Палаццо в Семенцах. История доходного дома Каценеленбогена
---
В облике этого шестиэтажного здания есть что‑то, роднящее его с палаццо эпохи Возрождения. Нижний этаж образует аркаду, отделанную шероховатым камнем. Между узкими боковыми ризалитами — четыре коринфские полуколонны, на которых изначально стояла круглая скульптура (позже утраченная). В промежутках между ними — трёхгранные эркеры, прибавляющие квартирам и площади, и уюта.
Этот доходный дом (Можайская ул., 18) был построен в 1913 году гражданским инженером Николаем Давидовичем Каценеленбогеном на участке, принадлежавшем его жене Вере Львовне. Как отмечал искусствовед В. Г. Исаченко, постройки зодчего «внесли острые, запоминающиеся штрихи в городскую среду» — и этот дом не исключение.
Хотя общий художественный строй нельзя назвать оригинальной находкой архитектора. Похожий приём — эркеры, зажатые между мощными колоннами, — ранее использовал в Петербурге Владимир Щуко в доходном доме военного инженера К. В. Маркова (Каменноостровский пр., 65, 1908–1910 гг.). Контраст суровых колонн и хрупких на вид эркеров заинтересовал и Каценеленбогена, и он развил эту тему в доме на Можайской.
Фасад украшают барельефы в духе Ренессанса и ушастые бородатые маскароны, вероятно изображающие лесное или полевое божество. Изначально по сторонам террас на боковых ризалитах стояли декоративные вазы, но они, как и статуи на колоннах, до наших дней не сохранились.
В доме была собственная котельная, расположенная в подвале, и лифт на парадной лестнице. На первом этаже — две комфортабельные квартиры и помещения для обслуживающего персонала. Верхние этажи занимали по две большие квартиры с двумя входами и ванными. В мансарде, помимо жилья, размещался фотографический павильон. Чтобы максимально задействовать площадь участка, архитектор даже устроил под двором дополнительное помещение.
Здесь использованы так называемые «лежачие» окна — ширина которых превышает высоту. Они станут особенно популярны в эпоху конструктивизма, но, как видим, появлялись и раньше, в модерне.
Одним из жильцов дома был капитан 2‑го ранга Вячеслав Константинович Небольсин — специалист по взрывному делу и представитель известной морской династии. Его отец был адмиралом, старший брат, контр-адмирал Аркадий Небольсин, погиб в 1917 году во время матросских волнений в Свеаборге. Сам Вячеслав Константинович в 1921 году оказался в тунисской Бизерте, где стояла Русская эскадра, эвакуировавшая армию Врангеля из Крыма. Скончался он в Париже в 1933 году и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Этот доходный дом (Можайская ул., 18) был построен в 1913 году гражданским инженером Николаем Давидовичем Каценеленбогеном на участке, принадлежавшем его жене Вере Львовне. Как отмечал искусствовед В. Г. Исаченко, постройки зодчего «внесли острые, запоминающиеся штрихи в городскую среду» — и этот дом не исключение.
Хотя общий художественный строй нельзя назвать оригинальной находкой архитектора. Похожий приём — эркеры, зажатые между мощными колоннами, — ранее использовал в Петербурге Владимир Щуко в доходном доме военного инженера К. В. Маркова (Каменноостровский пр., 65, 1908–1910 гг.). Контраст суровых колонн и хрупких на вид эркеров заинтересовал и Каценеленбогена, и он развил эту тему в доме на Можайской.
Фасад украшают барельефы в духе Ренессанса и ушастые бородатые маскароны, вероятно изображающие лесное или полевое божество. Изначально по сторонам террас на боковых ризалитах стояли декоративные вазы, но они, как и статуи на колоннах, до наших дней не сохранились.
В доме была собственная котельная, расположенная в подвале, и лифт на парадной лестнице. На первом этаже — две комфортабельные квартиры и помещения для обслуживающего персонала. Верхние этажи занимали по две большие квартиры с двумя входами и ванными. В мансарде, помимо жилья, размещался фотографический павильон. Чтобы максимально задействовать площадь участка, архитектор даже устроил под двором дополнительное помещение.
Здесь использованы так называемые «лежачие» окна — ширина которых превышает высоту. Они станут особенно популярны в эпоху конструктивизма, но, как видим, появлялись и раньше, в модерне.
Одним из жильцов дома был капитан 2‑го ранга Вячеслав Константинович Небольсин — специалист по взрывному делу и представитель известной морской династии. Его отец был адмиралом, старший брат, контр-адмирал Аркадий Небольсин, погиб в 1917 году во время матросских волнений в Свеаборге. Сам Вячеслав Константинович в 1921 году оказался в тунисской Бизерте, где стояла Русская эскадра, эвакуировавшая армию Врангеля из Крыма. Скончался он в Париже в 1933 году и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]