть мы взяли очевидный вариант и немного сломали шаблон! То, что итоговая подпись была основана на созвучии, — дело десятое. Важен принцип: иногда, чтобы получить новую идею, можно взять банальную и перевернуть ее (или один из ее компонентов). Итог может быть несовместим со здравым смыслом. Но он будет нов, а это единственное, что имеет значение.

7-е упражнение: «Хвост виляет собакой»

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Упражняться будем на газетах. Увидев броский заголовок, поменяй местами содержащиеся в нем существительные. Полученный вариант («Армия собирается реформировать Путина», «Банановая кожура умерла, поскользнувшись на вундеркинде») будет казаться тебе бессмыслицей. Твоя задача — насытить его смыслом. То есть придумать ситуацию, подходящую под заголовок. Например: вундеркинд вырастил бананы без кожуры, идея была признана рентабельной, и банановая кожура отмирает как явление. Бред, конечно. Но мышление развивает.

Освободи извилину! 7 упражнений для развития творческого мышления мышления, будет, ситуацию, латерального, нужно, можно, может, фигуру, когда, Чтобы, подпись, очень, сразу, голову, всего, упражнение, шаблон, важно, УПРАЖНЕНИЕ, которые

Ну вот и все. Занятия закончились, и мы отпускаем тебя на каникулы. Месяц, который ты провел за чтением этой статьи, наверняка пошел твоему мозгу на пользу: он вырос и возмужал. Желаем тебе успехов в дальнейшем совершенствовании навыков латерального мышления. И надеемся, что теперь ты никогда не будешь присылать нам на конкурс подписи в стихах!

Илл.: Влад Лесников. Фото: Vostock Photo, Юрий Кольцов, East News
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]