Острые моменты гидроакустической разведки ВМС США у ворот Севморпути. О развёртывании сверхмалошумной МАПЛ класса «Seawolf» близ Баренцева моря
---
Информация о прибытии и развёртывании в северо-восточной части акватории Норвежского моря (в 150—250 км севернее литоральной зоны норвежской провинции/фюльке Финнмарк) одного из трёх сверхмалошумных многоцелевых атомных подводных крейсеров класса «Seawolf» Военно-морских сил США была встречена рядом паникёрских комментариев и дискуссий со стороны многочисленных отечественных обозревателей, пришедших к выводу о том, что заступление на боевое дежурство в вышеуказанном регионе Северной Атлантики даже одиночной субмарины данного класса способно поставить под вопрос сохранение как акустической скрытности, так и боевой устойчивости подводного компонента Северного флота ВМФ России на северо-западном стратегическом направлении.
И действительно, в свете разразившейся и неумолимо набирающей обороты «арктической гонки», заключающейся в непрекращающихся попытках США, Канады, Дании, Великобритании и Норвегии оспорить принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева, являющихся оконечностями Восточно-Сибирской платформы, а также в перманентной демонстрации противолодочной и тактической авиацией ВМС и ВВС США и Великобритании присутствия непосредственно «у западных ворот» Севморпути появление столь скрытной и технически совершенной незваной подводной гостьи не может не вызывать определённой доли беспокойства ни у специалистов в штаб-квартире Северного флота ВМФ России, ни у рядовых обозревателей, осведомлённых о тактико-технических параметрах данной субмарины.
Присутствие противолодочной авиации ВМФ России и непростая гидрологическая ситуация сыграют не в пользу амбиций подводного компонента ВМС США в Норвежском море
Располагая малошумными водомётными движителями (на порядки снижающими гидродинамическое возмущение и акустические шумы от кавитационного эффекта лопаток гребных винтов), габаритом современного и высокоэффективного «безэхового» покрытия, а также многоярусными амортизационными платформами на узлах крепления таких элементов энергетических установок, как главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА), паропроизводящие установки (ППУ), паротурбинные установки (ПТУ) и ядерные реакторы S6W, подлодки класса «Seawolf» могут похвастаться уровнем акустической шумности порядка 50—53 дБ в режиме «подкрадывания» (на уровне новейшей французской МАПЛ 4-го поколения «Suffren » класса «Barracuda SNA»).
Отталкиваясь от технической информации, предоставленной контр-адмиралом в отставке и командиром дивизии АПЛ в период с 1984 по 1989 гг. Владимиром Ямковым в аналитическом материале «Борьба людей, а не идей», нетрудно прийти к выводу о том, что подобные объекты могут быть запеленгованы посредством носовых сферических многоэлементных ГАС МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень/Борей» (входят в гидроакустическую архитектуру МАПЛ пр. 855 «Ясень/-М» и РПКСН пр. 955А/Б «Борей/-Б») на удалении порядка 35—45 км (в первой и/или второй дальних зонах акустической освещённости/конвергенции) в нормальных гидрологических условиях, в то время как более ранние ГАК МГК-540 «Скат-3» многоцелевых АПЛ пр. 971У «Щука-Б» с менее чувствительными гидрофонами и БЦВМ с упрощёнными алгоритмами обработки акустической информации способны «прощупать» «Seawolf» на расстоянии 25—35 км.
Установленные же на «Си Вульфах» интегрированные носовые активно-пассивные ГАК AN/BQQ-10 на базе сферических акустических антенных решёток и широкоапертурные бортовые пассивные ГАС на базе многоэлементных акустических решеток AN/BQG-5D в совокупности с более производительными 70-процессорными БЦВМ боевых информационно-управляющих систем AN/BSY-2 способны обнаружить малошумные МАПЛ пр. 855/М (не располагают водомётными движителями и обладают большим подводным водоизмещением, увеличивающим акустическую сигнатуру) на расстоянии порядка 60—80 км, «Бореи» — порядка 60 км и, наконец, более шумные «Щуки-Б» — 100—130 км. Цифры неутешительные… Между тем драматизировать не стоит.
Несмотря на достаточно высокие технологические параметры гидроакустических комплексов многоцелевых АПЛ классов «Seawolf» и «Virginia Block I/II/III», оперирующих в водах Норвежского моря, гидрологическая ситуация в данном регионе Северной Атлантики далеко не всегда благоволит успешному осуществлению информативной гидроакустической разведки. Преобладающее воздействие циклонов Исландского минимума достаточно часто насыщает регион многочисленными и продолжительными штормами, заметно осложняющими гидрологические условия. Вследствие этого дальность пеленгования нашего подводного компонента посредством американских ГАК AN/BQQ-10 и AN/BQG-5D снижается с 60—130 до 15—35 км соответственно.
Более того, не может быть и речи об исключительной акустической скрытности подводной составляющей ВМС США в данном районе Северной Атлантики и в свете перманентного патрулирования нейтральных вод акваторий Норвежского и Баренцева морей перспективными противолодочными самолётами Ил-38Н морской авиации ВМФ России, оснащёнными уникальными бортовыми поисково-прицельными комплексами «Новелла-П-38», способными получать информацию о тактической подводной обстановке от 64 активных и пассивных радиогидроакустических буёв типов РГБ-41, РГБ-48, плотно расставленных на наиболее непредсказуемых разведываемых участках вышеуказанных морей.
Автор:Евгений Даманцев
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]