От погребения к кремации как воплощение одной из идей социалистической революции.
19.04.2017 869 0 0 kirill-moiseev

От погребения к кремации как воплощение одной из идей социалистической революции.

---
0
В закладки
1) В процессе поиске материала для "Московской летописи" в районе Донского монастыря наткнулся на первый в советской России крематорий в стиле конструктивизма 1927 года постройки, который был экспериментальным проектом большевиков, связанным с идеей отказа от традиционного погребения и перехожу ко всеобщей кремации в масштабах всей страны.
В соответствие с этой идеей, здесь были кремированы Максим Горький, Владимир Маяковский, Серго Орджоникидзе ( недаром через дорогу корпус инженерного факультета РУДН).
DSC_0590.JPG

2) Первый в СССР крематорий был открыт на месте тогда ещё недостроенной кладбищенской церкви Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской на территории Донского кладбища. Проект перестройки храма был разработан архитектором–конструктивистом Дмитрием Осиповым (автор комплекса общежитий красной профессуры на Большой Пироговской улице) и Константином Мельниковым (оформил саркофаг для мавзолея Владимира Ленина).
IMG_2069.JPG

3) Пробное испытание печей крематория состоялось 11 января 1927 г. Было сожжено тело рабочего Мытищинской водоподъемной станции Ф. К. Соловьева 53 лет. Сожжение продолжалось полтора часа и было снято на кинопленку. 7 октября 1927 года крематорий был открыт.
По материалам Большой медицинской энциклопедии, "в московском крематории при непрерывной работе, при сжигании в среднем 15 человек в день и без охлаждения печи на ночь средний расход угля выражается примерно в 25—30 кг на 1 умершего, а себестоимость одного сжигания, включая эксплуатационные расходы и амортизацию здания и оборудования, приблизительно в 12 рублей на каждого сожженного. Пропускная способность печи — 16–18 взрослых и детей в течение суток". За первые 3 года существования этого крематория было произведено почти 10,000 сожжений.
DSC_0599.JPG

4) С открытием Первого крематория идея огненных похорон стала считаться очень модной и прогрессивной. В газетах стали появляться многочисленные статьи, пропагандирующие эту тему и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки царских времён с традиционными захоронениями. В 1927—32 годах действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК), работавшее в тесном сотрудничестве с «Союзом воинствующих безбожников». Считалось, что коммунисты, как люди передовых взглядов, должны показывать пример и в этом деле.
IMG_2068.JPG

5) "Пробежав по инерции несколько шагов, вошедший остановился перед стариком швейцаром в фуражке с золотым зигзагом на околыше и молодецким голосом спросил: — Ну что, старик, в крематорий пора?
— Пора, батюшка, - ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий.
Он даже взмахнул руками. На его добром лице отразилась полная готовность хоть сейчас, предаться огненному погребению.
В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено, — но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: "Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?" Или: "Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора". И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение. И вообще разговоры о смерти, считавшиеся до сих пор неудобными и невежливыми, стали котироваться в Черноморске наравне с анекдотами из еврейской и кавказской жизни и вызывали всеобщий интерес".
— Ильф и Петров — «Золотой телёнок», 1931 г.
DSC_0605.JPG

6) Получается, если бы эта идея получила дальнейшее развитие, то традиционные кладбища ограничивались захоронениями вплоть до 1920-1930-х гг, а уже последние 70-80 лет у нас массово была бы возможность взять и развеять прах по ветру.
IMG_2071.JPG

7) "Среди ровного гудения троллейбуса слышались слова от окошка:
— Уголовный розыск… скандал… ну, прямо мистика!
Из этих отрывочных кусочков Маргарита Николаевна кое-как составила что-то связное. Граждане шептались о том, что у какого-то покойника, а какого — они не называли, сегодня утром из гроба украли голову! Вот из-за этого этот Желдыбин так и волнуется теперь. Все эти, что шепчутся в троллейбусе, тоже имеют какое-то отношение к обокраденному покойнику.
— Поспеем ли за цветами заехать? — беспокоился маленький, — кремация, ты говоришь, в два?".
— М. Булгаков — «Мастер и Маргарита»
IMG_2067.JPG

8) Кремации продолжались до 1973 года, затем сам крематорий был закрыт до конца 1990-х гг., и в его здани восстановлена церковь.
DSC_0597.JPG

9) С двух сторон бывшего крематория расположены колумбарии (сегодня это новое для меня слово) с хранилищами урн с прахом после кремации.
DSC_0581.JPG

10) В заключение, выскажусь относительно того, почему в названии записи "воплощение одной из идей социалистической революции". Дело в том, что Октябрьская революция 1917 года дала миру приобретение женщинами избирательными правами и правовое положение в обществе наравне с мужчинами, возникновение развитого профсоюзного движения, защищавшее возможность рабочим отстаивать свои права в трудовой деятельности, нормированная продолжительность трудового дня и массовое образование прежде всего среди бывших податных сословий, - всё это стало возможным не только в нашей стране, но и в Европе и США. Этот тезис я писал ещё в серии постов о конструктивизме в Иваново, повторюсь ещё раз. Революция дала не только огромное обновление в искусстве, кино, театре, но и сама эпоха не отрицала и такие достаточно экстравагантные идеи, как отказ от захоронения тел в пользу кремации.
DSC_0579.JPG

11)
DSC_0578.JPGуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]