Как призывали на службу в Советскую армию
---
В октябре 1967 года был принят закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Закон определял, что «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР…
Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности…
«Всем миром»
В Советском Союзе в армии служили почти все мужчины. Поэтому сложилась традиция – когда молодой человек уходил в армию, устраивать проводы, масштаб которых можно было сравнить разве что со свадьбой…
Возможно, традиция провожать в армию «всем миром» возникла еще в дореволюционные времена, когда в солдаты «забривали» аж на двадцать пять лет. Правда, брали тогда по жребию одного человека от каждой деревни. Зажиточные люди откупались, чтобы их сыновей оставили в покое.
Часто служить шли парни из самых бедных крестьянских семей. Им собирали на дорогу всякое добро, накрывали всей деревней столы… Ведь уходили в армию очень надолго, могли и никогда не вернуться. Все чувствовали себя в долгу перед новоиспеченным солдатом.
В советское время срочная служба длилась всего два-три года, но традиция провожать в армию «с размахом» сохранилась. Приглашали на проводы очень много народу. Как правило, здесь присутствовали не только родители, братья или сестры новобранца, но и все близкие родственники – дедушки, бабушки, дяди, тети…
Собирались все близкие друзья, порой со своими девушками или женами. Если у новобранца была девушка, она тоже обязательно приходила. Иногда звали и ближайших соседей.
Чаще всего проводы проходили в доме родителей призывника. Если дело было в сельской местности и в теплое время года, то столы накрывали прямо во дворе.
Традиции и приметы
Советские проводы в армию были связаны с определенными обычаями и традициями. Так, несмотря на довольно грустный повод – расставание с родными, близкими и друзьями — они должны были быть веселыми: ведь военная служба это непростое испытание, а веселье помогало новобранцу настроиться на нужный лад и отправиться в часть с легким сердцем.
Героя торжества сажали во главе стола. Рядом устраивались родители и самые важные из гостей. Застолье начиналось с речи, которую произносил старейший из собравшихся, напутствуя парня. Чаще всего это был человек, который сам служил или даже воевал, имел награды за военную службу…
Если такого среди присутствующих не находилось, то напутствие произносил старший мужчина в семье. Затем выступала мать призывника, при этом, если семья была верующей, ей предписывалось трижды перекрестить сына за спиной, пожелав ему счастья и здоровья.
Новобранцу дарили подарки – такие, которые могли пригодиться в армии: деньги, блокноты, ручки, конверты, средства личной гигиены…
Алкоголь во время проводов рекомендовалось потреблять в умеренном количестве (хотя эта рекомендация не всегда соблюдалась). Во всяком случае, самому призывнику лучше было вовсе не пить – ведь утром в военкомат…
В меню застолья могли входить армейские блюда, например, котелок с перловой кашей, которую раздавали всем по ложке. В программу праздника входили «тематические» шутки, конкурсы, танцы, звучали соответствующие моменту песни – «Катюша», «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Как родная меня мать провожала»…
Не все возвращались из армии назад. Могли послать в горячую точку (например, в Афганистан), в армии мог произойти несчастный случай… Поэтому призывник должен был повесить на стену ленточку, якобы оставляя дома частицу себя – считалось, что тогда он благополучно вернется домой.
Ленточку нельзя было снимать до возвращения солдата – он должен был снять ее сам после демобилизации. Также на проводах новобранцу давали откусить кусок от хлебной буханки, а остаток заворачивали и убирали до его возвращения домой. Выпивали наполовину бутылку водки, обклеивали ее бумажками с добрыми пожеланиями и оставляли дома до дембеля, чтобы потом выпить оставшуюся половину.
Дурной приметой считалось фотографироваться в военной форме до поездки в военкомат. Мол, нельзя надевать форму раньше времени…
«Ты только жди…»
Застолье продолжалось всю ночь, а утром надо было ехать в военкомат. Туда обычно призывника сопровождали только самые близкие – отец, мать, невеста, друзья…
Выходить из дома, чтобы ехать на призывной пункт, новобранец должен был непременно спиной вперед – чтобы потом вернуться.
Когда от военкомата отъезжал автобус с призывниками, родители кидали в него мелкие монетки – также в надежде на благополучное возвращение своих сыновей. Потом все провожающие должны были вернуться в дом родителей новобранца.
В советскую эпоху считалось хорошим тоном, когда солдата-срочника ждет из армии девушка. Порой, если у парня не было девушки, он перед самым уходом в армию пытался найти себе подругу, которая будет ждать, писать письма… Так легче служилось.
Лучшие солдаты в СССР
Согласно советской идеологии лучший солдат – это человек, беспрекословно выполняющий приказы командиров и начальников и все воинские уставы. Найти таких солдат было проблематично.
В советских военкоматах уже заранее знали, куда пойдут служить их призывники, проживающие на огромной территории Советского Союза: «От Москвы до самых до окраин. С южных гор до северных морей».
Национальность, уровень образования, территория проживания – все это и многое другое принималось во внимание при проверке уровня благонадежности и уровня доверия, которое оказывалось советским командованием своим подчиненным.
Троцкий против Фрунзе
Основы национального формирования РККА были заложены в середине 20-х годов: по решению Реввоенсовета Республики стали создаваться подразделения по национально-территориальному признаку. Лев Троцкий, возглавлявший в то время армию, писал, что именно так можно было показать перед нерусскими народами, что советская власть решает национальный вопрос в воинских подразделениях.
Но боевой пыл Троцкого был весьма опасен, поэтому Михаил Фрунзе вместе с Дзержинским сделали все для того, чтобы к концу 20-х годов численность национальных военных частей в общей массе Красной армии составляла лишь 10 процентов.
В Кремле служили русские и украинцы
Элита советской армии – Кремлевский полк – был полностью укомплектован новобранцами из числа русских и украинских призывников.
Первый командир Кремлевского гарнизона Петр Азаркин в 30-х годах сформулировал основные требования, по которым отбирались солдаты, большинство из них до призыва проживали в промышленно развитых районах Белоруссии, Украины и России.
Причем подавляющее большинство солдат (80 процентов), проходивших службу в Кремлевском полку были русской национальности, количество украинцев было незначительным – всего 16 процентов.
Русский язык для всех
К началу Великой Отечественной войны вооруженные силы Советского Союза увеличились с 1513 тысяч человек до 5,3 миллиона человек, большая часть из призывников была из Средней Азии и не отличалась знанием русского языка.
О таких Иосиф Сталин в своем докладе перед военачальниками сказал: «Это не армия». В срочном порядке были организовано обучение русскому языку, но время было упущено и в годы войны командиры с большой неохотой брали на важные операции лиц из Среднего Закавказья, Кавказа и Средней Азии.
Рейтинг трех наций
В 1942 году руководитель группы агитаторов Главного политического управления РККА Ставский в своей докладной записке указывал, что среди командного состава бытует пренебрежительно е мнение о боевых качествах солдат нерусской национальности. И если в дивизиях их количество преобладало, то высказывались опасения в положительном результате операций.
Некоторые командиры говорили, что в свои ряды они никого брать не будут, кроме русских, белорусов и украинцев. Ставский писал о недопустимости подобных проявлений, которые в ряде случаев снисходительно поддерживаются со стороны вышестоящего руководства.
Главное — командир
Боевые действия показали, что большая часть операций зависит во многом не от национального, а от командного состава. Известно, что Мехлис в ходе подготовки к десантированию в районе Керченского пролива настоятельно требовал от командующего Северно-Кавказск ого военного округа Владимира Курдюмова незамедлительно предоставить пополнение солдатами исключительно русской национальности, которые хорошо обучены и немедленно будут направлены на Крымский фронт.
Их основная задача – мощным броском окружить силы противника в районе Керченского пролива и развить наступление вглубь, в направлении на Севастополь и Крым. Причем высадить десант численность 40 000 человек планировалось произвести одновременно в нескольких точках.
Несмотря на благоприятную обстановку, основной причиной провала Керченского десанта было то, что Лев Мехлис (политический комиссар, а не кадровый военный), «отодвинув» генералов решил сам командовать операцией, причем, крайне неудачно – элитные подразделения попали в плен.
Окраинам не доверяли
Несмотря на провалы в крупномасштабных операциях, в войсках надежно был закреплен миф о надежности белорусских, русских и отчасти украинских призывников из восточной части Украины. С западных окраин призывникам не доверяли. Это касалось и западных областей Белоруссии, где призывники скрывались от призыва в соседней Польше.
В случае призыва среди них нередко вспыхивали бунты, как это было в марте 1945 года, когда солдаты 34-ой запасной дивизии учинили бунт по причине того, что они являются поляками, а их насильно записали белорусами и заставили служить в рядах советской армии.
Даже пример маршала Константина Рокоссовского, имевшего польские корни, не имел должного воздействия на призывников, которых долгое время обрабатывала польская антисоветская пропаганда.
Эстонцы в рядах любимчиков
Сложившиеся за долгие годы армейские устои в послевоенный период приобрели устойчивые черты. Эти стереотипы оставались долгое время неизменными.
Со временем в советской армии командиры полюбили призывников из числа эстонцев, признавая, что они очень трудолюбивы наряду с лицами еврейской национальности.
В анкетировании, проведенном из воинских частей, многие солдаты уважительно отзывались об эстонцах, признавая за ними первенство по хозяйственной или водительской части. Иногда им давали клички, носящие не обидный, а дружеский оттенок.
Что сказал генсек
Генсек Леонид Брежнев говорил, что Советский Союз имеет «особую армию в том смысле, которая способствует братству, солидарности и взаимному уважению между всеми народами и национальностями СССР».
Априори предполагалось, что служба в армейских рядах – миссия почетная и по ходу ее выполнения перед новобранцем будут возникать только самые благородные задачи.
Однако на самом деле отцы-командиры уже заранее знали, из каких мест в части прибудут самые надежные солдаты, на которых можно сделать ставку по военно-политичес кому воспитанию на верность Отчизне.
Кого в СССР не брали в армию?
Сила морального убеждения и социалистическо-коммунистического реализма во взаимодействии с комсомолом была такой силы, что всех, кто не прошел службу в армии, считались изгоями общества, людьми самого низкого сорта. На парней, отказавшихся служить по религиозным и политическим мотивам, в деревенской местности вещали ярлык — «ненормальный».
В городской среде такого рода уклонистам затеряться было проще, но и здесь всевидящие комсомольское око вовремя предавало широкой огласке имена и фамилии призывников, которые в военном комиссариате писали одно единственное заявление с просьбой об отказе или отсрочки от прохождения воинской службы по религиозным или политическим мотивам.
Большего всего заявлений поступало именно по религиозным мотивам – политические взгляды было доказать опасно и во многих случаях безрезультативно.
Если по религиозным мотивам в армию не брали в некоторые периоды времени на законных основаниях, то совсем другое дело обстояло с приверженцами политических взглядов. Доказать свою причастность убеждениям было сложно в ряде случае чревато для жизни. Никаких законодательных актов об этом не существует.
В 1987 году советские отказники получили мощную моральную поддержку. Комиссия по правам человека ООН на своем заседании вынесло революционное решение – признать за отказниками законное право на «проявление свободы мысли, совести и религии».
Несмотря на принимаемые ограничения в армию на протяжении многих лет не брали представителей нескольких религиозных движений.
В конце 80-х годов баптистов в армию не брали. Об этом знали чуть ли не все призывники, но воспользоваться этим шансом для уклонения от службы смогли не всякие: ведь нужно было на самом деле посещать религиозные служения, доказывая истинную причастность своей души к высшим духовным исканиям, в основе которых лежит главный постулат, выработанный древними пацифистами – душа – это главное оружие, с которым нужно приходить в этот мир и сражаться со злом.
«Откосить» от советской армии можно было по-разному: за счет высокопоставленных родственников «по блату». Либо за внушительную взятку дорогое чадо получало заветную отметку в воинском билете – статью «Закона о воинской обязанности», на основании которой предоставлялась отсрочка от армии.
Нежелание служить в первооснове своей имеет глубокие исторически корни: в 20-х годах XX века после объявления массового призыва в ряды РККА, медикам, входящим в состав военно-врачебных комиссий было дано негласное распоряжение внимательно присматриваться к здоровью юношей из состоятельных семей, которые давали взятки, болели или причисляли себя к сектам.
Эти три причины стали самыми распространенными для уклонистов и в советской армии. Если раньше взятку давали в виде продуктов, самогона и денег, то в советские годы давали преимущественно деньги. Размер взятки зависел от уровня должностного лица.
Как правило, взятку должны были получить три человека: военком, председатель врачебной комиссии и секретарь военкомата. Они придумывали причины: либо допризывника списать по состоянию здоровья на основании статьи 36-ой «Закона о воинской обязанности», либо по семейным обстоятельствам на основании 34-ой статьи, либо по статье 35-ой для продолжения образования.
Эти «три кита», на основании которых разрабатывались многочисленные ведомственные инструкции, имеющие подробное описание заболеваний и других причин отсрочки.
В начале 70-х годов многие мамочки из богатых семей заранее обеспечивали для своего чада безупречное алиби в виде психиатрического заболевания, имеющих «хорошую» репутацию в обществе: к таким относилась эпилепсия, разные типы неврозов и лунатизм.
В порочный круг были втянуты еще и детские врачи из поликлиники по месту жительства. Но эта уловка имела обратный эффект: каждый советский кадровик при приеме на работу требовал военный билет и во многих случаях на полноценную работу якобы больных мужчин не брали. Хотя высокопоставленные мамочки и тут находили лазейки.
Кто-то может подумать, что советским уклонистам вообще не выдавали никаких документов, а тем более – воинский билет. Как раз таки эта красная корочка была вожделенным объектом: в специальной графе указывалось, по какой статье призывник получил отсрочку от армии.
По истечении срока отсрочки, снова нужно было прибыть в военкомат и выдвигать обоснованные причины своей отсрочки. Как правило, повторный визит заканчивался быстро и не требовал дотошной проверки, как в первый раз.
Общественно-политическая нестабильность в стране влияла на характер взяток и уклонение от воинской службы приобретала в случае нестабильности в стране массовый характер. Особенно это было заметно в годы войны с Афганистаном и в 90-е годы, когда шла перестройка.
За отдельную плату в военкоматах шли на разные ухищрения: особенно массовых характер носили случаи незаконной выдачи военного билета, согласно которому призывник уже прошел все этапы службы в разных воинских частях на территории отделившихся от СССР республик.
Проверить достоверность сведений не предоставлялось возможным и это «изобретение» вошло в не почетный круг причин получения «белого билета».
Со временем призывники стали искать для себя более легкие пути. Жениться и обзавестись двумя несовершеннолетними малышами в течение срока отсрочки – это тоже стало одной из самых распространенных причин, имеющей под собой еще и большой комфорт. Нередки были случаи заключения фиктивных браков с матерями-одиночками.
Несмотря на все ухищрения, в большинстве своем уклонисты спокойно жить не могли. Они получали не только «черный» билет, но и особую отметку в советском обществе: слухи все равно распространялись и человека, не служившего армии, считали не полноценным членом советского общества.
Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности…
«Всем миром»
В Советском Союзе в армии служили почти все мужчины. Поэтому сложилась традиция – когда молодой человек уходил в армию, устраивать проводы, масштаб которых можно было сравнить разве что со свадьбой…
Возможно, традиция провожать в армию «всем миром» возникла еще в дореволюционные времена, когда в солдаты «забривали» аж на двадцать пять лет. Правда, брали тогда по жребию одного человека от каждой деревни. Зажиточные люди откупались, чтобы их сыновей оставили в покое.
Часто служить шли парни из самых бедных крестьянских семей. Им собирали на дорогу всякое добро, накрывали всей деревней столы… Ведь уходили в армию очень надолго, могли и никогда не вернуться. Все чувствовали себя в долгу перед новоиспеченным солдатом.
В советское время срочная служба длилась всего два-три года, но традиция провожать в армию «с размахом» сохранилась. Приглашали на проводы очень много народу. Как правило, здесь присутствовали не только родители, братья или сестры новобранца, но и все близкие родственники – дедушки, бабушки, дяди, тети…
Собирались все близкие друзья, порой со своими девушками или женами. Если у новобранца была девушка, она тоже обязательно приходила. Иногда звали и ближайших соседей.
Чаще всего проводы проходили в доме родителей призывника. Если дело было в сельской местности и в теплое время года, то столы накрывали прямо во дворе.
Традиции и приметы
Советские проводы в армию были связаны с определенными обычаями и традициями. Так, несмотря на довольно грустный повод – расставание с родными, близкими и друзьями — они должны были быть веселыми: ведь военная служба это непростое испытание, а веселье помогало новобранцу настроиться на нужный лад и отправиться в часть с легким сердцем.
Героя торжества сажали во главе стола. Рядом устраивались родители и самые важные из гостей. Застолье начиналось с речи, которую произносил старейший из собравшихся, напутствуя парня. Чаще всего это был человек, который сам служил или даже воевал, имел награды за военную службу…
Если такого среди присутствующих не находилось, то напутствие произносил старший мужчина в семье. Затем выступала мать призывника, при этом, если семья была верующей, ей предписывалось трижды перекрестить сына за спиной, пожелав ему счастья и здоровья.
Новобранцу дарили подарки – такие, которые могли пригодиться в армии: деньги, блокноты, ручки, конверты, средства личной гигиены…
Алкоголь во время проводов рекомендовалось потреблять в умеренном количестве (хотя эта рекомендация не всегда соблюдалась). Во всяком случае, самому призывнику лучше было вовсе не пить – ведь утром в военкомат…
В меню застолья могли входить армейские блюда, например, котелок с перловой кашей, которую раздавали всем по ложке. В программу праздника входили «тематические» шутки, конкурсы, танцы, звучали соответствующие моменту песни – «Катюша», «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Как родная меня мать провожала»…
Не все возвращались из армии назад. Могли послать в горячую точку (например, в Афганистан), в армии мог произойти несчастный случай… Поэтому призывник должен был повесить на стену ленточку, якобы оставляя дома частицу себя – считалось, что тогда он благополучно вернется домой.
Ленточку нельзя было снимать до возвращения солдата – он должен был снять ее сам после демобилизации. Также на проводах новобранцу давали откусить кусок от хлебной буханки, а остаток заворачивали и убирали до его возвращения домой. Выпивали наполовину бутылку водки, обклеивали ее бумажками с добрыми пожеланиями и оставляли дома до дембеля, чтобы потом выпить оставшуюся половину.
Дурной приметой считалось фотографироваться в военной форме до поездки в военкомат. Мол, нельзя надевать форму раньше времени…
«Ты только жди…»
Застолье продолжалось всю ночь, а утром надо было ехать в военкомат. Туда обычно призывника сопровождали только самые близкие – отец, мать, невеста, друзья…
Выходить из дома, чтобы ехать на призывной пункт, новобранец должен был непременно спиной вперед – чтобы потом вернуться.
Когда от военкомата отъезжал автобус с призывниками, родители кидали в него мелкие монетки – также в надежде на благополучное возвращение своих сыновей. Потом все провожающие должны были вернуться в дом родителей новобранца.
В советскую эпоху считалось хорошим тоном, когда солдата-срочника ждет из армии девушка. Порой, если у парня не было девушки, он перед самым уходом в армию пытался найти себе подругу, которая будет ждать, писать письма… Так легче служилось.
Лучшие солдаты в СССР
Согласно советской идеологии лучший солдат – это человек, беспрекословно выполняющий приказы командиров и начальников и все воинские уставы. Найти таких солдат было проблематично.
В советских военкоматах уже заранее знали, куда пойдут служить их призывники, проживающие на огромной территории Советского Союза: «От Москвы до самых до окраин. С южных гор до северных морей».
Национальность, уровень образования, территория проживания – все это и многое другое принималось во внимание при проверке уровня благонадежности и уровня доверия, которое оказывалось советским командованием своим подчиненным.
Троцкий против Фрунзе
Основы национального формирования РККА были заложены в середине 20-х годов: по решению Реввоенсовета Республики стали создаваться подразделения по национально-территориальному признаку. Лев Троцкий, возглавлявший в то время армию, писал, что именно так можно было показать перед нерусскими народами, что советская власть решает национальный вопрос в воинских подразделениях.
Но боевой пыл Троцкого был весьма опасен, поэтому Михаил Фрунзе вместе с Дзержинским сделали все для того, чтобы к концу 20-х годов численность национальных военных частей в общей массе Красной армии составляла лишь 10 процентов.
В Кремле служили русские и украинцы
Элита советской армии – Кремлевский полк – был полностью укомплектован новобранцами из числа русских и украинских призывников.
Первый командир Кремлевского гарнизона Петр Азаркин в 30-х годах сформулировал основные требования, по которым отбирались солдаты, большинство из них до призыва проживали в промышленно развитых районах Белоруссии, Украины и России.
Причем подавляющее большинство солдат (80 процентов), проходивших службу в Кремлевском полку были русской национальности, количество украинцев было незначительным – всего 16 процентов.
Русский язык для всех
К началу Великой Отечественной войны вооруженные силы Советского Союза увеличились с 1513 тысяч человек до 5,3 миллиона человек, большая часть из призывников была из Средней Азии и не отличалась знанием русского языка.
О таких Иосиф Сталин в своем докладе перед военачальниками сказал: «Это не армия». В срочном порядке были организовано обучение русскому языку, но время было упущено и в годы войны командиры с большой неохотой брали на важные операции лиц из Среднего Закавказья, Кавказа и Средней Азии.
Рейтинг трех наций
В 1942 году руководитель группы агитаторов Главного политического управления РККА Ставский в своей докладной записке указывал, что среди командного состава бытует пренебрежительно е мнение о боевых качествах солдат нерусской национальности. И если в дивизиях их количество преобладало, то высказывались опасения в положительном результате операций.
Некоторые командиры говорили, что в свои ряды они никого брать не будут, кроме русских, белорусов и украинцев. Ставский писал о недопустимости подобных проявлений, которые в ряде случаев снисходительно поддерживаются со стороны вышестоящего руководства.
Главное — командир
Боевые действия показали, что большая часть операций зависит во многом не от национального, а от командного состава. Известно, что Мехлис в ходе подготовки к десантированию в районе Керченского пролива настоятельно требовал от командующего Северно-Кавказск ого военного округа Владимира Курдюмова незамедлительно предоставить пополнение солдатами исключительно русской национальности, которые хорошо обучены и немедленно будут направлены на Крымский фронт.
Их основная задача – мощным броском окружить силы противника в районе Керченского пролива и развить наступление вглубь, в направлении на Севастополь и Крым. Причем высадить десант численность 40 000 человек планировалось произвести одновременно в нескольких точках.
Несмотря на благоприятную обстановку, основной причиной провала Керченского десанта было то, что Лев Мехлис (политический комиссар, а не кадровый военный), «отодвинув» генералов решил сам командовать операцией, причем, крайне неудачно – элитные подразделения попали в плен.
Окраинам не доверяли
Несмотря на провалы в крупномасштабных операциях, в войсках надежно был закреплен миф о надежности белорусских, русских и отчасти украинских призывников из восточной части Украины. С западных окраин призывникам не доверяли. Это касалось и западных областей Белоруссии, где призывники скрывались от призыва в соседней Польше.
В случае призыва среди них нередко вспыхивали бунты, как это было в марте 1945 года, когда солдаты 34-ой запасной дивизии учинили бунт по причине того, что они являются поляками, а их насильно записали белорусами и заставили служить в рядах советской армии.
Даже пример маршала Константина Рокоссовского, имевшего польские корни, не имел должного воздействия на призывников, которых долгое время обрабатывала польская антисоветская пропаганда.
Эстонцы в рядах любимчиков
Сложившиеся за долгие годы армейские устои в послевоенный период приобрели устойчивые черты. Эти стереотипы оставались долгое время неизменными.
Со временем в советской армии командиры полюбили призывников из числа эстонцев, признавая, что они очень трудолюбивы наряду с лицами еврейской национальности.
В анкетировании, проведенном из воинских частей, многие солдаты уважительно отзывались об эстонцах, признавая за ними первенство по хозяйственной или водительской части. Иногда им давали клички, носящие не обидный, а дружеский оттенок.
Что сказал генсек
Генсек Леонид Брежнев говорил, что Советский Союз имеет «особую армию в том смысле, которая способствует братству, солидарности и взаимному уважению между всеми народами и национальностями СССР».
Априори предполагалось, что служба в армейских рядах – миссия почетная и по ходу ее выполнения перед новобранцем будут возникать только самые благородные задачи.
Однако на самом деле отцы-командиры уже заранее знали, из каких мест в части прибудут самые надежные солдаты, на которых можно сделать ставку по военно-политичес кому воспитанию на верность Отчизне.
Кого в СССР не брали в армию?
Сила морального убеждения и социалистическо-коммунистического реализма во взаимодействии с комсомолом была такой силы, что всех, кто не прошел службу в армии, считались изгоями общества, людьми самого низкого сорта. На парней, отказавшихся служить по религиозным и политическим мотивам, в деревенской местности вещали ярлык — «ненормальный».
В городской среде такого рода уклонистам затеряться было проще, но и здесь всевидящие комсомольское око вовремя предавало широкой огласке имена и фамилии призывников, которые в военном комиссариате писали одно единственное заявление с просьбой об отказе или отсрочки от прохождения воинской службы по религиозным или политическим мотивам.
Большего всего заявлений поступало именно по религиозным мотивам – политические взгляды было доказать опасно и во многих случаях безрезультативно.
Если по религиозным мотивам в армию не брали в некоторые периоды времени на законных основаниях, то совсем другое дело обстояло с приверженцами политических взглядов. Доказать свою причастность убеждениям было сложно в ряде случае чревато для жизни. Никаких законодательных актов об этом не существует.
В 1987 году советские отказники получили мощную моральную поддержку. Комиссия по правам человека ООН на своем заседании вынесло революционное решение – признать за отказниками законное право на «проявление свободы мысли, совести и религии».
Несмотря на принимаемые ограничения в армию на протяжении многих лет не брали представителей нескольких религиозных движений.
В конце 80-х годов баптистов в армию не брали. Об этом знали чуть ли не все призывники, но воспользоваться этим шансом для уклонения от службы смогли не всякие: ведь нужно было на самом деле посещать религиозные служения, доказывая истинную причастность своей души к высшим духовным исканиям, в основе которых лежит главный постулат, выработанный древними пацифистами – душа – это главное оружие, с которым нужно приходить в этот мир и сражаться со злом.
«Откосить» от советской армии можно было по-разному: за счет высокопоставленных родственников «по блату». Либо за внушительную взятку дорогое чадо получало заветную отметку в воинском билете – статью «Закона о воинской обязанности», на основании которой предоставлялась отсрочка от армии.
Нежелание служить в первооснове своей имеет глубокие исторически корни: в 20-х годах XX века после объявления массового призыва в ряды РККА, медикам, входящим в состав военно-врачебных комиссий было дано негласное распоряжение внимательно присматриваться к здоровью юношей из состоятельных семей, которые давали взятки, болели или причисляли себя к сектам.
Эти три причины стали самыми распространенными для уклонистов и в советской армии. Если раньше взятку давали в виде продуктов, самогона и денег, то в советские годы давали преимущественно деньги. Размер взятки зависел от уровня должностного лица.
Как правило, взятку должны были получить три человека: военком, председатель врачебной комиссии и секретарь военкомата. Они придумывали причины: либо допризывника списать по состоянию здоровья на основании статьи 36-ой «Закона о воинской обязанности», либо по семейным обстоятельствам на основании 34-ой статьи, либо по статье 35-ой для продолжения образования.
Эти «три кита», на основании которых разрабатывались многочисленные ведомственные инструкции, имеющие подробное описание заболеваний и других причин отсрочки.
В начале 70-х годов многие мамочки из богатых семей заранее обеспечивали для своего чада безупречное алиби в виде психиатрического заболевания, имеющих «хорошую» репутацию в обществе: к таким относилась эпилепсия, разные типы неврозов и лунатизм.
В порочный круг были втянуты еще и детские врачи из поликлиники по месту жительства. Но эта уловка имела обратный эффект: каждый советский кадровик при приеме на работу требовал военный билет и во многих случаях на полноценную работу якобы больных мужчин не брали. Хотя высокопоставленные мамочки и тут находили лазейки.
Кто-то может подумать, что советским уклонистам вообще не выдавали никаких документов, а тем более – воинский билет. Как раз таки эта красная корочка была вожделенным объектом: в специальной графе указывалось, по какой статье призывник получил отсрочку от армии.
По истечении срока отсрочки, снова нужно было прибыть в военкомат и выдвигать обоснованные причины своей отсрочки. Как правило, повторный визит заканчивался быстро и не требовал дотошной проверки, как в первый раз.
Общественно-политическая нестабильность в стране влияла на характер взяток и уклонение от воинской службы приобретала в случае нестабильности в стране массовый характер. Особенно это было заметно в годы войны с Афганистаном и в 90-е годы, когда шла перестройка.
За отдельную плату в военкоматах шли на разные ухищрения: особенно массовых характер носили случаи незаконной выдачи военного билета, согласно которому призывник уже прошел все этапы службы в разных воинских частях на территории отделившихся от СССР республик.
Проверить достоверность сведений не предоставлялось возможным и это «изобретение» вошло в не почетный круг причин получения «белого билета».
Со временем призывники стали искать для себя более легкие пути. Жениться и обзавестись двумя несовершеннолетними малышами в течение срока отсрочки – это тоже стало одной из самых распространенных причин, имеющей под собой еще и большой комфорт. Нередки были случаи заключения фиктивных браков с матерями-одиночками.
Несмотря на все ухищрения, в большинстве своем уклонисты спокойно жить не могли. Они получали не только «черный» билет, но и особую отметку в советском обществе: слухи все равно распространялись и человека, не служившего армии, считали не полноценным членом советского общества.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]