Монастырь Дивеева Серафима Саровского
---
Часто путают монастырь в Дивеево с Серафимо-Саровской пустынью. Обе эти монашеские обители связаны с именем одного и того же великого святого русской земли. Между тем, первый монастырь является мужским монастырем, а Дивеево (Серафим Саровский был попечителем его) — женским. К тому же, одна из названных обителей находится в Тамбовской губернии, а вторая — в Нижегородской. История этого оплота монашества началась в городе Киеве, в Киево-Печерской женской лавре.
Начало истории монастыря
В XVIII веке жила одна монахиня, которая происходила из знатного рода. Она посвятила себя Богу после того, как в молодом возрасте трагически погиб ее супруг. Матушке Александре (такое имя получила она при постриге) однажды во сне было чудесное явление. Она увидела Божью Матерь, которая сказала ей, что жизненный путь монахине суждено закончить не в Киевской лавре, а в другом монастыре. Эту обитель ей самой суждено будет основать на том месте, которое укажет Богородица. Монахиня, следуя традиции, спросила о значении этого сна у нескольких старцев. Они пришли к согласному выводу, что явление Пресвятой Девы было истинным. Поэтому они благословили рабу божию Александру на долгий путь, который повелела ей проделать Дева Мария.
От маленькой церкви до большой обители
Она долго странствовала по России, оставаясь на ночлег в различных монастырях, пока, наконец, Божья Матерь не явилась ей вновь и не сказала, чтобы та закончила свои скитания по свету и основала монастырь там, где она в данный момент находилась. Этим местом была небольшая церковь, в селе Дивеево. Монахиня построила каменный храм на свои деньги неподалеку от этого единственного в селе деревянного собора. Это было первое задание будущего монастыря Серафима Саровского в Дивеево. Божья Матерь говорила Александре, что данная обитель скоро станет третьей по значимости женской общиной во всём православном мире. Считается, что теперь монастырь Серафима Саровского в Дивеево занимает четвертое место после Киевской лавры, Афона и ещё двух других. Это предсказывал старец, когда запрещал сестрам называть сельский деревянный храм приходской церковью.
Большой собор
Серафим Саровский о храме в Дивеево говорил, что он станет монастырским собором, какого еще не было на свете. Старец взял шефство над новой общиной. Среди всех настоятельниц обители особо выделялась третья по счёту. Она отличалась своей строгостью в соблюдении монастырского устава для себя и для всех сестёр. Сам Серафим Саровский, в Дивееве находясь, высоко оценил ее монашеский подвиг. Он отзывался о ней, как о непреклонной служительнице Господа. Только после смерти Серафима Саровского в XIX веке монастырь получил официальный статус. Вскоре стал строиться новый собор, который был назван Троицким и возводился более 25 лет. Проект его разработал архитектор, который занимался проектированием храма Христа Спасителя в столице России.
Расцвет монастыря
Одним из благотворителей, которые сидели много для монастыря в этот период, был человек, который написал биографию преподобного Серафима Саровского, являлся его частым собеседником и записал духовные наставления старца. Особенностью этой монашеской обители было наличие каменной мельницы, на которой трудились сёстры, населявшие монастырь. К концу XIX века число монахинь увеличилось примерно до восьмисот человек, послушниц было вдвое больше. При этом население села Дивеево было значительно меньше, чем количество человек, живших в стенах монастыря. После Октябрьской революции обитель претерпела такие же невзгоды, как и многие другие религиозные заведения.
Тяжёлые времена
Хотя сразу после Великой Октябрьской революции монастырь Серафима Саровского в Дивеево еще некоторое время благополучно существовал под видом трудовой колонии, которая была зарегистрирована в 1919 году, уже менее чем через 10 лет, в 1927, он был закрыт. Монахиням пришлось разойтись по разным обителям, которые ещё были на тот момент действующими. Многие сёстры Монастыря Серафима Саровского в Дивеево нашли приют в Тамбовском монастыре, куда попало множество монахинь со всей России. В 1937 году была закрыта и Казанская церковь, бывшая когда-то первым храмом монастыря. Единственной монахиней, которая благодаря своему долгожительству увидела монастырь возрожденным в 90-е годы XX века, была матушка Серафима. Она передала обители личные вещи, принадлежавшие святому преподобному Серафиму Саровскому. Возрождаться монастырь Серафима Саровского в Дивеево стал в конце восьмидесятых годов XX века. Первым событием из череды многих действий по восстановлению обители было строительство новой церкви на основе выкупленного у одного из сельчан дома, который в прошлом принадлежал священнику. Этот дом был перестроен в деревянный собор.
Возрождение общины
При освящении храма в него была торжественно внесена икона Серафима Саровского, которая изображала преподобного в полный рост, и на которой был помещен один из предметов священнической одежды святого. Вскоре приходу был передан и Троицкий храм, который уцелел в советские годы, но использовался не по назначению. Он был восстановлен и освящён в день памяти последнего Дивеевского священника.
Мощи Серафима Саровского в Дивеево и канонизация местных святых
В начале девяностых годов было принято решение о воссоздании женского монастыря. Вскоре были доставлены в Дивеево мощи Серафима Саровского, которые за несколько лет до этого нашли в музее атеизма в Санкт-Петербурге.
В девяностые годы монастырю были переданы все храмы, которые принадлежали ему в прошлом. Начались восстановительные работы. В начале нового тысячелетия канонизировали трёх Дивеевских монахинь, в числе которых была и матушка Александра, основательница обители.
В 2003 году, в дни празднования 100-летнего юбилея со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, на территории монастыря был проведён крестный ход с мощами, а также торжественные службы патриархом Алексием Вторым. На них также присутствовал нынешний владыка Кирилл. Всего с 1988 года в монастыре восстановлено и построено семь новых церквей. Главным храмом, как и в былые времена, остаётся Троицкий собор, в котором проходят все праздничные службы, и где находятся мощи Серафима Саровского в Дивеево. В других храмах лавры также находятся мощи некоторых святых сестёр этой общины.
Святая канавка
Еще одной святыней Дивеево является Канавка Пресвятой Богородицы. Известно, что создание этого сооружения было завещано Серафиму Саровскому, святой Богородицей в начале XIX века.
По наставлению Божьей Матери канавку, то есть ров глубиной до 2 метров, должны были копать только сестры, жившие в монастыре. Местные жители и священники могли только убирать землю и помогать подносить орудия труда. В некоторые праздничные дни по этой канавке совершался крестный ход. В советское время ров был засыпан по приказу правительства. Молебны на его территории запрещались. Со времени начала восстановления монастыря стали вестись переговоры и о возрождении Святой Канавки Пресвятой Богородицы.
В начале двухтысячных годов были предприняты работы по нахождению действительного места ее расположения и реставрации этой святыни. В нескольких местах возле канавки были установлены поклонные кресты. Одной из многочисленных святынь монастыря является также икона Умиление Божьей Матери, которая до привезения на территорию монастыря после смерти преподобного Серафима Саровского, находилась в Саровской пустыни. Перед ней молился сам святой старец. Перед этим же образом он и скончался. По его завещанию икона была перенесена в Дивеевскую обитель и помещена в домовом храме. В Троицком соборе монастыря находится чудотворный список с этой иконы.
Источник Серафима Саровского в Дивеево
Также в монастырских землях расположены несколько родников, самый старый из которых называется Казанским и расположен возле одноименного собора. Наиболее почитаемый из них — источник Серафима Саровского в Дивеево находится на окраине монастырских земель. В годы советской власти многие из этих источников были засыпаны, но потом вновь обретены. Недалеко от родника святого Серафима построены две часовни.
Одна была освящена в 1993 году Алексием Вторым, а вторая создавалась в течение нескольких лет и открылась в начале двухтысячных годов. Возле источника святого источника Серафима Саровского в Дивеево после постройки двух часовен были организованы и два места для окунания в воду. Известны многочисленные случаи исцеления людей после посещения этого родника. Одно из мест для окунания называется Купелью Серафима Саровского в Дивеево.
В конце двухтысячных годов на территорию обители был привезён колокол, который приобрел сам преподобный на Нижегородской ярмарке. На нем выбито имя покупателя. Эта святыня весит один пуд. Вследствие повреждения, а именно, трещины в корпусе, в данный момент колокол не действует. Его готовят для экспозиции местного музея.
Монашеская келья и портрет
В новом веке монастырь пополнился еще одной святыней, портретом первой настоятельницы монастыря и его основательницы преподобной Александры, который принадлежит кистям монахинь монастыря, живших в нём в XIX веке. После закрытия лавры в годы советской власти картина хранилась у сестер. Обнаружен же портрет был в одной из антикварных лавок Нижнего Новгорода и выкуплен благотворителями. При передаче дарители упомянули, что в биографии каждого из них был эпизод, связанный с данным монастырем. Считается что в былые времена, то есть до закрытия лавры после Великой Октябрьской революции, картина изменяла свой оттенок согласно характеру посетителя, который приходил за советом к настоятельнице монастыря. В настоящее время полотно проходит реставрацию. После завершения работ оно будет помещено в одном из храмов монастыря, где есть придел, посвящённый святой Александре. Несколько лет назад для посетителей был открыт дом, который служил кельей монахине Параскеве Ивановне, которая прославлена в лике святых и считается блаженной. В этой постройке расположены три зала, один из которых посвящен непосредственно святой, которой принадлежал домик, а также нескольким другим монахиням, жившим в этом монастыре.
Следующий зал назван в честь преподобного Серафима Саровского, где находится экспозиция, воссоздающая фрагмент кельи святого, с мебелью, которая принадлежала старцу при его жизни. Еще один зал посвящен посещению императором Николаем Вторым монастыря.
Несмотря на то, что многие слышали о монастыре Серафима Саровского в Дивеево, как доехать до него, знают не все.
Путь в Дивеево
Добираться на общественном транспорте до обители лучше всего так. Следует сначала доехать до города Арзамаса. А как доехать в Дивеево, в Серафимо-Саровский монастырь из Арзамаса? В данном населённом пункте существуют два вокзала. Нужно сесть на поезд до Дивеева на вокзале, который носит номер 2. Этот маршрут ходит через каждые два часа. Обратно в Арзамас можно уехать в семь вечера. Приезжать в монастырь лучше всего к вечернему богослужению в храме Серафима Саровского в Дивеево, которое начинается в пять часов.
Перед прибытием необходимо заранее сообщить время и дату своего прибытия в специальный паломнический центр, который действует на территории монастыря. После вечерней службы для половников устраивается трапеза, попасть на которую можно по специальным талонам, которые выдаются в центре. После ужина желающие могут совершить крестный ход, который проводится монахинями монастыря ежедневно по Священной Канавке.
Во время этого шествия сестры несут перед собой икону Умиление Божьей Матери. Следует помнить, что все посетители должны при себе иметь паспорт с печатью о прописке. На территории монастыря существует гостиница для священнослужителей, миряне же могут разместиться в той, которая находится в селе Дивеево. Следует помнить, что обитель открыта в ночные часы только в дни памяти святого преподобного.
Для желающих посетить родник
Как доехать к источнику Серафима Саровского в Дивеево?
Ежедневно от паломнического центра отправляется автобус к целебному роднику. В теплое время года таких рейсов бывает до трех в сутки. Источники, которые находятся на территории Дивеевского монастыря, можно посетить самостоятельно, также разрешается помолиться в пяти храмах.
В паломническом центре есть возможность заказать экскурсию по монашеской обители, которая проводится в течение часа. Посетителям следует помнить, что на территории монастыря действуют правила, которые сходны с общими церковными положениями о том, как нужно одеваться на богослужениях. Нельзя носить одежду выше колен, также недопустимы открытые локти. Женщины должны быть в платках. Паломники, которые желают пробыть в Дивеево более одних суток, могут посетить с экскурсиями несколько близлежащих монастырей. В настоящее время ежегодно обитель посещают тысячи туристов. В монастыре постоянно живут около 400 монахинь. Главному храму монастыря, Троицкому собору, присвоен статус памятника архитектуры. Лавра несколько раз посещалась президентом Российской Федерации, а также другими высокопоставленными лицами. В обитель входят более 20 монашеских скитов, а также подворий.
В каждом из них действует как минимум одна церковь, которая была восстановлена или построена после распада Советского Союза. Во многих подворьях есть почитаемые в православном мире иконы либо мощи святых. В главном храме обители постоянно находятся останки преподобного Серафима Саровского. Частица их прибывает также в одном из подворий, в его главной церкви. Это святыня в дни празднования 100-летия прославления святого Серафима в лике святых земли русской совершила путешествие в Курск, на родину преподобного. Она пробыла в течение некоторого времени в храме, построенном родителями его, а также в церкви, где он был крещен. Возле первого из упомянутых соборов, была открыта часовня, сделанная из дерева, которая освящена в честь святого Серафима Саровского.
О преподобном старце
Следует напомнить некоторые факты из жизни Святого Серафима, чье имя нераздельно связано с монастырем, о котором идет речь в данной главе.
Святой происходил из знатного купеческого рода. Как уже упоминалось, преподобный родился в Курске. Его отец был человеком религиозным, часто посещал церковь и жертвовал много денег на храмы. Многие соборы были возведены под его началом, так как одной из сфер его деятельности было строительство. Мать святого тоже была очень набожна и много занималась благотворительностью. Глава семьи умер в достаточно молодом возрасте. Его жене пришлось одной воспитывать троих детей и доводить до конца дело, начатое мужем, строительство храма в честь святого Сергия. Преподобный с детства чувствовал свое особое назначение в этом мире. Ему нравилось посещать церковь, читать духовные книги. В раннем возрасте он упал с колокольни возводимого родителями храма. Однако мальчик остался цел и невредим и тут же встал на ноги и пошел.
Серафим (в миру Прохор) серьёзно заболел в десять лет. Но чудесным образом исцелился, когда мать поднесла его к иконе, которую проносили возле дома во время крестного хода.
В зрелом возрасте он принял на себя подвиг затворничества. Несколько лет Серафим жил в уединении в лесу, где по преданию ветви деревьев преграждали путь незваным гостям к его жилищу. Когда какому-нибудь страннику всё же удавалось пробраться в это место и увидеть Серафима, то святой ложился на землю лицом вниз и оставался в таком положении, пока человек не удалялся. В течение долгого времени он совершал подвиг столпничества. То есть преподобный проводил большую часть суток, стоя на камне и вознося молитвы Всевышнему. В это время его руки были постоянно воздеты к небесам.
Однажды шайка разбойников забрела в этот лес. Увидев Серафима Саровского, они потребовали от него денег. Он сказал им: «Делайте то, зачем пришли». Услышав это, они жестоко избили его. После разбойники вошли в его жилище, но не нашли там желанных денег. Увидев в какой бедности он жил, они устыдились и ушли. Серафим Саровский, собрав остаток сил, смог добраться до монастыря, где он провел в больнице долгое время. После этого случая святой на всю жизнь остался горбатым. Однако разбойников, которые избили его, и которых в скором времени поймали, он попросил не наказывать. После выхода из больницы он остался в монастыре, но принял обет молчания. Через некоторое время отец Серафим получил знак от Господа Бога, что ему нужно стать старцем. То есть он должен был принимать посетителей монастыря, выслушивать их вопросы и отвечать на них, давая духовные наставления. Но даже выступая в роли духовного наставника для многих людей, во время бесед с ними он был проявлял смирение. Старец всегда просил своих учеников садиться на возвышении, при беседе с ним, в то время как он сам становился на колени. Себя он называл не иначе как убогим Серафимом . Ко всем посетителям он обращался, называя их «Радость моя».
В течении всей жизни преподобного Пречистая Дева часто являлась ему, предвещая исцеления от болезней и напутствуя его на пути духовного развития. Однажды Серафим Саровский увидел Пречистую Деву в окружении святых. Царица Небесная указала на него перстом и сказала: «Этот от нашего рода».
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]