Золушка лентяйка, а принц рахитик - как чиновники не хотели выпускать фильм "Золушка" 1947
---
Как давно это было! Из раннего детства, кроме классических мультиков "Ну, погоди!" и про кота Леопольда самый первый фильм, что всплывает в памяти, это та самая еще черно-белая "Золушка" с Яниной Жеймо в главной роли.
Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
История создания фильма трудная - снимали его почти два года. Сценарий Евгения Шварца был утвержден еще в 1945 году, причем без малейшей правки со стороны чиновников - редкость по тем временам. Исполнительница главной роли была буквально пропихнута режиссером Надеждой Кошеверовой, несмотря на сопротивление чиновников от Госкино. Дело в том, что Янину Жеймо Надежда встретила случайно на железнодорожном вокзале, возвращаясь из эвакуации. Актрису она узнала с трудом - тощая, прочти прозрачная, с потерянным взглядом. Как оказалось, мужу актрисы режиссеру Йосифу Хейфицу сообщили, что она умерла в блокадном Ленинграде, и он женился на другой, а узнав, что Янина жива, к ней не вернулся и не отдал ей сына. Актриса была на грани срыва. Как раз искали исполнительницу роли Золушки для фильма и, взглянув на Жеймо, Надежда поняла - вот она, Золушка - маленькая (рост всего 147 см), тощенькая, с огромными бездонными глазами.
Я еще не волшебник. Я только учусь.
За пару месяцев до начала съемок Янину Жеймо отправили в санаторий"наесть веса" - она была слишком уж изможденной для веселого остроумного фильма. Поправившаяся на 5 килограмм актриса идеально вписалась в образ. Единственная проблема - возраст. Чтобы он не так бросался в глаза, но роль принца пригласили 34-летнего Алексея Консовского. А вот Василий Меркурьев, сыгравший отца Золушки, в реальной жизни был всего на 5 лет старше Жеймо.
Исхудавшей после войны Фаине Раневской, чтобы придать ей сытый вид богачки, клали за щеки вату и приклеивали нос.
Марианна, не реви. Король - вдовец, я и тебя пристрою.
Костюмы шили из ничего, собирали по крохам, кто что сумел раздобыть. Людям очень хотелось сделать сказку - слишком уж страшной была жизнь прошедшие 4 года. Антикварную мебель приносили участники съемок из своих домов, платья и камзолы шили из занавесок и скатертей, часть костюмов - переделанная трофейная одежда, привезенная самими участниками процесса или их родственниками из Германии. Тащили все, что могло сгодиться для бутафории: парики, пластмассовые бусы "под жемчуг", броши, атласные ленты, перья, цепочки "под золото", всякие "блестяшки" - люди делали сказку. Помните тот роскошный головной убор у феи? Его сделали из абажура для настольной лампы, который принесла из своего дома лично Фаина Раневская. Даже пленка, на которую снимали фильм, была трофейная немецкая.
Её родную сестру съел людоед. Отравился!
Особое затруднение вызвало создание декораций. Съемки проходили в Ленинграде. В разрушенном опустошенном городе, еще не оправившемся от блокады, найти материал и рабочие руки для строительства полноценной декорации королевского замка было просто нереально. И тогда художник Николай Акимов совершил невозможное: он создал миниатюрный макет замка, а при монтаже его изображение совместили с записью актеров - возникло полное ощущение, что люди находятся у стен дворца.
Как вспоминали потом участники съемок, процесс проходил хоть и долго, но в обстановке "мелкого хулиганства". Эраст Гарин (король) неизменно являлся на площадку "под мухой" и порой начинал ругаться, применяя совсем не королевские выражения. Фаина Раневская шлепала его веером по щекам: "Здесь же дети!", имея ввиду 11-летнего Игоря Клименкова, исполнявшего роль пажа. Золушка в перерывах между дублями дымила сигаретами, как паровоз.
Не мешай нам веселиться, изверг!
На самой площадке, конечно, царила Раневская. Острая на язык, она много импровизировала и значительную часть своих хлестких фраз из фильма придумала сама, как, например, вот эту, самую знаменитую:
Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!
В то же время не было средств на отопление, в павильонах был страшный холод и актеры кутались с военные тулупы и телогрейки, снимая их только по команде "мотор!"
Доносы начали писать еще во время съемок. В группе практический каждый так или иначе приходился родственником какому-нибудь "врагу народа". Присоединился к травле и Ян Фрид, который увидел в Надежде Кошеверовой конкурента в деле производства костюмных комедий. Когда в сентябре 1946 года в Риге состоялся худсовет с обсуждением отснятого материала, он разгромил картину нещадной критикой, назвав Золушку лентяйкой, а принца "рахитиком с разжиженными мозгами".
Какое сказочное свинство!
Досталось и королю - Гарину пеняли, что они играет неправдоподобно, что глава государства не может так себя вести.
Фильм бесконечно переделывали, чтобы придать ему более "пролетарский" вид и угодить чиновникам. В конечном счете он вышел на экраны только в апреле 1947 года. И произвел фурор. Все актеры стали необыкновенно популярными, им не давали прохода на улице, как вспоминал Алексей Консовский, однажды, когда он поздно вечером шел домой, в темном переулке его догнал здоровенный амбал и схватил за грудки. Актер уже приготовился к худшему, но амбал, дыша чесноком ему в лицо, спросил: "Прынц?" Получив утвердительный ответ, мужик заулыбался и отпустил "прынца" на волю.
Картина имела успех не только в СССР, но и за рубежом. 28 ноября 1947 года фильм показали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, а 24 марта 1948 года — во Франции. 13 ноября 1949 года фильм был показан в Швеции, а 24 марта 1951 года — в Японии. По итогам 1947 года она заняла 4 место по популярности среди советских фильмов. Картину регулярно показывали по телевидению вплоть до нулевых, и ее с удовольствие смотрели. В 1967 году пленку отреставрировали, а в 2009 году колоризировали, сделав цветной - ввиду высокой стоимости этих работ единицы фильмов удостоились такой чести.
Скажем "спасибо" создателям этой замечательной киносказки, и помните: никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце — справедливым.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]