Секретные автомобили советских спецслужб: черная докторша, догонялка и другие
---
В СССР имелись крутые автомобили, которые были просто напичканы секретной чувствительной аппаратурой. Такие трудились на благо спецслужб.
«Чайка»
Wikimedia Comons
У этого автомобиля даже розничной цены не было — не суждено ему было стать товаром народного потребления. На «Чайках» передвигались главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, а также послы Советского Союза за рубежом и московские дипломаты. В социалистических странах экспортные машины дорабатывались. Были версии с убиравшимися подножками, с большим верхним люком, снабженным поручнями.
«Чайка»
Wikimedia Commons
Но самой важной, «секретной» ролью «Чайки» стало оказание медицинской помощи средней элите. Для этого еще в начале 1970-х автомобиль был доработан на Рижском автобусном заводе. Мягкая подвеска, высокая крыша и максимальная скорость 160 км/ч способствовали быстрой и комфортной доставке захворавших важных персон в стационар. Внутри свободно размещались не только больной на носилках, но также врач и медсестра. Такая «Чайка» получила прозвище «Черная докторша» — цвет кузова оставался неизменным. Часть санитарных модификаций впоследствии стали катафалками.
Спустя несколько лет автомобиль был признан громоздким и неудобным, тем более для секретных задач. Поэтому перекрашенные в жизнерадостные цвета «Чайки» отправились из правительственных гаражей во дворцы бракосочетаний: купить такую машину по-прежнему было невозможно, но зато ее можно было взять напрокат на свадьбу. В 1970-е годы молодоженам это обходилось в 50 рублей.
«Победа»
Pressphotos / Stringer / Getty Images
Эта легендарная машина одной из первых оказалась в автопарке особого назначения. И именно она первой получила прозвище «догонялка» — так именовали автомобили для наружного наблюдения и преследования. Само собой, внешне «Победа» для КГБ никак не отличалась от гражданской версии. Лишь под капотом у нее был форсированный мотор — на тот момент, в 1956-м году, 90 л. с. вместо привычных 50. Входили в секретную комплектацию и средства радиосвязи. Максимальная скорость такой доработанной машины составляла 132 км/ч, до сотни машина разгонялась за полминуты.
«Победа» в Венгрии; Wikimedia Commons
«Победа»
При этом основным требованием КГБ при сборке авто оставался... обыкновенный экстерьер. Внешний облик машины никоим образом не должен был вызвать подозрений. Коллекционеры, которые десятилетия спустя добывали раритетные спецверсии «Победы» и других ее коллег по цеху, рассказывали, что порой на кузове находили до 10 слоев краски. То есть «засветившуюся» машину попросту перекрашивали. А когда автомобиль отправлялся на заслуженный отдых, все спецоборудование с него снимали, и даже мощный двигатель меняли на серийный.
«Волга»
Среди автомобилей этой марки было больше всего механических «сотрудников» КГБ. Например, не все знают о модели ГАЗ-23 конца 1960-х. Эта спецверсия имела под капотом 195-сильную восьмерку — по тем временам неслыханной мощи мотор. До сотни машина разгонялась всего за 16 секунд.
Еще один особый вариант для КГБ — классическая наблюдательная ГАЗ-24-24. Окрашенная в неброские цвета, машина легко терялась в потоке и могла незаметно преследовать цель часами. Ее родственницу, ГАЗ-24-25, в народе также прозвали «догонялкой», потому что именно она чаще всего сопровождала правительственные кортежи.
ГАЗ 24-24. Wikimedia Commons
Конструкторы долго мучились, чтобы впихнуть габаритный 8-цилиндровый двигатель под небольшой капот «Волги». А еще из-за мощных моторов такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Для маскировки на выходе их соединяли в одну. При этом ручка переключения передач выглядела так, будто это «механика» (на деле была АКПП). В общем, с виду это был гражданский автомобиль, но если заглянуть под капот, можно было увидеть много интересного.
ГАЗ-3102. Wikimedia Commons
Последней и одной из самых интересных «догонялок» стала секретная машина ГАЗ-3101(3). Она отличалась низкой посадкой и движком, дефорсированным до 200 л. с. Имела мощный кузов с совершенной звукоизоляцией, особые фары и антенны спецсвязи «Кавказ», по которым авто и узнавали сотрудники ГАИ. Последнюю такую машину выпустили в 1996 году. В такой «Волге» селектор АКПП тоже маскировали под народную «механику». Более того, еще и монтировали в салоне три педали. «Сцепление» на самом деле было дополнительным тормозом.
ЗИЛ
Этой аббревиатурой обозначались лимузины высшего класса для государственной и партийной верхушки. Маскировать такие автомобили было бессмысленно — их внешний вид говорил сам за себя. Первой же особой машиной на службе КГБ стала модель ЗИЛ-114Е. Двигатель — 275 «лошадок», цель — спецсвязь, оказание экстренной медицинской помощи, доставка элитных пациентов в Кремлевскую больницу.
Keystone-France / Contributor / Getty Images
Следующее поколение легендарной кремлевской «скорой» — ЗИЛ-41042 — тоже величали «черным доктором». В ней даже носилки для больного были из натуральной кожи. Еще одна конструктивная особенность такого авто — шины с очень жесткими боковинами, что позволяло передвигаться без замены колеса даже при повреждении покрышки. Тяжеленная машина, больше 4 тонн, разгонялась почти до 200 километров в час.
В конце 1980-х на заводе им. Лихачева начали собирать бронированный президентский лимузин, на базе которого впоследствии появился автомобиль ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его также называли «телохранитель». В те годы «Скорпион» сопровождал кортежи самых важных правительственных персон — возглавлял или замыкал колонну и мог эффектно оттолкнуть не только препятствия, но и посторонние замешкавшиеся автомобили.
Wikimedia Commons
В 2010-х «потомки» тех «зилов» используются в качестве главных автомобилей на Параде Победы в Москве: три кабриолета ЗИЛ-41041 АМГ, созданных специально для парадов на Красной площади, ездят всего по паре недель в году. Борт 0001 служит «конем» для министра обороны, борт 0002 — для командующего парадом, а борт 0003 находится в запасе.
«Чайка»
Wikimedia Comons
У этого автомобиля даже розничной цены не было — не суждено ему было стать товаром народного потребления. На «Чайках» передвигались главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, а также послы Советского Союза за рубежом и московские дипломаты. В социалистических странах экспортные машины дорабатывались. Были версии с убиравшимися подножками, с большим верхним люком, снабженным поручнями.
«Чайка»
Wikimedia Commons
Но самой важной, «секретной» ролью «Чайки» стало оказание медицинской помощи средней элите. Для этого еще в начале 1970-х автомобиль был доработан на Рижском автобусном заводе. Мягкая подвеска, высокая крыша и максимальная скорость 160 км/ч способствовали быстрой и комфортной доставке захворавших важных персон в стационар. Внутри свободно размещались не только больной на носилках, но также врач и медсестра. Такая «Чайка» получила прозвище «Черная докторша» — цвет кузова оставался неизменным. Часть санитарных модификаций впоследствии стали катафалками.
Спустя несколько лет автомобиль был признан громоздким и неудобным, тем более для секретных задач. Поэтому перекрашенные в жизнерадостные цвета «Чайки» отправились из правительственных гаражей во дворцы бракосочетаний: купить такую машину по-прежнему было невозможно, но зато ее можно было взять напрокат на свадьбу. В 1970-е годы молодоженам это обходилось в 50 рублей.
«Победа»
Pressphotos / Stringer / Getty Images
Эта легендарная машина одной из первых оказалась в автопарке особого назначения. И именно она первой получила прозвище «догонялка» — так именовали автомобили для наружного наблюдения и преследования. Само собой, внешне «Победа» для КГБ никак не отличалась от гражданской версии. Лишь под капотом у нее был форсированный мотор — на тот момент, в 1956-м году, 90 л. с. вместо привычных 50. Входили в секретную комплектацию и средства радиосвязи. Максимальная скорость такой доработанной машины составляла 132 км/ч, до сотни машина разгонялась за полминуты.
«Победа» в Венгрии; Wikimedia Commons
«Победа»
При этом основным требованием КГБ при сборке авто оставался... обыкновенный экстерьер. Внешний облик машины никоим образом не должен был вызвать подозрений. Коллекционеры, которые десятилетия спустя добывали раритетные спецверсии «Победы» и других ее коллег по цеху, рассказывали, что порой на кузове находили до 10 слоев краски. То есть «засветившуюся» машину попросту перекрашивали. А когда автомобиль отправлялся на заслуженный отдых, все спецоборудование с него снимали, и даже мощный двигатель меняли на серийный.
«Волга»
Среди автомобилей этой марки было больше всего механических «сотрудников» КГБ. Например, не все знают о модели ГАЗ-23 конца 1960-х. Эта спецверсия имела под капотом 195-сильную восьмерку — по тем временам неслыханной мощи мотор. До сотни машина разгонялась всего за 16 секунд.
Еще один особый вариант для КГБ — классическая наблюдательная ГАЗ-24-24. Окрашенная в неброские цвета, машина легко терялась в потоке и могла незаметно преследовать цель часами. Ее родственницу, ГАЗ-24-25, в народе также прозвали «догонялкой», потому что именно она чаще всего сопровождала правительственные кортежи.
ГАЗ 24-24. Wikimedia Commons
Конструкторы долго мучились, чтобы впихнуть габаритный 8-цилиндровый двигатель под небольшой капот «Волги». А еще из-за мощных моторов такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Для маскировки на выходе их соединяли в одну. При этом ручка переключения передач выглядела так, будто это «механика» (на деле была АКПП). В общем, с виду это был гражданский автомобиль, но если заглянуть под капот, можно было увидеть много интересного.
ГАЗ-3102. Wikimedia Commons
Последней и одной из самых интересных «догонялок» стала секретная машина ГАЗ-3101(3). Она отличалась низкой посадкой и движком, дефорсированным до 200 л. с. Имела мощный кузов с совершенной звукоизоляцией, особые фары и антенны спецсвязи «Кавказ», по которым авто и узнавали сотрудники ГАИ. Последнюю такую машину выпустили в 1996 году. В такой «Волге» селектор АКПП тоже маскировали под народную «механику». Более того, еще и монтировали в салоне три педали. «Сцепление» на самом деле было дополнительным тормозом.
ЗИЛ
Этой аббревиатурой обозначались лимузины высшего класса для государственной и партийной верхушки. Маскировать такие автомобили было бессмысленно — их внешний вид говорил сам за себя. Первой же особой машиной на службе КГБ стала модель ЗИЛ-114Е. Двигатель — 275 «лошадок», цель — спецсвязь, оказание экстренной медицинской помощи, доставка элитных пациентов в Кремлевскую больницу.
Keystone-France / Contributor / Getty Images
Следующее поколение легендарной кремлевской «скорой» — ЗИЛ-41042 — тоже величали «черным доктором». В ней даже носилки для больного были из натуральной кожи. Еще одна конструктивная особенность такого авто — шины с очень жесткими боковинами, что позволяло передвигаться без замены колеса даже при повреждении покрышки. Тяжеленная машина, больше 4 тонн, разгонялась почти до 200 километров в час.
В конце 1980-х на заводе им. Лихачева начали собирать бронированный президентский лимузин, на базе которого впоследствии появился автомобиль ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его также называли «телохранитель». В те годы «Скорпион» сопровождал кортежи самых важных правительственных персон — возглавлял или замыкал колонну и мог эффектно оттолкнуть не только препятствия, но и посторонние замешкавшиеся автомобили.
Wikimedia Commons
В 2010-х «потомки» тех «зилов» используются в качестве главных автомобилей на Параде Победы в Москве: три кабриолета ЗИЛ-41041 АМГ, созданных специально для парадов на Красной площади, ездят всего по паре недель в году. Борт 0001 служит «конем» для министра обороны, борт 0002 — для командующего парадом, а борт 0003 находится в запасе.
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]