Вознесенский собор Касимов
---
В центре Соборной площади Касимова возвышается громадный Вознесенский собор, возведенный в 1854-1862 годах по проекту рязанского губернского архитектора Н.И.Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах XX века. Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских фасадов, но и татарских.
Не смотря на то, что настоящий собор был построен в XIX веке, его история началась значительно раньше. В 1571 году Касимов вошел в состав украинских укреплений и описывается в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленных в 1627 году, как деревянный город, в котором «соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви предел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви церковнаго строения: образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное…».
Фотография из интернета
Вот что говорится о Вознесенском соборе в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: "...Касимовский Вознесенский собор был основан, как надо предполагать, в начале XVII столетия, в то время, когда власть касимовских царей и царевичей начала угасать и город Касимов со всем прилегающим к нему краем начал постепенно присоединяться и входить в состав русского государства и населяться все более русскими. Это было в царсвование Михаила Федоровича, при касимовских владельцах царе Арслане и царевиче Сеид-Бурхане, нареченном во святом крещении Василием."
"Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь."
"...В 1748 году касимовским воеводою Василием Михайловичем Ховриным на месте деревянного Вознесенского собора, существовавшего еще в 1623 году, был построен каменный, тоже главный престол во имя Вознесения Госполня, а боковые - один во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, а другой - во имя Покрова Пресвятой богородицы."
"Построение же каменной соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной с таким же названием, начато было по благословению преосвященного Алексия Титова на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. При протопопе Григории Никитине была составлена опись имущества храма и описан сам храм, что, разумеется, представляет интерес. «Церковь каменная Вознесения Господня, настоящая о пяти глав, главы обиты деревянной чешуею, кресты на них позлащенные, кровля на той церкви и на трапезе дощатая средняя…». Из икон указываются икона Господа Саваофа резная, образ запрестольный Толгской Богоматери «четвертной», образ Распятия Господня резной, «три Образа Богоматерных»…
В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал В.А.Губарев, выполняя завещание своего тестя Кирилла Федоровича Скорнякова.
24 мая 1786 года соборный протоиерей просил епархиальное начальство «разобрать алтарь настоящей церкви до основания и построить вновь в более обширных размерах». Кроме того, предполагалось устроить новый иконостас, соразмерный с алтарем, а стены украсить живописью, на что Преосвященный Симон (Лагов) 12 июня 1786 г. дал на то грамоту. Благодаря Губареву, его усердию и расторопности (а он был и предводителем Касимовского дворянства и уездным судьей), и прихожанином храма, устройство нового алтаря было окончено вовремя, иконостас поставлен на место и настоящая церковь была готова к освящению, которое состоялось 8 августа 1787 года архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.
Однако Губарев, ратуя о красоте и благолепии храма, подал прошение 10 декабря 1787 года на сооружение вместо одного двух приделов в трапезной части Вознесенского собора - на правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. Василия Великого, а на левой - во имя св. Димитрия Ростовского чудотворца и св. Екатерины Великомученицы. В 1788 г. он писал, «что трапеза по разобрании за утеснением прежней, вновь распространена и построена каменным зданием с двумя теплыми приделами». В сентябре 1790 г. Губарев доносил Владыке, что приделы «ко освящению приходят в готовность, а какое во оных благолепие и имущество, о том значить во учиненной касимовским протопопом Феодором описи». В описи значилось, что «приделы построены каменным зданием по подобию прочих православнокафолических греческого исповедания святых восточных церквей». «Иконостасами убраны за несделанием новых, старыми, во оных святыя образа искуснописанныя, а порасколничаскому умствованию неймется» (документа писан красивыми буквами со множеством й вместо и) Храм был освящен в 1790 г, на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора.
В 1799 г. Владыко Симон (Лагов) писал в консисторию, что «Касимовской Соборной церкви прихожанин высокоблагородный господин Василий Андреевич Губарев» просил дать разрешение на замену деревянной крыши храма железную, на что сумма у прихожан имелась.
Собор, построенный в 1748 году был низок, мал и тесен; поэтому жители города Касимова построили в 1854году (освящен в 1862 году) новый просторный и прекрасной архитектуры тоже главный престол во имя Вознесения Господня, а боковые те же что и в старом соборе. План настоящего собора был снят с плана собора в г.Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.
По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайше конфирмированный план города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу».
Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова - кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма.
Строительство храма началось 11 августа 1854 г. о чем благочинный сообщал своему архипастырю. Пока строился соборный храм, службы с разрешения епархиального начальства отправлялись в Успенском , который находился поблизости. В 1860 г. комитет по строительству доносил, что церковь внутри уже вся была отштукатурена, окна вставлены, и уже имелось намерение приступить к постройке иконостаса. Рисунок иконостаса был выполнен так же архитектором Воронихиным, и новый правящий архиерей дозволил далее производить необходимые работы.
Однако средств на строительство не хватало, и для сбора денег у доброхотов разрешено было выдать специальные книги. Касимовцы так много помогали собору, что уже в 1861 г. стало возможным в храме устроить 4 изразцовых печи, построить каменную паперть со входа в западную дверь, достроить и покрыть каменную колокольню, начатую строительством в 1859 г. на средства Алянчикова, и поставить на церкви и колокольне кресты: на церкви на 5 куполах - железные вызолоченные, а на колокольне обтянутый белым глянцевым железом. Колокольня была самым высоким сооружением в городе, на ней был колокол в 760 пудов.
1900-1905г
В 1863 году храм был почти построен, исключая главного иконостаса, который был сделан вчерне с резьбой, но без святых икон. По своей обширности и богатству внутренней отделки, собор принадлежал к числу самых красивейших церквей Рязанской губернии.
В 1867 г. было подано прошение об освящении собора 14 мая текущего года, так как вся церковь и иконостас, и вся утварь были готовы к этому событию. После освящения главного престола предполагалось приступить к покраске стен и сводов собора разноцветной масляной краской.
Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе и почитались прихожанами, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне….
1900-1910 гг
... Вознесенский собор снаружи был выкрашен в 1889 году и купол был расписан внутри храма в 1890 году; снаружи собор имеет очень красивый вид..."
После событий 1917 г. Собор постигла участь всех православных церквей.
В советское время он был закрыт. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. Райвнуторг, который находился рядом с собором, был предупрежден о переносе своих торговых палаток, дабы они не мешали новым «крякутным» испытывать свои внутренние силы. . На картине видна веревка с колокольни, по которой спускались парашютисты.
Шли годы …7 апреля 1960 г. на заседании исполкома Касимовского городского совета депутатов трудящихся встал вопрос о разборе соборной колокольни на Советской площади. «В виду того, что находящаяся на одной из центральных площадей г. Касимова соборная церковь подвергается разрушению, и не является памятником архитектуры, под охраной государства не состоит» исполком решил «в целях улучшения и обеспечения безопасности движения на Советской площади людей и автогужевого транспорта» до 1 июля разобрать грозящую обвалом соборную колокольню на Советской площади, а кирпич использовать на ремонт жилого фонда
Снято 1 июля 1990г
В 1998 году Вознесенский собор возвращён Церкви. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.
К сожалению, я не нашла имя автора этой работы
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=19
http://sobory.ru/photo/?photo=128530
https://elitsy.s3.amazonaws.com/media/src/95/8f/958f78f289044fd1be95ac0d4b937fe2.jpg
http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=62
http://www.history-ryazan.ru/node/4199
Не смотря на то, что настоящий собор был построен в XIX веке, его история началась значительно раньше. В 1571 году Касимов вошел в состав украинских укреплений и описывается в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленных в 1627 году, как деревянный город, в котором «соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви предел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви церковнаго строения: образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное…».
Фотография из интернета
Вот что говорится о Вознесенском соборе в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: "...Касимовский Вознесенский собор был основан, как надо предполагать, в начале XVII столетия, в то время, когда власть касимовских царей и царевичей начала угасать и город Касимов со всем прилегающим к нему краем начал постепенно присоединяться и входить в состав русского государства и населяться все более русскими. Это было в царсвование Михаила Федоровича, при касимовских владельцах царе Арслане и царевиче Сеид-Бурхане, нареченном во святом крещении Василием."
"Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь."
"...В 1748 году касимовским воеводою Василием Михайловичем Ховриным на месте деревянного Вознесенского собора, существовавшего еще в 1623 году, был построен каменный, тоже главный престол во имя Вознесения Госполня, а боковые - один во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, а другой - во имя Покрова Пресвятой богородицы."
"Построение же каменной соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной с таким же названием, начато было по благословению преосвященного Алексия Титова на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. При протопопе Григории Никитине была составлена опись имущества храма и описан сам храм, что, разумеется, представляет интерес. «Церковь каменная Вознесения Господня, настоящая о пяти глав, главы обиты деревянной чешуею, кресты на них позлащенные, кровля на той церкви и на трапезе дощатая средняя…». Из икон указываются икона Господа Саваофа резная, образ запрестольный Толгской Богоматери «четвертной», образ Распятия Господня резной, «три Образа Богоматерных»…
В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал В.А.Губарев, выполняя завещание своего тестя Кирилла Федоровича Скорнякова.
24 мая 1786 года соборный протоиерей просил епархиальное начальство «разобрать алтарь настоящей церкви до основания и построить вновь в более обширных размерах». Кроме того, предполагалось устроить новый иконостас, соразмерный с алтарем, а стены украсить живописью, на что Преосвященный Симон (Лагов) 12 июня 1786 г. дал на то грамоту. Благодаря Губареву, его усердию и расторопности (а он был и предводителем Касимовского дворянства и уездным судьей), и прихожанином храма, устройство нового алтаря было окончено вовремя, иконостас поставлен на место и настоящая церковь была готова к освящению, которое состоялось 8 августа 1787 года архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.
Однако Губарев, ратуя о красоте и благолепии храма, подал прошение 10 декабря 1787 года на сооружение вместо одного двух приделов в трапезной части Вознесенского собора - на правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. Василия Великого, а на левой - во имя св. Димитрия Ростовского чудотворца и св. Екатерины Великомученицы. В 1788 г. он писал, «что трапеза по разобрании за утеснением прежней, вновь распространена и построена каменным зданием с двумя теплыми приделами». В сентябре 1790 г. Губарев доносил Владыке, что приделы «ко освящению приходят в готовность, а какое во оных благолепие и имущество, о том значить во учиненной касимовским протопопом Феодором описи». В описи значилось, что «приделы построены каменным зданием по подобию прочих православнокафолических греческого исповедания святых восточных церквей». «Иконостасами убраны за несделанием новых, старыми, во оных святыя образа искуснописанныя, а порасколничаскому умствованию неймется» (документа писан красивыми буквами со множеством й вместо и) Храм был освящен в 1790 г, на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора.
В 1799 г. Владыко Симон (Лагов) писал в консисторию, что «Касимовской Соборной церкви прихожанин высокоблагородный господин Василий Андреевич Губарев» просил дать разрешение на замену деревянной крыши храма железную, на что сумма у прихожан имелась.
Собор, построенный в 1748 году был низок, мал и тесен; поэтому жители города Касимова построили в 1854году (освящен в 1862 году) новый просторный и прекрасной архитектуры тоже главный престол во имя Вознесения Господня, а боковые те же что и в старом соборе. План настоящего собора был снят с плана собора в г.Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.
По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайше конфирмированный план города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу».
Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова - кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма.
Строительство храма началось 11 августа 1854 г. о чем благочинный сообщал своему архипастырю. Пока строился соборный храм, службы с разрешения епархиального начальства отправлялись в Успенском , который находился поблизости. В 1860 г. комитет по строительству доносил, что церковь внутри уже вся была отштукатурена, окна вставлены, и уже имелось намерение приступить к постройке иконостаса. Рисунок иконостаса был выполнен так же архитектором Воронихиным, и новый правящий архиерей дозволил далее производить необходимые работы.
Однако средств на строительство не хватало, и для сбора денег у доброхотов разрешено было выдать специальные книги. Касимовцы так много помогали собору, что уже в 1861 г. стало возможным в храме устроить 4 изразцовых печи, построить каменную паперть со входа в западную дверь, достроить и покрыть каменную колокольню, начатую строительством в 1859 г. на средства Алянчикова, и поставить на церкви и колокольне кресты: на церкви на 5 куполах - железные вызолоченные, а на колокольне обтянутый белым глянцевым железом. Колокольня была самым высоким сооружением в городе, на ней был колокол в 760 пудов.
1900-1905г
В 1863 году храм был почти построен, исключая главного иконостаса, который был сделан вчерне с резьбой, но без святых икон. По своей обширности и богатству внутренней отделки, собор принадлежал к числу самых красивейших церквей Рязанской губернии.
В 1867 г. было подано прошение об освящении собора 14 мая текущего года, так как вся церковь и иконостас, и вся утварь были готовы к этому событию. После освящения главного престола предполагалось приступить к покраске стен и сводов собора разноцветной масляной краской.
Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе и почитались прихожанами, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне….
1900-1910 гг
... Вознесенский собор снаружи был выкрашен в 1889 году и купол был расписан внутри храма в 1890 году; снаружи собор имеет очень красивый вид..."
После событий 1917 г. Собор постигла участь всех православных церквей.
В советское время он был закрыт. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. Райвнуторг, который находился рядом с собором, был предупрежден о переносе своих торговых палаток, дабы они не мешали новым «крякутным» испытывать свои внутренние силы. . На картине видна веревка с колокольни, по которой спускались парашютисты.
Шли годы …7 апреля 1960 г. на заседании исполкома Касимовского городского совета депутатов трудящихся встал вопрос о разборе соборной колокольни на Советской площади. «В виду того, что находящаяся на одной из центральных площадей г. Касимова соборная церковь подвергается разрушению, и не является памятником архитектуры, под охраной государства не состоит» исполком решил «в целях улучшения и обеспечения безопасности движения на Советской площади людей и автогужевого транспорта» до 1 июля разобрать грозящую обвалом соборную колокольню на Советской площади, а кирпич использовать на ремонт жилого фонда
Снято 1 июля 1990г
В 1998 году Вознесенский собор возвращён Церкви. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.
К сожалению, я не нашла имя автора этой работы
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=19
http://sobory.ru/photo/?photo=128530
https://elitsy.s3.amazonaws.com/media/src/95/8f/958f78f289044fd1be95ac0d4b937fe2.jpg
http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=62
http://www.history-ryazan.ru/node/4199
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]