Какое оружие Союзников больше всего помогло Красной Армии
04.10.2020 16 091 0 +558 yOke

Какое оружие Союзников больше всего помогло Красной Армии

---
+558
В закладки
Какое оружие Союзников больше всего помогло Красной Армии советских, войны, танков, также, советские, поставлено, боевым, бомбардировщиков, когда, почти, поставок, составе, советским, самолётов, «Шерман», получили, только, союзников, производства, «Аэрокобра»

Поставки из США в СССР в кредит по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны включали в себя не только и не столько вооружение, но в первую очередь продовольствие, промышленное сырьё, продукцию машиностроения и т.д. Они помогали СССР закрыть бреши в собственном производстве. Советская сторона сама определяла номенклатуру поставок в зависимости от своей потребности в них.

Общеизвестно высказывание бывшего наркома торговли Анастаса Микояна: «Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты – какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили... около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах!»

В доносе на маршала Жукова председателю КГБ Владимиру Семичастному в 1963 году маршалу приписывалось высказывание, что американцы сильно помогли нам в войне теми же автомашинами, а также взрывчаткой и листовой сталью для танков. Истинность содержания такого заявления подтверждается фактическими данными по поставкам.

К указанным товарам следует добавить также цветные металлы, а также железнодорожные рельсы и подвижной состав. Размеры их поставок в СССР в годы войны равнялись или превышали размеры их производства в самом СССР.

Следует отметить, правда, что большая часть поставок по ленд-лизу была осуществлена в 1943-1945 гг. и не сыграла большой роли в самый тяжёлый для нашей страны период 1941-1942 гг.

Всё вышесказанное касается так называемых «стратегических материалов». Какова же была помощь союзников готовым вооружением? Так ли уж она была незначительна? Поставки самолётов составили 12% от количества, произведённого в СССР, танков и другой бронетехники – 16%.

В нашей литературе принято утверждать, что большинство моделей танков, самолётов и других видов вооружения, направлявшегося западными союзниками в СССР, были устаревшими. Рассмотрим, однако, отдельные образцы вооружения, которые превосходили советские аналоги или не уступали таковым.

Истребитель Bell P-39 «Аэрокобра»

На этом самолёте советский ас Александр Покрышкин одержал 48 из своих 57 воздушных побед. Успешно воевали на этом самолёте и многие другие прославленные советские лётчики: Павел Кутахов, Николай Гулаев, Григорий Речкалов и др.

У советских лётчиков «Аэрокобра» завоевала популярность благодаря двум качествам: высокой маневренности и исключительно мощному вооружению. С 37-мм и 20-мм пушками и шестью пулемётами «Аэрокобра» легко могла помериться силами с лучшими немецкими истребителями Ме-109 и FW-190. Истребители советского производства со сравнимой мощностью бортового залпа появились только к концу войны.

Лётчики союзников не любили «Аэрокобру», потому что при боях на больших высотах она уступала немецким и японским истребителям. Но на советско-германском фронте лётчики, прикрывая сухопутные войска от бомбардировщиков, завязывали бои на низких высотах, где маневренные качества «Аэрокобры» проявлялись в наилучшей мере.

Союзники были довольны, когда из СССР им стали поступать усиленные запросы на «Аэрокобру», которую те уже готовы были списать. В 1941-1945 гг. в СССР из США и Великобритании было поставлено почти 5 000 боевых машин этой марки.

Бомбардировщик А-20 «Бостон»

Прицельное бомбометание с советских бомбардировщиков всю войну оставляло желать лучшего. Появление в составе советских ВВС американских бомбардировщиков семейства «Дуглас» А-20 существенно повысило эффективность действий советской фронтовой бомбардировочной авиации. В СССР начиная с 1943 года было поставлено 665 А-20В, 56 А-20С, использовавшихся как торпедоносцы, и 2 355 А-20G. По обозначению последних самолёты этого класса получили у советских лётчиков негласное наименование «Жучок».

А-20 получился самым многоцелевым самолётом в составе советских ВВС. Он использовался как пикирующий бомбардировщик, ночной бомбардировщик, торпедоносец, минный заградитель и иногда даже как тяжёлый истребитель. Примечательно, что на советско-германском фронте он не применялся по своему прямому назначению – как штурмовик (истребитель танков). В этом качестве он уступал советским Ил-2, имевшим лучшую броневую защиту.

А-20 воевали начиная с воздушного сражения на Кубани в апреле 1943 года до битвы за Берлин в апреле 1945 года. Больше 2 000 самолётов этого типа было потеряно. Оставшиеся после войны прослужили в составе советских ВВС до 1953 года.

Танк «Шерман»

Большинство английских и американских танков, поставленных в СССР, уступали советским аналогам по боевым характеристикам. Исключение составлял американский средний танк «Шерман», поставлявшийся с конца 1942 года. Он был в конце войны основным боевым танком сухопутных сил США. Советские бойцы также оценили его достоинства.

По своим боевым характеристикам «Шерман» был сравним с советским Т-34. При этом он обладал преимуществами в плане удобства размещения экипажа, меньшей шумностью двигателя, надёжностью приборов (их было значительно больше, чем в советских танках) и средств связи. В общем, машина для человека, тогда как к советской машине человек был расходным приложением. Попасть служить на «Шерман» (наши неофициально называли его «Эммой» от обозначения М4) в конце войны стало считаться удачей среди советских танкистов.

Всего в СССР было доставлено почти 4 000 «Шерманов», из них большая часть – с лета 1944 года. Некоторые советские танковые соединения, ради удобства эксплуатации, были полностью переоснащены «Шерманами», как, например, 1-й гвардейский механизированный корпус, бравший Вену, или 9-й гвардейский механизированный корпус, участвовавший в освобождении Праги, а затем в боевых действиях против японской армии в Маньчжурии.

40-мм зенитная пушка М1

В условиях, когда немецкая авиация с первых дней завоевала абсолютное господство в воздухе, советские войска испытывали недостаток средств для скорострельного зенитного огня по низколетящим воздушным целям. Этот дефицит была призвана покрыть пушка, выпускавшаяся в США и Канаде по лицензии шведской фирмы «Бофорс».

В годы войны в СССР было поставлено 5 500 пушек М1, что составило почти 25% к выпуску аналогичных (37-мм) советских зенитных пушек в этот период. Правда, к тому времени, когда поставки М1 развернулись в достаточной мере (1943 год), проблема господства немецкой авиации в воздухе уже перестала быть такой острой, как в первые месяцы войны.

Ярослав Бутаков
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]