ГАЗ-ММ (Брянск)
---
Оригинал взят у myauu в ГАЗ-ММ (Брянск)
Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ установлен рядом с ЗИС-5 на мемориале "Войнам-водителям" на восточном въезде в Брянск.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 15 июня 2015 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА, выпускавшейся с 1932 года.
03. В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ – точно такой, что ставился на легковую "эмку" ГАЗ-М1, усиленную подвеску, новое рулевое управление и карданный вал.
Явных внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.
04. ГАЗ-ММ выпускался на ГАЗе — 1938—1946, а на УАЗе — 1947—1949 годах.
В 1942—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации (индекс ММ-В неофициальный, индекс ММ-13 применялся на фронте).
В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600 экземпляров.
К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.
05. После начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями.
Крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки.
Отсутствовали тормоза на передних колесах, глушитель, бампер.
Боковые борта были неоткидными.
Оставлена только одна фара головного света и один дворник (устанавливались только со стороны водителя).
На постаменте вариант с металлической кабиной, бампером, двумя фарами, прямыми крыльями и НЕ откидывающимися бортами.
Похоже, что при реставрации не стали заморачиваться с запорами и шарнирами бортов.
06. Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью,
поэтому во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колесами,
то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность.
07. При всей своей простоте автомобиль был технически достаточно совершенным.
На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 куб. см, который при 2600 об/мин развивал мощность в 50 л. с.
Мощность свою он передавал на ведущую ось через однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатую коробку передач.
Грузоподъемность автомобиля при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг равнялась полторы тонны.
Отсюда и происходит его прозвище "полуторка".
Несмотря на это, "полуторки" почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трех тонн.
Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором – редко на какой машине они служили свыше полугода.
Поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили "кривым стартером", то есть, заводной ручкой.
08. Благодаря крайне низкой степени сжатия, составлявшей всего 4,25, в качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в те годы.
Дело в том, что высоококтанового топлива советская промышленность не выпускала, и даже самолеты летали на бензине с октановым числом в 70 единиц.
"Полуторка" же могла ездить и на тракторном лигроине, и на светильном керосине.
Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины.
Топливо из него поступало в карбюратор самотеком.
Запас хода по топливу составлял 215 км.
Пробка бака видна прямо под лобовым стеклом по центру капота.
09. Подвеска колес была зависимой.
Передние колеса подвешивались на одной поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму.
На снимке хорошо видно, что у памятника на месте двигатель, коробка передач, трансмиссия, глушитель, тросики привода тормозов.
Возможно машину можно привести в ходовое состояние.
10. Задние колёса держатся на двух продольных кантилеверных рессорах вообще без каких-либо амортизаторов.
Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в бронзовую втулку.
Рабочий тормоз имел механический привод.
Кантилеверная — полуэллиптическая рессора, которая шарнирно заделана на раме или шасси в двух точках — в одном из концов и посередине, причём во втором случае крепление шарнирное; второй конец консольно вывешен.
wiki
Обычная рессорная подвеска выглядит, как пакет металлических листов разной длины, сложенных в в стопку (самый длинный сверху, чем короче, тем ниже), выравненных посередине и выпуклых вниз.
Края листов закрепляются на шарнирах на кузове (или раме) автомобиля, а середина к колесу (оси, мосту).
Ось, под нагрузкой, пытается выгнуть листы вверх, те же упруго сопротивляются и возвращают ось в исходное положение.
На ГАЗ-ММ рессора перевёрнута и закреплена передним концом и серединой на раме, а задним концом на заднем мосту автомобиля.
Но принцип работы тот же.
Ось гнёт листы вверх и вниз, те пытаются вернуться назад, трутся при этом друг об друга имитируя действие амортизаторов.
Середина рессоры и задний конец закреплены жёстко. Передний край на шарнирном подвесе.
11. Хорошо видно, что задний мост и рама крепятся друг к другу только двумя рессорами.
Третьим креплением моста была треугольная конструкция из двух балок и самого моста (её видно на двух предыдущих снимках).
Балки присоединялись к мосту у колёс слева и справа и сходились на специальном шарнире у КПП.
Шарнир закреплял на горизонтальной оси переднюю вершину треугольника, позволяя его основанию (мосту) подниматься и опускаться.
В середине этой конструкции проходил карданный вал.
На раме над рессорой можно увидеть прямоугольный резиновый буфер, предотвращающий взаимное разрушение моста и рамы при критическом перегрузе или "пробоях" подвески на существенных неровностях дороги.
12. За памятником урны тематической конструкции.
13. Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.
Ссылки:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
53°11'52.57"С
34°31'42.24"В
Источники:
wikipedia;
gvtm.ru;
autogallery.org.ru;
opoccuu.com.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ установлен рядом с ЗИС-5 на мемориале "Войнам-водителям" на восточном въезде в Брянск.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 15 июня 2015 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА, выпускавшейся с 1932 года.
03. В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ – точно такой, что ставился на легковую "эмку" ГАЗ-М1, усиленную подвеску, новое рулевое управление и карданный вал.
Явных внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.
04. ГАЗ-ММ выпускался на ГАЗе — 1938—1946, а на УАЗе — 1947—1949 годах.
В 1942—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации (индекс ММ-В неофициальный, индекс ММ-13 применялся на фронте).
В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600 экземпляров.
К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.
05. После начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями.
Крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки.
Отсутствовали тормоза на передних колесах, глушитель, бампер.
Боковые борта были неоткидными.
Оставлена только одна фара головного света и один дворник (устанавливались только со стороны водителя).
На постаменте вариант с металлической кабиной, бампером, двумя фарами, прямыми крыльями и НЕ откидывающимися бортами.
Похоже, что при реставрации не стали заморачиваться с запорами и шарнирами бортов.
06. Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью,
поэтому во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колесами,
то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность.
07. При всей своей простоте автомобиль был технически достаточно совершенным.
На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 куб. см, который при 2600 об/мин развивал мощность в 50 л. с.
Мощность свою он передавал на ведущую ось через однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатую коробку передач.
Грузоподъемность автомобиля при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг равнялась полторы тонны.
Отсюда и происходит его прозвище "полуторка".
Несмотря на это, "полуторки" почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трех тонн.
Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором – редко на какой машине они служили свыше полугода.
Поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили "кривым стартером", то есть, заводной ручкой.
08. Благодаря крайне низкой степени сжатия, составлявшей всего 4,25, в качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в те годы.
Дело в том, что высоококтанового топлива советская промышленность не выпускала, и даже самолеты летали на бензине с октановым числом в 70 единиц.
"Полуторка" же могла ездить и на тракторном лигроине, и на светильном керосине.
Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины.
Топливо из него поступало в карбюратор самотеком.
Запас хода по топливу составлял 215 км.
Пробка бака видна прямо под лобовым стеклом по центру капота.
09. Подвеска колес была зависимой.
Передние колеса подвешивались на одной поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму.
На снимке хорошо видно, что у памятника на месте двигатель, коробка передач, трансмиссия, глушитель, тросики привода тормозов.
Возможно машину можно привести в ходовое состояние.
10. Задние колёса держатся на двух продольных кантилеверных рессорах вообще без каких-либо амортизаторов.
Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в бронзовую втулку.
Рабочий тормоз имел механический привод.
Кантилеверная — полуэллиптическая рессора, которая шарнирно заделана на раме или шасси в двух точках — в одном из концов и посередине, причём во втором случае крепление шарнирное; второй конец консольно вывешен.
wiki
Обычная рессорная подвеска выглядит, как пакет металлических листов разной длины, сложенных в в стопку (самый длинный сверху, чем короче, тем ниже), выравненных посередине и выпуклых вниз.
Края листов закрепляются на шарнирах на кузове (или раме) автомобиля, а середина к колесу (оси, мосту).
Ось, под нагрузкой, пытается выгнуть листы вверх, те же упруго сопротивляются и возвращают ось в исходное положение.
На ГАЗ-ММ рессора перевёрнута и закреплена передним концом и серединой на раме, а задним концом на заднем мосту автомобиля.
Но принцип работы тот же.
Ось гнёт листы вверх и вниз, те пытаются вернуться назад, трутся при этом друг об друга имитируя действие амортизаторов.
Середина рессоры и задний конец закреплены жёстко. Передний край на шарнирном подвесе.
11. Хорошо видно, что задний мост и рама крепятся друг к другу только двумя рессорами.
Третьим креплением моста была треугольная конструкция из двух балок и самого моста (её видно на двух предыдущих снимках).
Балки присоединялись к мосту у колёс слева и справа и сходились на специальном шарнире у КПП.
Шарнир закреплял на горизонтальной оси переднюю вершину треугольника, позволяя его основанию (мосту) подниматься и опускаться.
В середине этой конструкции проходил карданный вал.
На раме над рессорой можно увидеть прямоугольный резиновый буфер, предотвращающий взаимное разрушение моста и рамы при критическом перегрузе или "пробоях" подвески на существенных неровностях дороги.
12. За памятником урны тематической конструкции.
13. Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.
Ссылки:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
53°11'52.57"С
34°31'42.24"В
Источники:
wikipedia;
gvtm.ru;
autogallery.org.ru;
opoccuu.com.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]