Самые первые хрущёвки в СССР.
---
1) Все мы слышали о недавней инициативе столичных властей снести все оставшиеся 4,5-этажки в Москве, которых в городе осталось 113 на март 2017 года.
В районе метро Академическая позади памятника Дядюшке Хо на улице Гримау находятся два дома под номерами 14 и 16, являющиеся исторически первыми хрущёвками в бывшем СССР 1958 года постройки работы архитектора Виталия Лагутенко, деда солиста группы "Мумий Тролль" Ильи Лагутенко, - детища постановления ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
2) Архитектор Виталий Лагутенко был родом из Могилёва, а перебравшись в Москву, работал техником при строительстве Казанского вокзала под руководством Алексея Щусева (архитектор мавзолея Ленина, здания Наркомзема, станции метро "Комсомольская" на Кольцевой линии, гостиницы "Москва" и инициатора послевоенного восстановления Новгорода). Во время Великой Отечественной войны, будучи в должности главного инженера мастерской Щусева, проектировал бомбоубежища, маскировкой стратегически важных объектов в Москве. В процессе послевоенного восстановления народного хозяйства руководством страны была поставлена задача строителям создать максимально дешёвый проект жилого дома с возможностью посемейного заселения (то есть с отдельными, а не коммунальными, квартирами). Первым этапом выполнения этой задачи было внедрение идеи индустриального панельного домостроения с несущим каркасом (в районе метро Полежаевская по улице Куусинена можно увидеть экспериментальные каркасно-панельные жилые домам, являющиеся переходной формой между сталинским ампиром и последующей более утилитарной архитектурой).
3) В 1949 году Лагутенко был назначен главным инженером НИИ Моспроекта, а в 1956 — руководителем Архитектурно-планировочного управления города Москвы. Именно в этой должности он довёл до логического завершения своё главное детище — проект дешёвого массового дома с отдельными квартирами для каждой семьи. Таковым стал дом серии К-7 (К- каркасный), ставший первым опытным домом на улице Гримау. Серия была признана удачной, и «хрущевки» в различных модификациях стали строиться повсеместно.
4) Хрущёвки возводились из каркасных панелей, когда части каркаса — колонны и ригели — являются неотъемлемой частью панели. В основном дома этой серии строились с 1-, 2- и 3-комнатными квартирами, по три квартиры на этаже (иногда и 4-комнатные).
5)
6) Напомню, что после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.
В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность» ( «Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Взамен этому резко увеличилась экономичность и строгая функциональность, что позволило обеспечить всех жильем»).
7)
8) 4 ноября 1955 официально было принято вышеупомянутое постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия» или станции метро Рижская, Алексеевская, ВДНХ, Университет были уже из излишних украшений).
9) Рядом с серией К-7 находится её же "безбалконная" модификация - также первая "хрущёвка".
10) Ряд хрущёвок оснащались даже такой фишкой, как "зимний холодильник" под окном кухне.
11) Возможно, эти две постройки будут снесены, и эти снимки будут историческими.
12)
13)
14)
15)
В районе метро Академическая позади памятника Дядюшке Хо на улице Гримау находятся два дома под номерами 14 и 16, являющиеся исторически первыми хрущёвками в бывшем СССР 1958 года постройки работы архитектора Виталия Лагутенко, деда солиста группы "Мумий Тролль" Ильи Лагутенко, - детища постановления ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
2) Архитектор Виталий Лагутенко был родом из Могилёва, а перебравшись в Москву, работал техником при строительстве Казанского вокзала под руководством Алексея Щусева (архитектор мавзолея Ленина, здания Наркомзема, станции метро "Комсомольская" на Кольцевой линии, гостиницы "Москва" и инициатора послевоенного восстановления Новгорода). Во время Великой Отечественной войны, будучи в должности главного инженера мастерской Щусева, проектировал бомбоубежища, маскировкой стратегически важных объектов в Москве. В процессе послевоенного восстановления народного хозяйства руководством страны была поставлена задача строителям создать максимально дешёвый проект жилого дома с возможностью посемейного заселения (то есть с отдельными, а не коммунальными, квартирами). Первым этапом выполнения этой задачи было внедрение идеи индустриального панельного домостроения с несущим каркасом (в районе метро Полежаевская по улице Куусинена можно увидеть экспериментальные каркасно-панельные жилые домам, являющиеся переходной формой между сталинским ампиром и последующей более утилитарной архитектурой).
3) В 1949 году Лагутенко был назначен главным инженером НИИ Моспроекта, а в 1956 — руководителем Архитектурно-планировочного управления города Москвы. Именно в этой должности он довёл до логического завершения своё главное детище — проект дешёвого массового дома с отдельными квартирами для каждой семьи. Таковым стал дом серии К-7 (К- каркасный), ставший первым опытным домом на улице Гримау. Серия была признана удачной, и «хрущевки» в различных модификациях стали строиться повсеместно.
4) Хрущёвки возводились из каркасных панелей, когда части каркаса — колонны и ригели — являются неотъемлемой частью панели. В основном дома этой серии строились с 1-, 2- и 3-комнатными квартирами, по три квартиры на этаже (иногда и 4-комнатные).
5)
6) Напомню, что после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.
В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность» ( «Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Взамен этому резко увеличилась экономичность и строгая функциональность, что позволило обеспечить всех жильем»).
7)
8) 4 ноября 1955 официально было принято вышеупомянутое постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия» или станции метро Рижская, Алексеевская, ВДНХ, Университет были уже из излишних украшений).
9) Рядом с серией К-7 находится её же "безбалконная" модификация - также первая "хрущёвка".
10) Ряд хрущёвок оснащались даже такой фишкой, как "зимний холодильник" под окном кухне.
11) Возможно, эти две постройки будут снесены, и эти снимки будут историческими.
12)
13)
14)
15)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]