ПВО Республики Корея. Радиолокационные средства контроля воздушного пространства и ракетные комплексы объектовой ПВО и ПРО - 1 часть
---
Прежде чем начать обзор системы противовоздушной обороны Южной Кореи, хочу рассказать, как возникла идея сделать публикацию на эту тему. В очередной раз убеждаюсь, что комментарии некоторых посетителей «Военного обозрения» являются неисчерпаемым источником вдохновения. В прошлом после категоричных утверждений весьма «патриотичного» жителя братской Белоруссии, заявлявшего, что в Турции до закупки российских ЗРС С-400 не было собственной системы противовоздушной обороны, я сделал обзор из нескольких частей по истории развития и состоянию ПВО Турецкой Республики.
Впрочем, этот товарищ, когда ему сообщили, что специально для него написана статья, заявил буквально следующее:
Да уж спасибо — вас, как автора, уже точно читать не буду.
Ну и ещё я попутно узнал, что мои публикации «русофобские», а сам я живу в Хайфе.
Недавно в разделе «Новости» в публикации «На Западе отмечают полную оцифрованность ЗРК С-350 «Витязь» другой комментатор написал:
Почему американские базы в РК защищают KM-SAM разработки «Алмаз-Антея»?
Вот после такого очередного образца российской «патриотической» мысли и родилась идея сделать обзор о системе ПВО Республики Корея и рассмотреть, как и чем прикрыты американские базы на территории этой страны. Понятно, что «патриоты», скорее всего, останутся при своём мнении, в раздел «Вооружение» они заглядывают редко. Но хочется надеяться, что значительной части читателей всё же будет интересно, как построена система ПВО и ПРО Республики Корея, какие объекты прикрывают и где развёрнуты ЗРК KM-SAM.
С середины прошлого века Сеул является ближайшим союзником Вашингтона, на территории РК дислоцирован крупный американский воинский контингент и между странами ведётся тесное оборонное сотрудничество. До середины 1980-х годов южнокорейская армия была практически полностью оснащена оружием американского производства или выпускаемым по американским лицензиям на национальных предприятиях. Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности: машиностроения, авиастроения и электроники позволило перейти к созданию и производству собственных образцов военной техники и вооружения. В то же время правительство РК регулярно закупает отдельные виды продукции оборонного назначения за рубежом, но при этом США продолжают оставаться главным партнёром в военно-техническом сотрудничестве. Республика Корея при относительно небольшой площади страны входит в десятку стран с самым высоким оборонным бюджетом. В 2019 году на военные нужды было израсходовано около $ 44 млрд., что даёт возможность оснащать вооруженные силы самым современным и высокотехнологичным оружием.
Южнокорейские радиотехнические и зенитные ракетные войска входят в состав ВВС. Помимо ЗРК большой и средней дальности, предназначенных для обеспечения объектовой ПВО и ПРО, в сухопутных войсках РК имеются зенитные ракетные комплексы малой дальности и скорострельные малокалиберные зенитные артиллерийские установки. Существенный вклад в обеспечение противовоздушной обороны прибрежных районов вносят южнокорейские эсминцы УРО.
Радиолокационные средства контроля воздушного пространства Республики Корея
В настоящее время территория южнее 38-й параллели весьма плотно контролируется средствами радиолокационного контроля. В данный момент в Южной Корее функционирует 18 постоянно действующих радиолокационных постов. Четыре стационарных поста расположены на расстоянии менее 20 км от линии разграничения с КНДР, то есть в зоне досягаемости северокорейской дальнобойной артиллерии.
Схема размещения радиолокационных постов в Республике Корея
На представленной схеме видно, что более половины радаров находятся в районах, граничащих с КНДР. Радиолокаторы, размещённые на побережье и островах, также контролируют часть территории КНР и Японии.
Спутниковый снимок Goоgle Earth: радиолокационный пост на острове Пэннёндо
Большая часть стационарных радиолокационных постов с РЛС большой мощности расположена на естественных возвышенностях, хорошо оборудована в инженерном отношении и приспособлена для длительного несения боевого дежурства.
Спутниковый снимок Goоgle Earth: радиолокационный пост на острове Чеджудо
Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, в распоряжении Командования радиотехнических войск, организационно подчинённого военно-воздушным силам, имеется до 25 РЛС средней и большой дальности. На Командование радиотехнических войск возложена задача руководства подчиненными силами и средствами, призванными обеспечивать постоянный контроль воздушного пространства над территорией страны и прилегающими морскими акваториями, а также осуществлять обнаружение, опознавание и сопровождение аэродинамических и баллистических целей, наведение на них истребителей или выдачу целеуказаний наземным средствам поражения. В подчинении командования находятся две группы контроля и управления, две радиотехнические бригады контроля воздушного пространства и отдельная эскадрилья самолетов ДРЛО. С учётом площади Южной Кореи даже при выходе из строя 2/3 имеющихся радиолокаторов оставшиеся гарантируют наличие сплошного радиолокационного поля над всей территорией страны и обеспечат контроль южных районов КНДР и морской акватории на дальности 150-200 км.
Основная часть радиолокаторов, осуществляющих постоянный контроль воздушного пространства РК и прилегающих территорий, – это новые, отвечающие современным требованиям станции. Впрочем, есть и исключения: до недавнего времени в работе находились РЛС AN / MPQ-43, построенные в середине 1960-х и поставленные в Южную Корею вместе с американскими ЗРК большой дальности MIM-14 Nike-Hercules. Примерно 15 стационарных радиолокационных постов оснащены радиолокаторами FPS-303K производства компании LG Precision. Радиолокаторы FPS-303K с 2012 года заменяют произведенные в США в годы «холодной войны» радары AN / TPS-43.
Антенный пост РЛС FPS-303K
РЛС FPS-303K с АФАР устанавливается стационарно под радиопрозрачным куполом, защищающим от неблагоприятных метеорологических факторов. Согласно информации, опубликованной на сайте компании-производителя, трёхкоординатный радиолокатор может функционировать в автоматическом режиме, передавая данные о воздушных целях напрямую на командный пункт ПВО. РЛС FPS-303K работает в частотном диапазоне 2-3 ГГц и при расположении на возвышенности способна обнаружить истребитель типа МиГ-21, летящий на малой высоте, на дальности 100 км. Максимальная дальность обнаружения средневысотных целей превышает 200 км.
Также на территории РК функционирует четыре РЛС AN/TPS-63. Этот радар работает в частотном диапазоне 1,25-1,35 ГГц, его инструментальная дальность составляет 370 км.
РЛС AN/TPS-63 на позиции
В отличие от стационарного FPS-303K, радиолокатор AN/TPS-63, произведённый компанией Northrop Grumman, может быть перебазирован в разумные сроки и использован для ликвидации «дыр» в радиолокационном поле.
Республика Корея входит в элитный клуб стран, имеющих самолёты дальнего радиолокационного дозора. В составе ВВС имеется четыре самолёта ДРЛО Boeing 737 AEW&C(Е-7А). Этот самолёт был изначально создан по заказу Австралии на базе пассажирского Boeing 737-700ER и по своим возможностям является промежуточным вариантом между Е-3 Sentry (E-767) и Е-2 Hawkeye. Использование в качестве базы относительно недорогого авиалайнера Boeing 737 и более компактной, хотя и не столь производительной и дальнобойной РЛС, сделало самолёт ДРЛО намного дешевле.
Основой радиолокационного комплекса Boeing 737 AEW & C (Е-737) является РЛС АФАР с электронным сканированием луча. В отличие от американского Е-3 и японского E-767, на самолёте используется многофункциональная РЛС MESA с неподвижной антенной и лазерная система защиты от ракет с ИК ГСН AN/AAQ-24 корпорации Northrop Grumman. Аппаратура связи и радиотехнической разведки разработана израильской компанией EIta Electronics.
Южнокорейский самолёт ДРОЛО Е-737
Чтобы обеспечить поле зрения 360 °, на самолёте используются четыре отдельные антенны: две большие по оси самолёта и две малые, смотрящие вперёд и назад. Большие антенны способны просматривать сектор 130 ° сбоку от самолёта, а антенны меньшей площади контролируют сектора 50 ° в носовой и хвостовой частях. Радиолокационная система работает в частотном диапазоне 1-2 ГГц, имеет дальность 370 км и способна отслеживать одновременно 180 воздушных целей, в автоматизированном режиме сбрасывать информацию на наземные командные пункты и наводить на них перехватчики. Интегрированная система радиотехнической разведки засекает источники радиоизлучения на дальности более 500 км.
Рабочие места операторов Е-737
Самолёт с максимальным взлётным весом немногим более 77000 кг способен развить максимальную скорость 900 км/ч и осуществлять патрулирование в течение 9 часов со скоростью 750 км/ч на высоте до 12 км. Экипаж 6-10 человек, из них 2 пилота.
7 ноября 2006 года корпорация Boeing получила контракт на $ 1,6 млрд. с Южной Кореей на поставку четырёх самолетов Е-737 в 2012 году. В конкурсе также участвовала израильская компания IAI Elta со своим самолетом ДРЛО на базе бизнесджета Gulfstream G550. Впрочем, стоит понимать, что обороноспособность Республики Корея очень сильно зависит от США, имеющих в этой стране крупный воинский контингент и ряд военных баз. В этих условиях, даже если израильтяне предложили более удачную машину на более выгодных условиях, победить им было очень сложно.
Спутниковый снимок Googlе Earth: самолёты Е-737 на авиабазе Кимхэ
Первый самолёт для южнокорейских ВВС был доставлен на авиабазу Кимхэ под Пусаном 13 декабря 2011 года. После прохождения полугодичного испытательного цикла и устранения недостатков его официально признали годным к несению боевого дежурства. Последний четвёртый самолёт поставлен 24 октября 2012 года. Таким образом, с момента заключения контракта на поставку современных самолётов ДРЛО до его полного выполнения прошло менее 6 лет.
В настоящее время южнокорейские Е-737 осуществляют регулярное патрулирование вдоль границ с КНДР, а также ведут разведку воздушных и надводных целей и выявляют местоположение сухопутных и корабельных радиолокаторов в ходе полётов над Желтым и Восточно-Китайским морями.
Южнокорейский самолёт ДРЛО Е-737 в сопровождении истребителя F-15К
Практически ежедневно в воздух поднимается как минимум один самолёт. В ходе полётов над районами, в которых существует риск перехвата самолёта ДРЛО истребительной авиацией потенциального противника, его сопровождают тяжелые южнокорейские истребители F-15К.
Противовоздушные и противоракетные системы средней и большой дальности, развёрнутые на территории Республики Корея
Непосредственное боевое управление действиями зенитных ракетных батарей осуществляется с центрального командного пункта ВВС и ПВО, расположенного на авиабазе Осан. На Командование противовоздушной обороны в основном возложены функции административного руководства зенитными ракетными частями и их материально-техническое снабжение. В настоящее время в составе объединенных ВВС и ПВО Республики Корея имеются три зенитные ракетные бригады, оснащённых комплексами: MIM-104D Patriot (PAC-2/GEM), MIM-23В I-Hawk, Cheolmae-2 (KM-SAM). Для прикрытия позиций ЗРК средней и большой дальности, а также радиолокационных постов от средств воздушного нападения, действующих на малых высотах, используются комплексы малой дальности KP-SAM Shin-Gung и Mistral, а также буксируемые зенитные артиллерийские установки 20-мм КM167А3 Vulcan и 35-мм GDF-003.
Основной задачей зенитных ракетных бригад является прикрытие во взаимодействии с истребительной авиацией наиболее важных политико-административных и военно-промышленных центров страны, к которым в первую очередь относится столичный регион. Бригады имеют смешанный состав, включают дивизионы ЗРК средней, большой и малой дальности.
В прошлом заметную роль в обеспечении противовоздушной обороны территории Южной Кореи играли ЗРК большой дальности MIM-14 Nike-Hercules. Первые стационарные позиции «Найк-Геркулес» появились в Корее в конце 1960-х, после того как массовое развёртывание советских МБР обесценило многочисленные ЗРК, являвшиеся составной частью ПВО североамериканского континента. Подробнее об этом можно почитать здесь: "Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК".
Учебно-тренировочный пуск ракеты MIM-14В в 1974 году
ЗРК «Найк-Геркулес» американского производства включал в себя громоздкие радары обнаружения и сопровождения воздушных целей, массивные пусковые установки с гидравлическими подъёмниками и фактически являлся стационарным. Его перебазирование связано с большими трудностями и занимало много времени. Всего в Южной Корее было развёрнуто пять батарей MIM-14 Nike-Hercules, которые контролировали практически всю территорию страны и значительную часть воздушного пространства КНДР. В составе батареи «Найк-Геркулес» имелись собственные радиолокационные средства и две стартовые площадки по четыре пусковых установки.
Схема расположения в Южной Корее ЗРК MIM-14 Nike-Hercules и их зоны поражения по состоянию на 2009 год
В составе ЗРК «Найк-Геркулес» использовалась твердотопливная ЗУР со стартовой массой около 4860 кг и длиной 12 м, он имел паспортную дальность поражения воздушных целей до 130 км при досягаемости по высоте 30 км. Минимальная дальность и высота поражения цели, летящей со скоростью до 800 м/с, составляют 13 и 1,5 км соответственно.
Зенитная ракета MIM-14 в экспозиции южнокорейского музея
Однако на практике весьма крупная зенитная ракета с радиокомандной системой наведения с достаточно высокой вероятностью при отсутствии организованных помех могла уничтожить воздушную цель типа Ил-28, летящую с дозвуковой скоростью на средней высоте на дальности не более 70 км. На большей дальности «Найк-Геркулес» был способен бороться с такими крупными и маломаневренными самолётами, как Ту-16 и Ту-95. Это связано с тем, что радиокомандная схема наведения в случае большого удаления от РЛС сопровождения давала большую погрешность. Возможности комплекса по поражению низколетящих целей были недостаточны.
Южная Корея была в 21 веке одной из немногих стран, где ЗРК MIM-14 Nike-Hercules несли боевое дежурство. Поддержание в рабочем состоянии аппаратной части ЗРК, первая модификация которого поступила на вооружение в 1958 году, на завершающем этапе жизненного цикла, была связана с большими трудностями. Хотя модификация MIM-14В/С Nike-Hercules, известная также как «Усовершенствованный Геркулес», по сравнению с первым чисто стационарным прототипом имела улучшенные служебно-эксплуатационные и боевые характеристики, в аппаратной части комплексов, развёрнутых в Южной Корее, была велика доля электровакуумных приборов. Это отрицательно сказывалось на надёжности, увеличивало стоимость эксплуатации и энергопотребление. Кроме того, «Найк-Геркулес» был одноканальным и не мог одновременно обстреливать несколько целей. По уровню помехозащищённости ЗРК, спроектированный в 1950-е годы, уже не удовлетворял современным требованиям.
Спутниковый снимок Googlе Earth: позиция ЗРК MIM-14 Nike-Hercules в окрестностях международного аэропорта Инчхон, снимок сделан в октябре 2013 года, незадолго до вывода комплекса из эксплуатации
Служба «Найк-Геркулес» в Республике Корея продолжалась до 2013 года. Однако с учётом значительного количества баллистических ракет малой дальности в Северной Корее командование южнокорейской армии решило не утилизировать устаревшие ЗУР, а переделать их в оперативно-тактические ракеты, получившие название Hyunmoo-1 (переводится как «Хранитель северного неба»). Первый испытательный пуск на дальность 180 км состоялся в 1986 году. Переделка списанных зенитных ракет MIM-14 в ОТР началась в середине 1990-х годов. Доработанный вариант этой баллистической ракеты с инерциальной системой наведения способен доставить боевую часть массой 500 кг на дальность около 200 км. Для запуска баллистических ракет могут использоваться как штатные пусковые установки ЗРК «Найк-Геркулес», так и специально созданные буксируемые пусковые.
Ещё одним «динозавром» холодной войны, до сих пор несущим боевое дежурство в Южной Корее, является ЗРК MIM-23В I-Hawk. Эксплуатация противовоздушных комплексов семейства «Хок», поставленных в рамках американской военной помощи, в вооруженных силах Республики Корея началась ещё во в начале 1970-х. Первые маловысотные ЗРК, принадлежащие американской армии, были развёрнуты на Корейском полуострове в середине 1960-х.
Пусковая установка ЗРК «Хок» 38-й бригады ПВО армии США
В 1980-1990-е годы на юге Кореи имелось более 30 позиций ЗРК «Хок» южнокорейской и американской армии. В конце 1990-х американские ЗРК «Усовершенствованный Хок» были выведены из эксплуатации, и в настоящее время в Корее развернуты модернизированные маловысотные комплексы MIM-23В I-Hawk, принадлежащие ВВС РК. В начале 21 века на стационарных позициях в Южной Корее имелось более 20 батарей MIM-23В I-Hawk. В настоящее время в строю осталось восемь южнокорейских батарей, развёрнутых в южной части страны.
Схема расположения и зоны поражения MIM-23В I-Hawk на территории Южной Кореи по состоянию на 2009 год
Южнокорейские ЗРК «Усовершенствованный Хок» в начале 1990-х годов прошли программу модернизации и обеспечивают поражение воздушных целей на дальности от 1 до 40 км и высоте от 0,03 до 18 км в условиях сложной помеховой обстановки. Каждая батарея подключена к централизованной автоматизированной системе оповещения о воздушной обстановке, но в случае необходимости способна действовать автономно.
Пусковая установка и радиолокационные элементы ЗРК MIM-23 Hawk
В зенитно-ракетной батарее имеется: командный пункт, РЛС AN/MPQ-62, импульсная РЛС AN/MPQ-64 и два огневых взвода, подразделение технического обеспечения с транспортно-заряжающими машинами и другим вспомогательным оборудованием. Огневой взвод состоит из РЛС подсвета цели AN/MPQ-61 и трех пусковых установок с тремя ЗУР на каждой.
Спутниковый снимок Googlе Earth: позиция ЗРК MIM-23В I-Hawk в окрестностях Улсана
Все сохранившиеся до настоящего времени в РК ЗРК MIM-23В I-Hawk развёрнуты на возвышенностях, что позволяет им эффективнее бороться с маловысотными воздушными целями. В прошлом во время учений подразделения ПВО РК регулярно отрабатывали переброску и развёртывание маловысотных мобильных комплексов на запасных позициях.
Снимок Google earth: ЗРК MIM-23В I-Hawk на запасной позиции в районе Кенги
В настоящее время южнокорейские комплексы «Усовершенствованный Хок» близки к полной выработке ресурса и будут выведены из эксплуатации в течение ближайших нескольких лет.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]