Оригинальные упражнения стоиков: Эпиктет
---
Стоицизм - практическая философия жизни, в этом отношении перекликающаяся с буддизмом и, отчасти, с современным нам светским гуманизмом.
Хотя и история, и философские взгляды стоиков также довольно интересны, а их представления оказали значительное влияние на поздних европейских мыслителей - именно практическая сторона стоицизма оказалась одной из ключевых предпосылок возникновения психотерапии. И речь не только о КБТ, которая открыто признаёт свои корни в философии и стоицизме в частности.
Далее мы рассмотрим коллекцию оригинальных практик, которые встречаются в писаниях двух крупнейших фигур античного стоицизма - это Эпиктет и собрание его изречений "Руководство" (Энхиридион) и Марк Аврелий, автор "Размышлений", личного дневника, позднее опубликованного.
Многие авторы, относящие себя к современным стоиком, также предлагают различные наборы упражнений. Но надо понимать, что многие из них - прямо не упоминаются никем из античных философов, а заимствуются из современных терапевтических подходов (логотерапия В. Франкла, КБТ или практики внимательной осознанности).
Ниже приведены именно оригинальные предложения насчёт философских (психотерапевтических) занятий, которые описывал Эпиктет, в порядке их появления в тексте. Для полной достоверности соответствующие цитаты также упоминаются. С цитатами Марка Аврелия ознакомимся в следующем выпуске.
Эпиктет, упражнения из "Энхиридиона"
1. Изучайте свои впечатления
Так сделай практикой сразу же говорить любому сильному впечатлению: "Ты лишь представление, а не та вещь, которую ты представляешь". Затем проверь и оцени его по своим меркам, но прежде всего этим: спроси "Это то, что в моей власти или вне её?". И если речь не об одной из тех вещей, что в твоей власти - будь готов с ответом: "Тогда это не моё дело" (Энхиридион I.5).
Здесь Эпиктет впервые предлагает одну из базовых "философских техник" в своём учении - а именно бдительное внимание и рассмотрение своих впечатлений. Под впечатлениями он имеет в виду наши первичные, автоматически возникающие мысленные реакции на происходящее вокруг - события, других людей, их слова и поступки.
Сейчас мы назвали бы это авто-мыслями, вслед за Аароном Беком, но независимо от наименования - от внимательного изучения этих мысленных реакций мы немало выигрываем. Так как очень часто они не совсем корректны, а то и явно ошибочны - но мы склонны им доверять также машинально, принимая свои мысли за точное отражение фактов действительности.
А это не всегда так, и мы можем существенно улучшить своё эмоциональное состояние и продуктивность поведения, следя за тем, что и как думаем - "фильтруя внутренний базар", ближе к современности.
2. Помните о непостоянстве всех вещей
В том случае, если особые вещи для тебя приятны, или выгодны, или к которым ты привязался - не забывай о том, что они есть. Начни с предметов небольшой ценности. Если это посуда, которая тебе по нраву, например, то скажи "Я рад куску фарфора". Когда он разобьётся, ты не придёшь в помешательство. Когда же целуешь свою жену или ребёнка, то повтори себе: "Я целую смертного". И ты не будешь уничтожен, если они покинут тебя. (Энхиридион III).
К сожалению, для неподготовленного человека и вне своего контекста этот пассаж может считаться одним из самых "жестоких" мест в речах Эпиктета. Но стоит прояснить пару аспектов.
Прежде всего, стоит вспомнить о том времени, когда эта философия возникла и развивалась. В Древней Греции и Риме люди, независимо от своего статуса - даже сам император - легко могли потерять своих близких и особенно детей: болезни и неразвитая медицина, постоянные войны и так далее. То есть для античного человека это было такой же неприятной, как и для нас - но более вероятной и, можно сказать, всегда насущной угрозой.
Второе - то, что рекомендует Эпиктет, не относится к холодному безразличию в отношении своих самых близких людей; он не хочет сделать из философа больного шизофренией. Напротив, его положение в том, что необходимо ценить своих любимых и время, проводимое с ними, так как они очень скоро могут перестать быть с нами.
3. Оговорка про запас
Когда бы ты ни замышлял что-то сделать - мысленно просмотри, что этот замысел предполагает. Если ты направляешься мыться, то представь себе, что там обычно происходит - люди в бане плескаются, толкаются, голосят и дёргают твою одежду. Ты сделаешь то, что задумал, с большей собранностью, если скажешь себе в самом начале: "Я хочу помыться, но в то же время хочу, чтобы моя воля была согласна с природой". Поступай так с каждым действием. Таким образом, если случится что-то, что испортит твоё омовение, у тебя наготове будет ответ: "Ну что ж, дело было не только в моём намерении, я также хотел быть в согласии с природой - что невозможно, если я буду рассыпаться на части, случись что не по моему" (Энхиридион IV).
Так как единственное, что действительно в нашей власти - наши мысли, намерения и поступки, то результат всего, что бы мы ни задумали, зависит по крайней мере отчасти от внешних, не зависящих от нас обстоятельств. Что означает, что полезно подходить к выполнению любых дел с "оговоркой про запас", предлагаемой стоиками: "... если судьбе будет угодно и мне ничего не помешает" и другие варианты.
4. Применение добродетели здесь и сейчас
При каждом испытании помни, какими средствами располагаешь внутри себя, чтобы справиться с этим. Искушаясь при виде привлекательного мужчины или прекрасной женщины, ты обнаружишь в себе противоположную силу, самовоздержание. Встречаясь с болью, ты найдёшь в себе выносливость. Если тебя оскорбляют, то ты откроешь в себе терпение. В своё время ты придёшь к уверенности, что не существует ни единого искушающего впечатления, против которого у тебя нет соответствующего нравственного средства (Энхиридион Х).
Данный пассаж - один из наиболее воодушевляющих среди писаний стоиков. Эпиктет, бывший раб сам, хромавший из-за однажды сломанной хозяином ноги - советует нам при каждом случае, при каждом встречаемом испытании рассматривать это как шанс упражняться в добродетели, силе характера, чтобы становиться лучше и лучше с постоянной практикой.
5. Остановитесь и медленно выдохните
Помни, что недостаточно того, чтобы тебя стукнули или оскорбили, чтобы потерпеть ущерб - ты должен верить в то, что тебе причинили вред. Если кто-то преуспел в том, чтобы вывести тебя из себя, осознай, что твой собственный ум потворствовал этому. Именно поэтому необходимо отказаться реагировать на свои впечатления мгновенно; обожди секунду прежде, чем отвечать - и ты найдёшь, что сохранить самообладание гораздо легче (Энхиридион ХХ).
Здесь описывается критический шаг, который позволяет нам более рационально изучать свои впечатления: нам нужно противостоять импульсу отреагировать немедленно, инстинктивно в текущей ситуации. Вместо этого - возьмите небольшую паузу, глубоко вдохните и медленно выдохните, и затем рассмотрите возникший вопрос с такой невозмутимостью, на которую способны.
6. Взгляните с незатронутой стороны
Мы можем приобщить себя к воле природы, вспоминая о своих общих переживаниях. Когда наш друг разобьёт стакан, мы охотно скажем: "Ну что ж, не повезло". Разумно будет, в таком случае, принимать и то, когда ты сам разобьёшь свой стакан, в таком же невозмутимом духе. Переходя к вещам похуже: когда чья-то жена или ребёнок умирают, тому человеку мы обычно говорим: "Печально, но это часть жизни". Но как только речь о ком-то из наших близких - то сразу же "О бедный, несчастный я!".Нам лучше бы помнить, как мы откликаемся на те же утраты, постигающие других (Энхиридион XXVI).
Цитата в своём роде поразительная, так как Эпиктет напоминает, насколько иначе мы рассматриваем одно и то же происшествие, когда оно касается нас лично или других. Естественно, куда проще сохранять невозмутимость (что, опять же, не следует путать с эмоциональным безразличием), когда малые неудобства или же крупные бедствия происходят с другими, нежели с нами. Но почему так, в самом деле?
7. Говорите мало и по делу.
Пусть молчание будет твоей целью по большей части; говори лишь то, что необходимо, и будь краток в этом. В редких случаях, когда тебя призывают высказаться, то выскажись - но никогда о таких банальностях, как бои, лошади, состязания, пища и питье, обыденности. И прежде всего, не занимайтесь сплетнями и слухами о людях - восхваляя, обвиняя или сравнивая их (Энхиридион ХХХIII.2).
Здесь мы можем проследить нескрываемое влияние определённого культа Спарты и присущей спартанцам лаконичности, что высоко ценили уже предшественники стоиков, греческие циники.
Стоит признать, что рекомендация это хоть и здравая - для осознанных людей, но с трудом выполнимая для многих, не в последнюю очередь и из-за личностных особенностей. Всё же, когда этот совет удаётся вспомнить и использовать, он служит всё большему налаживанию общения.
8. Выбирайте компанию с умом
Избегайте близкого общения с не-философами. Если вам всё же необходимо это, будьте осторожны, чтобы не сойти до их уровня; потому что, как вы знаете, если товарищ в грязи, то и его друзья не смогут не испачкаться, неважно, насколько чистыми они были поначалу (Энхиридион ХХХIII.6)
Иногда при прочтении этого места пробирает на хохот. Для современных ушей этот совет звучит невыносимо "элитистским", но в действительно это не так, конечно - вспомним, что наставление исходит от бывшего раба, который зарабатывал на жизнь, читая лекции на уличной площади.
Также стоит держать в уме, что здесь "философы" - это, разумеется, не окончившие филфак с дипломом, но люди, заинтересованные в познании истины и преследовании добродетели.
В общем плане это снова здравый совет - наша жизнь не так длинна, как нам может казаться, и рядом постоянно блуждают искушения и растраты, так что нужно быть внимательными к тому, с кем мы проводим своё время, занимаясь чем.
9. Реагируйте юмором на дурные слухи, оскорбления и клевету
Если слышишь, что кто-то говорит о тебе дурное - не старайся защититься от этих слухов; отвечай взамен так: "Верно, и вы даже половины об этом не знаете, потому что сказать вам могли куда больше интересного (Энхиридион ХХХIII.9).
Это милый образец глубокой мудрости стоиков, в сопровождении характерного для Эпиктета сорта юмора: вместо того, чтобы наивно обижаться в ответ на чьи-то дурные оценки (помним - они вас не касаются), он откликается самоиронией. В таком сценарии и вы сохраните душевное равновесие, и ваш клеветник будет посрамлен.
10. Не болтайте слишком о себе
В беседе не разглагольствуй сверх меры о своих собственных делах или приключениях. Только потому, что тебе радостно припоминать свои похождения, не стоит считать, что и другие получают такое же удовольствие, выслушивая о них (Энхиридион ХХХIII.14).
Нужно также признаться, что многим из нас это не так легко даётся. Но постараться стоит; как утверждают британские и лапландские психологи, успешные в коммуникации люди демонстрируют искренний интерес больше к другим, нежели к себе в разговорах.
11. Избегайте осуждения, когда оно вне вашего ведома
Некто моется в спешке - так не говори, что он неряха. Кто-то пьёт много вина; не говори, что он ужасный пьяница. Пока тебе неизвестны их причины и обстоятельства - откуда тебе знать, что их поступки порочны? Это спасёт тебя от того, чтобы, видя одну вещь, представлять себе совсем другую (Энхиридион XLV).
Идея за этой рекомендацией - типично стоическая. Необходимо различать суждения фактические, "объективные представления" - которые мы можем допустить, если найдём их оправданными тем, что наблюдаем - и оценочные, от которых в основном следует воздерживаться по крайней мере в речи, так как обычно у нас нет такой информации, чтобы их обосновать.
Просто представьте, насколько более приятным местом стал бы этот мир, если бы все воздерживались от скороспелых домыслов и смотрели на людские дела более прозаично.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]