Как возникло слово "мансарда"  и "саксофон"?
22.02.2017 341 0 0 masterok

Как возникло слово "мансарда" и "саксофон"?

---
0
В закладки


МАНСАРДА (франц. mansarde) - это чердачное помещение, используемое под жилье. Образуется под высокой двускатной крышей с «переломом» и с «мансардными» окнами.

Мансардный этаж может занимать всю площадь здания, либо его часть, но, как правило, в пределах лежащих ниже стен базового здания. Архитектурно-планировочные решения могут иметь широкий диапазон, а помещения — любую площадь и конфигурацию.

Так как же возникло это слово ?

В первой половине и середине 17-го столетия Франция переживает своего рода «возрождение Возрождения». Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар (Francoi Mansard).



Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов, он еще закрепил в этом искусстве тот тонус художественного мышления, который идет от мастеров Возрождения. Сочетание отточенного вкуса и рационалистического метода с творческой вольностью, непринужденной игрой и раскованной легкостью станет затем отличительной особенностью архитектурного классицизма XVIII века.

Франсуа Мансар родился в январе 1598 года в Париже. Его дед был каменщиком, а отец — плотником. Он умер, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. В своем творческом развитии Мансар испытал некоторое влияние архитектора Саломона де Броса, с которым судьбе было угодно его свести.

Основными заказчиками Мансара были поначалу достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Молодой архитектор не только создавал проекты построек или их перестройки, но и следил за ходом строительных работ. Современники передавали слова Мансара об одном из его первых заказчиков — «у него денег больше, чем у турецкого султана».

Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа — фасад церкви ордена фельянов в Париже. Другая его ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626 году.

Однако мастер постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Самая впечатляющая черта в ней — это оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне скупо. Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, зодчий вводит их в уравновешенный, четкий контекст. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга.

Однако не церковные постройки Мансара сыграли по разным причинам роль ключевых памятников эпохи и национальной школы. Его творческий потенциал получил наиболее яркое воплощение в иных произведениях.


В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635-1638 годах корпус для герцога Орлеанского — брата короля Людовика XIII. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным.

Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов.

Выравнивание системы ордеров по горизонтальным уровням, проходящим через весь объем здания, свидетельствует не только о продолжающемся упорядочивании архитектурного мышления вообще, но и о специфике таланта мастера. Зодчий определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику.

В Орлеанском корпусе замка Блуа присутствует еще один признак приближения качественно новой стадии развития французской архитектуры. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной, и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. В таком разрешении разных задач — практических и художественных — посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления.

Безусловно, в стилевом и образно-художественном отношениях ни одно произведение Мансара ни в коем случае не исчерпывается тенденциями, направленными в сторону классических ценностей. Структура его образов сложна. Он соединяет с рациональной архитектоникой и уравновешенной целостностью своих решений еще и такие качества, которые нельзя не признать иррациональными, антиклассическими. Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом, и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения.

В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Идея прикрепить пролеты лестницы к стенам высокого и ничем внутри не расчлененного помещения осуществилась также в замке Баллеруа.

Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651). Его начали называть Мезон-Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца.


Целостный архитектурный объем, организованный вокруг стержневого центрального павильона, представляет собой продолжение одной из основных типологических идей мастера, намеченных, например, уже в приписываемом Мансару замке Баллеруа.

Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Не менее важно и то, что архитектурный образ проникнут своего рода дружелюбием и открытостью при всей своей монументальной силе. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Он никогда не заполнялся и не мог заполняться водой, потому что в него выходят окна цокольного этажа и ров, таким образом, переосмыслен как элемент террасирования почвы.

Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Свободная от внутренних перегородок лестничная клетка позволяет без помех осветить ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей.

Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря.

Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры. Основываясь на таких принципах, зодчий мог сколько угодно прибегать к любым криволинейным поверхностям, иррациональным световым эффектам. Пока они служат главной задаче, подчиняются главным принципам, они остаются, так сказать, частными порождениями барокко, состоящими на службе классического подхода к творчеству.

Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Уверенность в этих принципах архитектуры и помогает мастеру, вероятно, избегать педантизма и догматизма. Он не боится деформировать отдельные части целого, и это позволяет еще острее ощутить общую ясность и стройность образа.

Искусство Мансара, с его развитыми структурно-пластическими качествами и образной содержательностью оказалось в свое время явлением несколько обособленным. Прямого и непосредственного продолжения оно не имело, но принципы и основы его художественного мышления сыграли во многом основополагающую роль для мастеров, работавших в иных стилевых ключах и обладавших иными индивидуальными особенностями.

Благодаря своим успехам Мансар нажил себе немало завистников и врагов. Они обвиняли проекты архитектора в чрезмерной экстравагантности и недобросовестности. В 1651 году появился злобный памфлет «Мансар». Говорили, что его написали враги премьер-министра кардинала Мазарини, для которого Мансар также работал. Но нападки не повлияли на творческую активность зодчего.

В 1661 году на французский трон взошел новый король Людовик XIV. В 1664 году Людовик решает перестроить Лувр. Министр и суперинтендант строительства Жан-Баптист Кольбер поручает разработать Мансару проект перестройки восточного крыла. Архитектор много работает над проектом, однако в итоге тот не был утвержден.

В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени. Но и здесь Мансару не удалось осуществить свои планы. Работы завершал его родственник — внучатый племянник Жюль Ардуэн-Мансар.

Искусство Мансара представляет собой глубоко индивидуальный вариант творчества, не укладывающийся в рамки стилей и эпох и соединяющий их в себе свободно и расчетливо, остроумно и логично. Эти качества воплотились помимо построек в архитектурной графике мастера, прежде всего в его поздних проектах, сделанных незадолго до смерти — Национальной библиотеке в Париже и Национальном музее в Стокгольме.

Франсуа Мансар скончался в сентябре 1666 года.




Пока раскручивается клубок истории успеваешь узнать много нового из разных других сфер жизни. Наверное можно взять любой предмет вокруг себя и возможно откроется интереснейшая цепочка истории.

Давайте узнаем что нибудь про САКСОФОН !




Антуан-Жозеф Сакс родился 6 ноября 1814 года в Динане (город в провинции Намюр, в 30 км к югу от Намюра), и был самым старшим из одиннадцати детей мастера-самоучки Шарля-Жозефа Сакса, который изготавливал музыкальные инструменты.

Его отец был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей — Адольфу (Антуану Жозефу).

Дела шли настолько хорошо, что вскоре семья переехала в Брюссель, где вскоре Шарля-Жозефа Сакса назначили придворным музыкальным мастером.

Способности Антуана проявились в раннем возрасте – мальчик прекрасно пел и играл на флейте, а шумным играм с друзьями предпочитал работу с отцом в мастерской. Довольно быстро Антуан освоил непростую науку изготовления самых тонких и мелких деталей духовых инструментов, а когда ему исполнилось шестнадцать, он отправил на выставку самостоятельно собранные флейты и кларнет.

В Брюссельской консерватории юный Сакс обучился виртуозной игре на кларнете. В дальнейшем это позволило ему контролировать качество звучания отцовских инструментов и продвигать свои собственные, так как он решил посвятить жизнь конструированию духовых инструментов. В 30-е годы молодой мастер усовершенствовал несколько традиционных разновидностей кларнета, благодаря чему их звук стал ярче и чище, а также изобрёл устройство для переключения регистров фортепиано.

Доподлинно неизвестно, когда именно у Сакса возникла идея сделать инструмент с непривычным тембром голоса. Считается, что медный саксофон, голос которого в оркестре «не заглушает слабых, но звучит наравне с сильными», создан в 1842 году. Одним из первых ценителей уникального инструмента и другом Сакса стал Гектор Берлиоз. Благодаря восторженной статье композитора, европейские и русские музыканты узнали о саксофоне, а вскоре сразу несколько стран предложили Саксу запустить массовое производство духовых инструментов для военных оркестров. Молодой мастер навсегда уезжает в Париж, европейский центр культуры, где можно реализовать все свои таланты и добиться успеха. Здесь его встречают не только друзья-композиторы Берлиоз, Доницетти, Россини и многие другие, но и завистливые местные мастера, которым не даёт покоя блистательный бельгиец. Несмотря на козни недругов, Сакс продолжает успешно работать, изобретать.

3 февраля 1844 года состоялся выход саксофона «в большой свет»: в концерте Берлиоза прозвучал хорал с соло для саксофона, на котором играл сам Адольф. Инструмент приняли восторженно, многие известные композиторы признались, что в жизни не слышали «…ничего прекраснее!» В 1846 году изобретатель получил патент на саксофон. На волне успеха Сакс разработал целое семейство саксофонов, модифицировал состав военного оркестра и принял участие в конкурсе оркестров на Марсовом Поле. И снова победил. Возможно, Сакс поучаствовал в создании вагнеровской тубы – медного духового инструмента, тема которого звучит в знаменитом «Кольце Нибелунгов». Помимо саксофона, гением Адольфа Сакса была создана целая группа музыкальных инструментов, объединяемых под именем саксгорнов.

Одновременно с деятельностью изобретателя и мастера, Адольф Сакс преподавал игру на саксофоне в Парижской консерватории, написал множество пособий по игре на всех придуманных или усовершенствованных им инструментах, постоянно участвовал в концертах как исполнитель и дирижёр.

В 1894 году Адольф Сакс скончался в Париже. Великий изобретатель похоронен на кладбище Монмартра.

Именем Сакса названа улица в Динане; дом, в котором он родился, был разрушен, но на фасаде торгового центра, стоящего на его месте, установлена памятная доска. В городе также есть небольшой памятник Адольфу Саксу, сидящему на скамейке со своим главным изобретением – саксофоном.




http://www.cult-turist.ru/
http://dic.academic.ru/
http://www.peoples.ru/
http://www.peoples.ru/art/architecture/francoi_mansard/history.html

Вы еще можете поинтересоваться, Откуда возникло слово «мазохизм» ? или Как появилось слово «ватман» и «кульман» ?уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]