«Мерзость запустения»: значение слов пророка Даниила
---
«Мерзость запустения» – это словосочетание, которое неоднократно встречается в Священном Писании. Чтобы истолковать эту фразу, нужно ознакомиться со связанными с ней событиями, а также с этимологией первого из двух слов. Версии о значении «мерзости запустения» будут рассмотрены ниже.
Этимология
В традиционном понимании слово «мерзость» – это нечто весьма отталкивающее, то что вызывает непроизвольное содрогание. Однако в Танахе и Мишне, написанных на иврите, оно нередко используется в ином значении. Там оно обозначает идола. Поэтому ряд исследователей полагает, что в книге пророка Даниила имеется в виду «неподвижная мерзость», то есть статуя для поклонения.
Другая группа ученых склоняется к тому, что этим словом с намерением искажения был назван древнеримский бог Юпитер. На иврите «мерзость» пишется как βδέλυγμα, это слово близко по написанию к Баалшамем — «господин неба». Это могло быть следование предписанию о том, что имена идолов, каковым для иудеев, по сути, и являлась статуя Юпитера, можно произносить только в искаженном или же в сокращенном виде.
Первые три упоминания изучаемой фразы обнаруживаются в Книге Даниила, где он излагает свои апокалиптические видения.
«Мерзость запустения» у Даниила
Христианская традиция относит его к великим библейским пророкам. Он был потомком знатного рода иудеев и еще подростком оказался вместе со своими соплеменниками в вавилонском плену. Там им было получено халдейское образование, и его призвали на службу при дворе.
Как сказано в Библии, Даниилу был ниспослан дар от Бога – понимать и растолковывать сны, этим он и прославился. Два самых известных эпизода его жизни – это чудесное спасение от львов во рву и разгадка смысла слов, написанных на стене таинственной рукой на пиру Валтасара.
В числе прочих Даниилом были сделаны пророчества о «мерзости запустения». Он говорит о том, что она появится на крыле святилища, будет прекращена ежедневная жертва, и это будет длиться 1290 дней, а затем опустошителя постигнет предопределенная окончательная гибель. Что это значит? Разъяснение будет дано ниже.
Антиох Эпифан
Этот греческий царь в 170 году до н. э, чтобы восстановить порядок в Иерусалиме, ввел туда войска, и мятеж был жестоко подавлен, а город разграблен. После этого, опираясь на лояльно настроенных жрецов, он перешел к насильственной эллинизации. Иерусалимский храм был превращен им в святилище Зевса. У всех на глазах он собственноручно заколол на алтаре жертвенную свинью.
За этим последовали преследования иудеев, которые сопровождались пытками и публичными казнями. Были срыты городские укрепления, а жестокие гонения способствовали тому, что вспыхнуло новое восстание, возглавленное Маккавеями. Организации нового похода против иудеев помешала смерть Эпифана в 164 г. до н. э.
Именно эти события и известны под названием «мерзость запустения», о них и пророчествовал Даниил.
Первая книга Маккавеев
В ней говорится о том, что на жертвенник всесожжения была возведена «мерзость». Под жертвенником всесожжения в иудаизме понимается один из основных предметов религиозной службы, проводившейся в Скинии, а позже и в Храме. Как сказано в Библии, с этим предметом было связано несколько чудесных явлений:
Толкования у Даниила и у Маккавеев
Как предполагают толкователи Священного писания, в двух указанных источниках «мерзость» трактуется буквально, то есть либо как «идол» вообще, либо как статуя Зевса (Юпитера). Что в обоих случаях являлось большим оскорблением для правоверных иудеев.
Тут уместным будет вспомнить одну из библейских заповедей, призывающих не сотворять себе кумира, то есть изваяния языческого бога. Таким образом Антиох Епифан нарушил основополагающие устои еврейской веры.
В Евангелии от Матфея
Там Иисус на Елеонской горе говорит о мерзости запустения, реченной пророком Даниилом. В своей проповеди он вспоминает его предсказание. Как было выяснено, они относятся к установлению статуи верховного языческого бога, который у греков именовался Зевсом, а у римлян Юпитером, в иудейском храме.
Что имеет в виду Сын Божий, произнося слова о мерзости запустения на святом месте, приведенные в Евангелии от Матфея? Они были изречены примерно через 200 лет после описанных событий. Тем самым Иисус произнес пророчество о том, что в будущем в Иерусалимском храме в определенное время повторится нечто подобное. Большинство толкователей Библии считает, что Спаситель имел в виду приход антихриста.
Пророчество Иисуса
В нем он говорит своим ученикам: «Когда увидите мерзость запустения, о которой пророчествовал Даниил и которая стоит, где не положено, пусть находящиеся бегут в горы». Далее Иисус дает следующие указания. Те, кто находится на кровле, не должны сходить вниз, чтобы взять что-нибудь из своего дома. А тем, кто в поле, не надо идти назад, чтобы брать свою одежду.
Горе будет беременным и кормящим в те дни. Всем нужно будет молиться, дабы бегство это не произошло зимою, так как тогда будет настолько сильная скорбь, которой еще не было от самого начала творения и которой не будет после. Далее Иисус отмечает, что если бы Господь не уменьшил число этих дней, то никакая плоть не спаслась бы. Но ради тех, кого он избрал, он сократил те страшные дни.
Сын Божий предупреждает: «Если кто-нибудь скажет вам, что вот здесь или там Христос, не верьте ему. Так как восстанут лжепророки и лжехристы, ими будут даны чудеса и знамения, чтобы прельстить и избранных, если это возможно. Я же сказал все наперед, а вы берегитесь». При этом слова Спасителя являются таинственными, и в них нужно разбираться. Да и сам он говорит о них: «Читающий да разумеет».
В чем смысл?
По мнению экзегетов, он состоит в следующем. Говоря о «мерзости запустения» свидетелям его земной жизни, Иисус имел в виду не какое-то одно конкретное событие. Святые отцы приходят ко мнению, что подразумевается демоническая личность – антихрист, который должен прийти в конце времен. Поэтому Христос требует покинуть страшное место, так как в случае промедления в бегстве наступит гибель. Необходимо молиться, чтобы быстрому исходу не помешали никакие неблагоприятные обстоятельства.
Существуют времена и обстоятельства, когда отечество земное нужно незамедлительно покинуть ради отечества небесного. Когда говорится о том, что нужно молиться, чтобы бегство не случилось зимою, речь идет о холоде Апокалипсиса, от которого застывают сердца.
Но среди гнева Иисус помнит и о милости. Он говорит, что Господь сократит эти дни для избранных, то есть для тех, кто примет Христа. Для тех, кому было обещано, что «остаток спасется». Избранники Божии и день, и ночь вопиют к нему, и Господь дает ответ на их молитвы.
К этим избранным относятся все, хранящие ему верность в испытаниях. Что бы ни происходило вокруг, Бог всегда здесь. Он абсолютный господин времени и истории. Им будет сокращено время испытаний, он спасет от всякого отчаяния, спасение – это всегда его главное и последнее слово.
Таким образом, выражение «мерзость запустения» упоминается в Священном Писании и в прямом, и в переносном смысле. В первом случае это языческая статуя, установленная в иудейском храме, а во втором — те испытания, которые ждут всех во время прихода антихриста, но время их будет сокращено во имя истинно верующих.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]