Ислам в Индии: прошлое и настоящее
---
Сегодня индийские мусульмане, если не затрагивать Кашмир, являющийся спорной территорией, живут относительно спокойной жизнью. Однако история ислама в Индии является долгой и драматичной. Первыми из мусульман, которые появились в этой стране, были арабы, приплывшие сюда по морю на торговых кораблях. С конца VII века они стали селиться на индийском побережье. Ими и обращенными в мусульманство индийцами была образована община на Малабарском побережье. Об истории и современном состоянии ислама в Индии будет рассказано в статье.
Возникновение и распространение
На северо-запад страны мусульманская религия стала проникать в период арабских завоеваний. Это время имеет название исламского периода в истории Индии. Он продолжался с конца VII и до конца XVIII века.
В него входит история исламских султанатов и параллельных им индуистских государств, продолжавшаяся до английской колонизации, а также история воевавших против англичан и мусульман маратхов.
Полное принятие
Полностью принятие ислама произошло в IX-XI вв. на территории современного Пакистана. Изначально в долине Ганга и на полуострове Индостан население еще не было затронуто мусульманством. Но жители побережья начали знакомство с ним через арабских купцов.
До 1001 года его влияние было еще незначительным. Затем последовали набеги Махмуда Газни на субконтинент, им был разрушен Сомнатх и захвачен Пенджаб. Следующая война исламизации прошла между 1526-м и 1858 годом. Тогда власть в Северной Индии была захвачена, пришедшими сюда тюркскими, персидскими и монгольскими воинами.
Требования Корана
Мусульманские заповеди, которые в нем изложены, объясняли вновь обращенным индийцам суть этой религии. Ее смысл в следовании воле и законам Аллаха. Чтобы стать истинно верующим, необходимо усвоить и проникнуться утверждением о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. А также нужно:
- Пять раз в день молиться, развернувшись лицом к Мекке.
- Совершать вместе со всеми пятничную молитву в мечети.
- Вкладывать в общину часть своего богатства.
- Раздавать бедным милостыню.
- Соблюдать пост в Рамадан.
- Совершить паломничество на родину пророка, в Мекку.
- Не пить вино и не есть свинины.
В целях общественной самореализации
Указанные мусульманские истины в первую очередь наиболее активно воспринимались самыми обездоленными слоями индусского населения. Таким образом, они надеялись на преодоление жестких запретов и кастовых ограничений, существовавших в традиционном обществе, и на социальную реализацию индивидуума. Массовым образом ислам был принят малоимущими крестьянами из дельты Ганга, на территории современного Бангладеш.
Что касается городской верхушки и купечества, то у них имелись свои соображения по поводу перехода в другую религию. Это могло облегчить им доступ ко двору местных мусульманских эмиров, которые теперь представляли собой новую региональную элиту.
Сколько мусульман в Индии?
После европейских вторжений в Индию распространение ислама с конца XVIII века начало ограничиваться. Его престиж ослабел, а влияние стало угасать. Однако в ряде независимых регионов, даже после произошедшего в 1949 г. раздела страны, сохранились мусульманские общины. С той поры за счет демографических причин их число возрастает.
Сегодня ислам является второй по значению религией в Индии после индуизма. Доля мусульман в общей численности населения страны приближается к 14 %, что составляет около 165 млн человек. Индийские мусульмане по своей абсолютной численности уступают лишь единоверцам, живущим в Индонезии и Пакистане. Доля исповедующих мусульманство в населении страны неуклонно возрастает, а это нередко ведет к противоречиям с индуистским населением.
В большинстве своем представители ислама в Индии – это люди, имеющие местное, индоарийское происхождение. Имеется лишь незначительный приток генов из Средней Азии и Ирана. Мусульманам предоставлено право следования исламским законам. Правительство страны выделяет субсидии, чтобы частично покрыть стоимость авиационных билетов, приобретаемых теми, кто совершает хадж.
Некоторые показатели уровня жизни
Мусульманское население страны характеризуется довольно низким уровнем грамотности. После того как политическая власть была утрачена в пользу британцев, а затем и представителей индуизма, доходы мусульман резко упали. Большинство их стало концентрироваться в старых городских кварталах, имеющих изношенную инфраструктуру, и получивших название исламских гетто.
Их женщины, в среднем по стране, рожают на одного ребенка больше, чем у индуистов. У первых этот показатель равен 3,7, а у вторых – 2,7. Эмиграционный поток этой части населения является незначительным. Это обусловлено ограниченным доступом к образованию и слабым участием в экономической жизни. Особенно это касается женщин. Согласно статистике, в период с 1991 по 2001 год численность индуистов возросла примерно на 20 %, тогда как количество мусульман – почти на 30 %.
Влияние на культуру
На жизнь и культуру Индии ислам оказывает очень большое влияние. Это в полной мере касается ее литературы, архитектуры, музыки и социального уклада. Их современные формы были приобретены под непосредственным воздействием со стороны исламской культуры.
Мусульмане живут почти во всех штатах Индии. Больше всего их насчитывается в Дели, а также в штате Джамму и Кашмир, в других областях, которые в древнейшие времена входили в Делийский султанат. Одним из важнейших проявлений ислама являются мечети в Индии, которые разбросаны по всей стране.
Они представляют собой образцы изящества и великолепия, которое при этом выглядит очень основательно. Самая большая из них – Пятничная мечеть в Дели. Каждую неделю, по пятницам, улицы, которые к ней прилегают, заполняются пестрым разнообразием верующих, идущих на обязательную молитву.
Особо выдающиеся памятники расположены в Агре, а также Джанупуре и некоторых других городах. Признанным непревзойденным шедевром живописи и архитектуры является Тадж-Махал.
Мавзолей-мечеть
Именно такой вид сооружения представляет собой Тадж-Махал. На карте Индии его можно найти в городе Агре, на берегу реки Джамна. Построили его по приказу Шах-Джахана, падишаха, возглавлявшего Империю Бабуридов. Он является потомком Тамерлана. Посвящен мавзолей-мечеть памяти жены падишаха, которую звали Мумтаз-Махал. Она умерла, когда рожала четырнадцатого ребенка. Здесь похоронен и сам правитель.
Кто был архитектором этого творения, доподлинно неизвестно. Иногда его приписывают Иса Хан Эфенди, известному архитектору из Персии. Другие придерживаются мнения, что это был другой мастер персидского происхождения, Устад Ахмаду Лахори, живший в Индии. Есть и третья версия, согласно которой мавзолей – работа Джеронимо Веронео, итальянского ювелира, жившего в Агре. Время строительства – 1630-1653 гг.
Тадж-Махал считают лучшим из примеров архитектуры, соответствующей стилю моголов. В нем сочетаются элементы таких архитектурных стилей, как индийский, персидский и арабский. В 1983 г. ЮНЕСКО признало его объектом Всемирного наследия, назвав жемчужиной искусства мусульман в Индии, которому высказывается восхищение во всем мире.
Мавзолей представляет собой сооружение, высота которого 74 метра вместе с платформой. Он имеет пять куполов, четыре минарета по углам. Чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницу, минареты имеют небольшой наклон в сторону от нее. К мечети примыкает сад с бассейном и фонтанами.
Стены состоят из полупрозрачного полированного мрамора, который привозили к месту строительства с расстояния 300 км. На них имеется инкрустация из самоцветов. Среди них такие, как сердолик, бирюза, малахит, агат и другие. У мрамора есть одна особенность. В разное время суток его цвет визуально меняется. Днем, при ярком свете, он белый, во время утренней и вечерней зари – розовый, а в лунную ночь – серебристый.
Феномены взаимодействия
В результате длительного периода сосуществования индуистской культуры и культуры ислама в Индии произошло наложение традиций обеих религий друг на друга. Как следствие, возникли феномены, которые до сих пор играют важную роль в современной жизни таких стран, как Индия, Бангладеш и Пакистан.
Во-первых, это язык хиндустани. Он появился как результат вхождения в индийские диалекты множества заимствований из персидского языка. Долгое время он играл роль межконфессиональной нейтральной надъязыковой формы.
Во-вторых, это исламские касты. Они не предусматриваются Кораном, но существуют фактически. Представляют собой более мягкий вариант, чем индуистская кастовая система.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]