От погребения к кремации как воплощение одной из идей социалистической революции.
---
1) В процессе поиске материала для "Московской летописи" в районе Донского монастыря наткнулся на первый в советской России крематорий в стиле конструктивизма 1927 года постройки, который был экспериментальным проектом большевиков, связанным с идеей отказа от традиционного погребения и перехожу ко всеобщей кремации в масштабах всей страны.
В соответствие с этой идеей, здесь были кремированы Максим Горький, Владимир Маяковский, Серго Орджоникидзе ( недаром через дорогу корпус инженерного факультета РУДН).
2) Первый в СССР крематорий был открыт на месте тогда ещё недостроенной кладбищенской церкви Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской на территории Донского кладбища. Проект перестройки храма был разработан архитектором–конструктивистом Дмитрием Осиповым (автор комплекса общежитий красной профессуры на Большой Пироговской улице) и Константином Мельниковым (оформил саркофаг для мавзолея Владимира Ленина).
3) Пробное испытание печей крематория состоялось 11 января 1927 г. Было сожжено тело рабочего Мытищинской водоподъемной станции Ф. К. Соловьева 53 лет. Сожжение продолжалось полтора часа и было снято на кинопленку. 7 октября 1927 года крематорий был открыт.
По материалам Большой медицинской энциклопедии, "в московском крематории при непрерывной работе, при сжигании в среднем 15 человек в день и без охлаждения печи на ночь средний расход угля выражается примерно в 25—30 кг на 1 умершего, а себестоимость одного сжигания, включая эксплуатационные расходы и амортизацию здания и оборудования, приблизительно в 12 рублей на каждого сожженного. Пропускная способность печи — 16–18 взрослых и детей в течение суток". За первые 3 года существования этого крематория было произведено почти 10,000 сожжений.
4) С открытием Первого крематория идея огненных похорон стала считаться очень модной и прогрессивной. В газетах стали появляться многочисленные статьи, пропагандирующие эту тему и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки царских времён с традиционными захоронениями. В 1927—32 годах действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК), работавшее в тесном сотрудничестве с «Союзом воинствующих безбожников». Считалось, что коммунисты, как люди передовых взглядов, должны показывать пример и в этом деле.
5) "Пробежав по инерции несколько шагов, вошедший остановился перед стариком швейцаром в фуражке с золотым зигзагом на околыше и молодецким голосом спросил: — Ну что, старик, в крематорий пора?
— Пора, батюшка, - ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий.
Он даже взмахнул руками. На его добром лице отразилась полная готовность хоть сейчас, предаться огненному погребению.
В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено, — но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: "Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?" Или: "Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора". И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение. И вообще разговоры о смерти, считавшиеся до сих пор неудобными и невежливыми, стали котироваться в Черноморске наравне с анекдотами из еврейской и кавказской жизни и вызывали всеобщий интерес".
— Ильф и Петров — «Золотой телёнок», 1931 г.
6) Получается, если бы эта идея получила дальнейшее развитие, то традиционные кладбища ограничивались захоронениями вплоть до 1920-1930-х гг, а уже последние 70-80 лет у нас массово была бы возможность взять и развеять прах по ветру.
7) "Среди ровного гудения троллейбуса слышались слова от окошка:
— Уголовный розыск… скандал… ну, прямо мистика!
Из этих отрывочных кусочков Маргарита Николаевна кое-как составила что-то связное. Граждане шептались о том, что у какого-то покойника, а какого — они не называли, сегодня утром из гроба украли голову! Вот из-за этого этот Желдыбин так и волнуется теперь. Все эти, что шепчутся в троллейбусе, тоже имеют какое-то отношение к обокраденному покойнику.
— Поспеем ли за цветами заехать? — беспокоился маленький, — кремация, ты говоришь, в два?".
— М. Булгаков — «Мастер и Маргарита»
8) Кремации продолжались до 1973 года, затем сам крематорий был закрыт до конца 1990-х гг., и в его здани восстановлена церковь.
9) С двух сторон бывшего крематория расположены колумбарии (сегодня это новое для меня слово) с хранилищами урн с прахом после кремации.
10) В заключение, выскажусь относительно того, почему в названии записи "воплощение одной из идей социалистической революции". Дело в том, что Октябрьская революция 1917 года дала миру приобретение женщинами избирательными правами и правовое положение в обществе наравне с мужчинами, возникновение развитого профсоюзного движения, защищавшее возможность рабочим отстаивать свои права в трудовой деятельности, нормированная продолжительность трудового дня и массовое образование прежде всего среди бывших податных сословий, - всё это стало возможным не только в нашей стране, но и в Европе и США. Этот тезис я писал ещё в серии постов о конструктивизме в Иваново, повторюсь ещё раз. Революция дала не только огромное обновление в искусстве, кино, театре, но и сама эпоха не отрицала и такие достаточно экстравагантные идеи, как отказ от захоронения тел в пользу кремации.
11)
В соответствие с этой идеей, здесь были кремированы Максим Горький, Владимир Маяковский, Серго Орджоникидзе ( недаром через дорогу корпус инженерного факультета РУДН).
2) Первый в СССР крематорий был открыт на месте тогда ещё недостроенной кладбищенской церкви Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской на территории Донского кладбища. Проект перестройки храма был разработан архитектором–конструктивистом Дмитрием Осиповым (автор комплекса общежитий красной профессуры на Большой Пироговской улице) и Константином Мельниковым (оформил саркофаг для мавзолея Владимира Ленина).
3) Пробное испытание печей крематория состоялось 11 января 1927 г. Было сожжено тело рабочего Мытищинской водоподъемной станции Ф. К. Соловьева 53 лет. Сожжение продолжалось полтора часа и было снято на кинопленку. 7 октября 1927 года крематорий был открыт.
По материалам Большой медицинской энциклопедии, "в московском крематории при непрерывной работе, при сжигании в среднем 15 человек в день и без охлаждения печи на ночь средний расход угля выражается примерно в 25—30 кг на 1 умершего, а себестоимость одного сжигания, включая эксплуатационные расходы и амортизацию здания и оборудования, приблизительно в 12 рублей на каждого сожженного. Пропускная способность печи — 16–18 взрослых и детей в течение суток". За первые 3 года существования этого крематория было произведено почти 10,000 сожжений.
4) С открытием Первого крематория идея огненных похорон стала считаться очень модной и прогрессивной. В газетах стали появляться многочисленные статьи, пропагандирующие эту тему и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки царских времён с традиционными захоронениями. В 1927—32 годах действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК), работавшее в тесном сотрудничестве с «Союзом воинствующих безбожников». Считалось, что коммунисты, как люди передовых взглядов, должны показывать пример и в этом деле.
5) "Пробежав по инерции несколько шагов, вошедший остановился перед стариком швейцаром в фуражке с золотым зигзагом на околыше и молодецким голосом спросил: — Ну что, старик, в крематорий пора?
— Пора, батюшка, - ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий.
Он даже взмахнул руками. На его добром лице отразилась полная готовность хоть сейчас, предаться огненному погребению.
В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено, — но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: "Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?" Или: "Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора". И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение. И вообще разговоры о смерти, считавшиеся до сих пор неудобными и невежливыми, стали котироваться в Черноморске наравне с анекдотами из еврейской и кавказской жизни и вызывали всеобщий интерес".
— Ильф и Петров — «Золотой телёнок», 1931 г.
6) Получается, если бы эта идея получила дальнейшее развитие, то традиционные кладбища ограничивались захоронениями вплоть до 1920-1930-х гг, а уже последние 70-80 лет у нас массово была бы возможность взять и развеять прах по ветру.
7) "Среди ровного гудения троллейбуса слышались слова от окошка:
— Уголовный розыск… скандал… ну, прямо мистика!
Из этих отрывочных кусочков Маргарита Николаевна кое-как составила что-то связное. Граждане шептались о том, что у какого-то покойника, а какого — они не называли, сегодня утром из гроба украли голову! Вот из-за этого этот Желдыбин так и волнуется теперь. Все эти, что шепчутся в троллейбусе, тоже имеют какое-то отношение к обокраденному покойнику.
— Поспеем ли за цветами заехать? — беспокоился маленький, — кремация, ты говоришь, в два?".
— М. Булгаков — «Мастер и Маргарита»
8) Кремации продолжались до 1973 года, затем сам крематорий был закрыт до конца 1990-х гг., и в его здани восстановлена церковь.
9) С двух сторон бывшего крематория расположены колумбарии (сегодня это новое для меня слово) с хранилищами урн с прахом после кремации.
10) В заключение, выскажусь относительно того, почему в названии записи "воплощение одной из идей социалистической революции". Дело в том, что Октябрьская революция 1917 года дала миру приобретение женщинами избирательными правами и правовое положение в обществе наравне с мужчинами, возникновение развитого профсоюзного движения, защищавшее возможность рабочим отстаивать свои права в трудовой деятельности, нормированная продолжительность трудового дня и массовое образование прежде всего среди бывших податных сословий, - всё это стало возможным не только в нашей стране, но и в Европе и США. Этот тезис я писал ещё в серии постов о конструктивизме в Иваново, повторюсь ещё раз. Революция дала не только огромное обновление в искусстве, кино, театре, но и сама эпоха не отрицала и такие достаточно экстравагантные идеи, как отказ от захоронения тел в пользу кремации.
11)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]