Турельные истребители на «домашнем фронте» - 1 часть
---
«Генералы всегда готовятся к прошедшей войне» — это высказывание Черчилля справедливо и для истории турельных истребителей. По конструкции, аэродинамике и вооружению они вполне соответствовал реалиям Второй мировой, но по идеологии так и остались в эпохе бипланов начала тридцатых годов. Это противоречие и стало главной причиной провала концепции: самолёты были рассчитаны на совершенно другую войну, чем та, в которой им пришлось участвовать.
Когда только разрабатывались спецификации F.5/33, F.22/33 и F.9/35, истребители RAF действовали не слишком большими группами, но в плотных боевых порядках, чреватых опасностью столкновений. Иметь дело будущим турельным перехватчикам предполагалось только с бомбардировщиками, поэтому неизбежное ухудшение лётных данных по сравнению с одноместными машинами не играло особой роли. Но к 1940 году построения стали более разомкнутыми, что облегчало маневрирование и позволяло действовать крупными силами, а вкупе с более мощным вооружением «Харрикейнов» и «Спитфайров» делало «Дефианты» не столь уж необходимыми для отражения налётов на Англию.
Также весьма существенным фактором стало изменение стратегической ситуации: с падением Франции и выходом к Ла-Маншу противник получил возможность в рейдах по целям на южном побережье Британии и в Юго-Западной Англии до Лондона включительно обеспечить прикрытие бомбардировщиков одноместными истребителями. Необходимость прорываться через эскорт «сто девятых» задавала более высокие требования к перехватчикам, а турельные истребители из-за больших габаритов и веса при том же двигателе закономерно проигрывали «одноместникам», как своим, так и чужим.
Поэтому когда потребовалось резкое усиление ночной ПВО, «Дефиант» оказался первым кандидатом на смену специализации. В новой роли он использовался дольше и в больших масштабах, чем днём, став самым многочисленным из ночных истребителей середины 1941 года. Но даже тогда он рассматривался только как переходный тип до поступления необходимого числа «Бофайтеров», потому что эти двухмоторные машины превосходили его и по всем параметрам: лётным данным, мощности вооружения и техническим средствам перехвата.
Появление в конце 1941 года «локаторных» версий «Дефианта» незначительно усилило его боевые возможности, поскольку в качестве оператора радара приходилось выступать пилоту. К тому же скорости самолёта уже не хватало для перехвата бомбардировщиков новых типов, поэтому весной 1942 года боевое применение турельных истребителей завершилось.
Нереализованные планы
Помимо ведения дневных и ночных воздушных боёв, спецификация F.9/35 предусматривала также решение задач по взаимодействию с наземными войсками, для чего самолёты должны были нести 8 20-фунтовых бомб на подкрыльевых бомбодержателях.
Последние впервые установили и испытали летом 1939 года на первом серийном «Дефианте» (L6950), а в феврале 1940 года он успешно прошёл испытания на бомбометание с пикирования. Другой экземпляр — L6968 в январе отправили для испытаний в Школу авиационной поддержки сухопутных войск (School of Army Co-Operation).
Крыльевые бомбодержатели «Дефианта», успешно испытанные на самолёте с серийным номером L6950, но ни разу не использованные в бою
Однако в приоритете тогда находилась истребительная авиация, поэтому в «корпусной» первые турельные истребители появились только в августе, когда несколько машин поступило в вооружённую «Лайсендерами» 2-ю эскадрилью RAF. Во время Французской кампании эта часть занималась непосредственной поддержкой войск, а после эвакуации переключилась на контроль за прибрежными водами. «Дефианты» она использовала в течение четырёх месяцев, но так и не совершила на них ни одного официального боевого вылета.
Ещё одной не сработавшей идеей стало превращение «Дефианта» в классический одноместный истребитель на случай больших потерь «Харрикейнов» и «Спитфайров» или нарушения их производства немецкими бомбёжками. Сначала подготовили «демонстратор», в очередной раз демонтировав турель с первого прототипа (K8310), но без установки оружия в крыльях. В таком виде самолёт поднялся в воздух 16 августа 1940 года.
Параллельно конструкторы разрабатывали проект полноценного одноместного истребителя на базе «Дефианта», получивший обозначение P.94. Он отличался двигателем «Мерлин XX» (как у будущего Mk.II) и немного изменёнными очертаниями фюзеляжа за пилотской кабиной. Вооружение предлагалось в трёх разных вариантах: 12 пулемётов, 6 пушек на обычных крыльевых установках, или же 4 пушки тоже в крыле, но на поворотных (до 17° вниз) лафетах. Расчётная максимальная скорость (скорее всего, сильно завышенная) в зависимости от установленного вооружения варьировалась от 364 до 380 миль/час на высоте 23 500 футов, но в сентябре 1940 года министерство отклонило этот проект: несмотря на подмоченную репутацию «Дефиантов», оно хотело получать их именно в турельном варианте.
Самолёт с серийным номером K8310, опять ставший одноместным
Как показали последующие события, реальной проблемой во время Битвы за Британию оказались не запасы техники, а число подготовленных пилотов. Так что ни один из проектов «чрезвычайных» истребителей англичанам не пригодился, а K8310 после закрытия темы P.94 переделали в скоростной курьерский аппарат с пассажирским сидением на месте турели. В таком качестве он использовался следующие полгода.
Весной 1942 года, когда выпуск турельных истребителей уже завершился, конструкторы попытались продлить боевую жизнь «Дефианта» путём установки на него двигателя «Мерлин 61», с которым максимальная скорость должна была увеличиться до 321 миль/час на 26 000 футов, но на совещании 24 апреля эти характеристики посчитали слишком низкими и проект отклонили, как и два других предложения по перспективным турельным истребителям.
Самолёты второй линии
Завершение боевой карьеры типа не обязательно сопровождается его немедленным списанием, и «Дефианты» до конца войны продолжали нести не столь яркую и заметную, но тоже необходимую службу в частях второй линии.
Пара «Дефиантов» 60-й OTU в тренировочном полёте
В отличие от большинства других производителей, «Болтон-Пол» заранее озаботилась облегчением процесса переучивания лётчиков на их самолёт, начав в апреле 1938 года проектирование специальной учебно-тренировочной версии «Дефианта». В ней на месте турели организовали кабину инструктора, приподняв её вверх относительно курсантской (бывшей пилотской). Однако, «в железе» этот вариант не реализовали, так как прототип истребителя оказался настолько прост в управлении, что его освоение не представляло никакой сложности для лётчика средней квалификации.
Первый набор пилотов 264-й и 141-й эскадрилий проходил переучивание непосредственно в своих частях, а начиная с июня 1940 года переподготовку экипажей перенесли в 5-ю OTU [Часть боевой подготовки], также занимавшуюся обучением пилотов «Харрикейнов». В октябре-ноябре учебное подразделение «Дефиантов» передали из 5-й в новую 54-ю OTU, специализацией которой стала подготовка ночных истребителей, а в мае следующего года сформировали ещё одну аналогичную часть — 60-ю. В июне провели стандартизацию типов: 54-я стала готовить экипажи двухмоторных ночных истребителей, а 60-я одномоторных.
Крупным планом турель «Дефианта» одной из AGS. Для снижения затрат при обучении на таких самолётах могли снимать одну пару пулемётов
В середине 1942 года эту подготовку свернули, а пилотов для всё ещё остающихся в строю «Дефиантов» начали учить непосредственно в лётных школах, в первую очередь в 18-й (P)AFU (Pilots Advanced Flying Unit — Часть углублённой лётной подготовки пилотов).
Достаточное число «Дефиантов» поступило также в 2-ю, 3-ю, 7-ю и 10-ю AGS [Школы воздушных стрелков], где готовили воздушных стрелков и стрелков-радистов как для самих «Дефиантов», так и для самолётов-бомбардировщиков. Сверх того, отдельные турельные истребители состояли на балансе многих других учебных частей RAF.
Когда только разрабатывались спецификации F.5/33, F.22/33 и F.9/35, истребители RAF действовали не слишком большими группами, но в плотных боевых порядках, чреватых опасностью столкновений. Иметь дело будущим турельным перехватчикам предполагалось только с бомбардировщиками, поэтому неизбежное ухудшение лётных данных по сравнению с одноместными машинами не играло особой роли. Но к 1940 году построения стали более разомкнутыми, что облегчало маневрирование и позволяло действовать крупными силами, а вкупе с более мощным вооружением «Харрикейнов» и «Спитфайров» делало «Дефианты» не столь уж необходимыми для отражения налётов на Англию.
Также весьма существенным фактором стало изменение стратегической ситуации: с падением Франции и выходом к Ла-Маншу противник получил возможность в рейдах по целям на южном побережье Британии и в Юго-Западной Англии до Лондона включительно обеспечить прикрытие бомбардировщиков одноместными истребителями. Необходимость прорываться через эскорт «сто девятых» задавала более высокие требования к перехватчикам, а турельные истребители из-за больших габаритов и веса при том же двигателе закономерно проигрывали «одноместникам», как своим, так и чужим.
Поэтому когда потребовалось резкое усиление ночной ПВО, «Дефиант» оказался первым кандидатом на смену специализации. В новой роли он использовался дольше и в больших масштабах, чем днём, став самым многочисленным из ночных истребителей середины 1941 года. Но даже тогда он рассматривался только как переходный тип до поступления необходимого числа «Бофайтеров», потому что эти двухмоторные машины превосходили его и по всем параметрам: лётным данным, мощности вооружения и техническим средствам перехвата.
Появление в конце 1941 года «локаторных» версий «Дефианта» незначительно усилило его боевые возможности, поскольку в качестве оператора радара приходилось выступать пилоту. К тому же скорости самолёта уже не хватало для перехвата бомбардировщиков новых типов, поэтому весной 1942 года боевое применение турельных истребителей завершилось.
Нереализованные планы
Помимо ведения дневных и ночных воздушных боёв, спецификация F.9/35 предусматривала также решение задач по взаимодействию с наземными войсками, для чего самолёты должны были нести 8 20-фунтовых бомб на подкрыльевых бомбодержателях.
Последние впервые установили и испытали летом 1939 года на первом серийном «Дефианте» (L6950), а в феврале 1940 года он успешно прошёл испытания на бомбометание с пикирования. Другой экземпляр — L6968 в январе отправили для испытаний в Школу авиационной поддержки сухопутных войск (School of Army Co-Operation).
Крыльевые бомбодержатели «Дефианта», успешно испытанные на самолёте с серийным номером L6950, но ни разу не использованные в бою
Однако в приоритете тогда находилась истребительная авиация, поэтому в «корпусной» первые турельные истребители появились только в августе, когда несколько машин поступило в вооружённую «Лайсендерами» 2-ю эскадрилью RAF. Во время Французской кампании эта часть занималась непосредственной поддержкой войск, а после эвакуации переключилась на контроль за прибрежными водами. «Дефианты» она использовала в течение четырёх месяцев, но так и не совершила на них ни одного официального боевого вылета.
Ещё одной не сработавшей идеей стало превращение «Дефианта» в классический одноместный истребитель на случай больших потерь «Харрикейнов» и «Спитфайров» или нарушения их производства немецкими бомбёжками. Сначала подготовили «демонстратор», в очередной раз демонтировав турель с первого прототипа (K8310), но без установки оружия в крыльях. В таком виде самолёт поднялся в воздух 16 августа 1940 года.
Параллельно конструкторы разрабатывали проект полноценного одноместного истребителя на базе «Дефианта», получивший обозначение P.94. Он отличался двигателем «Мерлин XX» (как у будущего Mk.II) и немного изменёнными очертаниями фюзеляжа за пилотской кабиной. Вооружение предлагалось в трёх разных вариантах: 12 пулемётов, 6 пушек на обычных крыльевых установках, или же 4 пушки тоже в крыле, но на поворотных (до 17° вниз) лафетах. Расчётная максимальная скорость (скорее всего, сильно завышенная) в зависимости от установленного вооружения варьировалась от 364 до 380 миль/час на высоте 23 500 футов, но в сентябре 1940 года министерство отклонило этот проект: несмотря на подмоченную репутацию «Дефиантов», оно хотело получать их именно в турельном варианте.
Самолёт с серийным номером K8310, опять ставший одноместным
Как показали последующие события, реальной проблемой во время Битвы за Британию оказались не запасы техники, а число подготовленных пилотов. Так что ни один из проектов «чрезвычайных» истребителей англичанам не пригодился, а K8310 после закрытия темы P.94 переделали в скоростной курьерский аппарат с пассажирским сидением на месте турели. В таком качестве он использовался следующие полгода.
Весной 1942 года, когда выпуск турельных истребителей уже завершился, конструкторы попытались продлить боевую жизнь «Дефианта» путём установки на него двигателя «Мерлин 61», с которым максимальная скорость должна была увеличиться до 321 миль/час на 26 000 футов, но на совещании 24 апреля эти характеристики посчитали слишком низкими и проект отклонили, как и два других предложения по перспективным турельным истребителям.
Самолёты второй линии
Завершение боевой карьеры типа не обязательно сопровождается его немедленным списанием, и «Дефианты» до конца войны продолжали нести не столь яркую и заметную, но тоже необходимую службу в частях второй линии.
Пара «Дефиантов» 60-й OTU в тренировочном полёте
В отличие от большинства других производителей, «Болтон-Пол» заранее озаботилась облегчением процесса переучивания лётчиков на их самолёт, начав в апреле 1938 года проектирование специальной учебно-тренировочной версии «Дефианта». В ней на месте турели организовали кабину инструктора, приподняв её вверх относительно курсантской (бывшей пилотской). Однако, «в железе» этот вариант не реализовали, так как прототип истребителя оказался настолько прост в управлении, что его освоение не представляло никакой сложности для лётчика средней квалификации.
Первый набор пилотов 264-й и 141-й эскадрилий проходил переучивание непосредственно в своих частях, а начиная с июня 1940 года переподготовку экипажей перенесли в 5-ю OTU [Часть боевой подготовки], также занимавшуюся обучением пилотов «Харрикейнов». В октябре-ноябре учебное подразделение «Дефиантов» передали из 5-й в новую 54-ю OTU, специализацией которой стала подготовка ночных истребителей, а в мае следующего года сформировали ещё одну аналогичную часть — 60-ю. В июне провели стандартизацию типов: 54-я стала готовить экипажи двухмоторных ночных истребителей, а 60-я одномоторных.
Крупным планом турель «Дефианта» одной из AGS. Для снижения затрат при обучении на таких самолётах могли снимать одну пару пулемётов
В середине 1942 года эту подготовку свернули, а пилотов для всё ещё остающихся в строю «Дефиантов» начали учить непосредственно в лётных школах, в первую очередь в 18-й (P)AFU (Pilots Advanced Flying Unit — Часть углублённой лётной подготовки пилотов).
Достаточное число «Дефиантов» поступило также в 2-ю, 3-ю, 7-ю и 10-ю AGS [Школы воздушных стрелков], где готовили воздушных стрелков и стрелков-радистов как для самих «Дефиантов», так и для самолётов-бомбардировщиков. Сверх того, отдельные турельные истребители состояли на балансе многих других учебных частей RAF.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]