Кинешма, Ивановская область...Россия: "ментальная" окраина.
30.05.2017 757 0 0 kirill-moiseev

Кинешма, Ивановская область...Россия: "ментальная" окраина.

---
0
В закладки
1) В первой части мы посмотрим с вами окраины Кинешмы, которая является вторым городом по численности населения Ивановской области в 412 км от Москвы прямо у самой Волги, где в своё время снимали такие фильмы советского и российского кинематографа, как "Овсянки" в 2010 году и "Китайский сервиз" в 1999. Этот город фигурировал и в литературных произведениях, таких как пьесы "Бесприданница" и "Гроза" Николая Островского, имевшего здесь имение Щелыково (он сам даже был избран почётным мировым судьёй).
IMG_3325.JPG

2) Карта исследованной территории.
«Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии… А какие там люди!»

Николай Островский
IMG_3385.PNG

3) На 2016 год население города составляло чуть больше 86,000 человек при максимальной численности в 105,000 жителей в 1986-1987 гг. К сожалению, уровень жизни Ивановской области является самым низким в Центральном Федеральном округе, да и по стране экономическая ситуация сравнима с Псковской областью и регионами крайнего Севера, откуда население с начала 1990-х продолжает мигрировать в более благополучные регионы. При более основательном изучении Ивановской области постепенно появляется ощущение машины времени, чувство, что ты попал в 1970-е или даже 1950-е годы, проявляющееся даже в относительно транспортной изолированности региона в том факте, что в Ивановщине нет электрифицированных жд-линий, этакое царство тепловозов.
IMG_3309.JPG

4) Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году в качестве рыбной слободы, что во многом роднило её с такими городами в этих краях, как Романов-Борисоглебск (ныне Тутаев), Плёс, Юрьевец. В период Смутного времени ополчение города под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против польско-литовских интервентов. В конце XIX века начинается активное промышленное развитие этого уездного города. И уже к началу советской эпохи количество заводов и фабрик в Кинешме исчислялось десятками, а в советские времена процесс продолжился. Нетрудно догадаться, что в девяностые годы многие предприятия города не выжили, что и отразилось на сокращении населения города.
Кинешма - это такая смесь текстильного краснокирпичного застрявшего в прошлом ивановского фабричного города и классицистического бело-зелёного верхневолжского города в духе Островского. Это то место где две эти сущности, обе приятные и весьма старомодные, пересекаются.
IMG_3310.JPG

5) Кинешемская периферия - это такая типичная для городов Ивановской области смесь старых промзон, ещё более старых церквей и частного сектора, многоэтажная застройка есть только в центре и по окраинам.
IMG_3347.JPG

6) Из-за обилия частного сектора, речек, старых промзон и пустырей современная Кинешма вообще получилась довольно разбросанной и обширной по территории - город вытянут вдоль Волги более чем на 10 километров.
IMG_3351.JPG

7)
IMG_3346.JPG

8)
IMG_3352.JPG

9)
IMG_3353.JPG

10)
IMG_3315.JPG

11) Перед нами автостанция, где ищачально располагался жд-вокзал при открытии движения поездов из Кинешмы через тогдашнюю "текстильную столицу России" Иваново в сторону Москвы в 1871 году. Автовокзалы в нашей стране стали появляться поздно, начиная с конца 1950-х годов, и поэтому с "недвижимостью" им не очень везло; исключения, как правило - это автостанции, по той или иной причине получившие старые здания железнодорожных вокзалов.
Сама же железная дорога и дала старт развитию промышленности города. Что интересно, существовали разные варианты продления — кроме Кинешмы, предполагалась возможность тянуть линию на Юрьевец, Плёс или саму Кострому. Строительство железной дороги в те времена определяло многое, и если бы было принято иное решение о направлении строительства этой линии, то, быть может, был бы сейчас Плёс развитым промышленным городом с населением под 100,000 человек, тогда как население Кинешмы не превышало бы отметку в 5000 жителей.
IMG_3314.JPG

12) А это — ныне действующий железнодорожный вокзал, спроектированный в 1984 году и введенный в эксплуатацию 6 марта 1991 года. В целом, загрузка железной дороги в этих местах составляет только 30% от максимальной пропускной способности - опять же итог гибели значительной части местной промышленности. После падения значения грузоперевозок по Волге Ивановская область постепенно утрачивает транспортные транзитные функции и превращается в медвежий угол Центральной России. Транзитный трафик из Петербурга в Верхнее Поволжье через Москву идёт быстрее, чем по старым тепловозным линиям Ивановщины.
IMG_3313.JPG

13) Жд-тупик. Вообще, я люблю подобные окончания железных дорог, так как представляется, что конец пути возможен только на центральных московских вокзалах, но это далеко не так.
IMG_3312.JPG

14) Музей военной техники под открытым небом при входе в Парк культуры и отдыха им. 35-летия Победы.
DSC_0128.JPG

15) Жилой дом начала 1930-х гг. в стиле конструктивизм.
IMG_3316.JPG

16) Двор.
DSC_0174.JPG

17) Музей пожарной техники у пожарной части на ул. Островского. Теперь знаю, как называется эта трубочка - "переносной лафетный ствол".
IMG_3320.JPG

18) Неожиданно очень важный монумент на пересечении улиц Островского и Ленина - памятник Маршалу Советского Союза и Дважды Герою Советского Союза Александру Василевскому работы скульптора Евгения Вучетича, создателя монумента "Советскому воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине и скульптуры "Родина-мать зовёт" в Волгограде.
Сам же Александр Василевский родился в Кинешемском уезде в селе Новая Гольчиха, которому во время Великой Отечественной войны выпадет возможность командовать штурмом Кёнигсберга и Пиллау (ныне Балтийск, пасхалка Славе) силами 3 Белорусского фронта и Дальневосточной операции советской армии по разгрому Квантунской армии Японии в августе 1945 года.
DSC_0183.JPG

19) Бывшая мужская гимназия 1906 года постройки.
IMG_3323.JPG

20) Очень красивое здание, кстати.
IMG_3326.JPG

21) Бывший театр им. Николая Островского - теперь здесь ночной клуб "Империя соблазна".
IMG_3322.JPG

22) Отрадно, что, не смотря на бедность города, многие выходящие фасадом "хрущёвки" покрашены и прошли капитальный ремонт. Такая реновация без сноса дома.
DSC_0195.JPG

23) Небольшой памятник жертвам политических репрессий.
DSC_0207.JPG

24) Церковь Сретения Господня 1779 года постройки на средства купца П. Таланова среди 4 и 5-этажной застройки привокзального района.
IMG_3327.JPG

25) Уютный двор. Небольшая река Казоха, за ней - бывший Кинешемский мукомольный комбинат и Волга. Так же, как и текстильные предприятия, мукомольные заводы, коим и принадлежат «тумбы» элеваторов, давно прекратили своё существование. Из сотен работающих на них кинешемцев остались пару десятков человек охраны.
На крыше уцелел серп и молот.
IMG_3328.JPG

26)
IMG_3330.JPG

27) Ивановская история продления железной дороги за Волгу - это отдельная и грустная история.
Мостов через Волгу нет, а заволжские районы региона кое-как обходятся паромами.
С середины 1970-х годов начал проектироваться мост в Кинешме, который призван был в том числе включить регион в транзитные пассажиро- и грузопотоки. Мост должен был быть совмещённым автомобильно-железнодорожным, и образующийся ход Александров - Иваново - Кинешма - Островское - Галич мог стать альтернативным (хотя и второстепенным) элементом Транссиба.
Возведение моста начали только в 1986 г., к развалу Союза не успели. В итоге достроили к 2003 г., но в целях удешевления и ввиду общего упадка железнодорожного транспорта - только в автодорожном варианте.
Центральный вокзал в Кинешме в любом случае остался бы тупиковым (существующая линия 1871 года упирается в начало центра города), но транзитные поезда увеличили бы значение города и даже, может быть, оживили бы городскую экономику.
IMG_3331.JPG

28) В Кинешме регулярные речные перевозки дожили до 2009 года - во многом благодаря тому, что вплоть до 2003 года не было моста через Волгу и единственным способом добраться в соседний Заволжск был паром.
IMG_3329.JPG

29) Вот она - нереализованная железная дорога, несколько километров не хватает до автомобильного моста через Волгу в сторону Костромы.
IMG_3333.JPG

30)
IMG_3334.JPG

31) Памятник воинам Великой Отечественной войны у проходной бывшего мукомольного комбината.
IMG_3335.JPG

32)
IMG_3336.JPG

33) Но есть в городе много и положительных сдвигов в отношении к историческому наследию. Вот примерно так из заброшки местный предприниматель здание переделывает в ресторан.
IMG_3337.JPG

34) Кинешма, бесспорно, хороша. По центру будет отдельный масштабный пост с множеством исторических памятников.
IMG_3339.JPG

35) Уютная городская набережная.
IMG_3245.JPG

36) Почему "ментальная окраина" в названии поста? Потому что богатство исторического наследия нужно чётко отделить от экономических проблем постсоветской эпохи.
Перед нами бывший речной вокзал, теперь здесь торговый центр "Речной".

Ещё через город проходит вертолётная пассажирская линия Кострома - Кинешма - Юрьевец, одна из последних оставшихся в стране дотируемых недорогих линий малой авиации.
IMG_3338.JPG

37)
IMG_3340.JPG

38) Причал.
IMG_3341.JPG

39) Элеватор. Напоминает "Святилище" у группировки Спасителей в сериале "Ходячие мертвецы".
IMG_3342.JPG

40) Никольский мост через реку Кинешемка, связывающий центр с районом Заречье 1956 года постройки.
IMG_3343.JPG

41)
IMG_3345.JPG

42)
IMG_3344.JPG

43) Посмотрим сам район Заречье.
IMG_3349.JPG

44) Раритетный советский указатель на текстильный комбинат
IMG_3348.JPG

45) Церковь Спаса-Преображения 1696 года - древнейший храм города, редкий пример двухэтажного храма в традициях костромского зодчества XVII в.
IMG_3357.JPG

46)
IMG_3359.JPG

47) Дом Нагорских, т.н. "теремок", сооружённый в 1909-1914 гг. архитектором Николаем Нагорским для своего отца - известного ветеринара-эпизоотолога В.Ф. Нагорского. Дом расположен на верхней кромке берегового склона Кинешемки в Заречье и хорошо просматривается из центра города.
IMG_3358.JPG

48) Напротив Спасо-Преображенской церкви находится храм Успения 1747 года постройки.
IMG_3360.JPG

49) Увиденный нами элеватор с другого ракурса.
IMG_3361.JPG

50) Речная пристань у элеватора.
IMG_3362.JPG

51) Здание почты.
IMG_3356.JPG

52) Преступление так заделывать окна.
IMG_3350.JPG

53) Теперь отправимся непосредственно в центр города - он многообещающий и заслуживает внимание.
IMG_3364.JPG

54) Не переключайтесь.
IMG_3363.JPGуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]