Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах
17.07.2020 5 534 0 +171 vorbur

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах

---
+171
В закладки
Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

Опытный стеклопластиковый ЗИЛ-135П ломает деревья..

МВТУ им. Баумана спешит на помощь

В одной из предыдущих частей цикла о разработке и развитии машин семейства ЗИЛ-135 было упоминание про амфибию с индексом «Б», которую начальник СКБ «ЗИЛ» Виталий Грачев строил для ракетчиков. Именно на базе этой машине зиловцы совместно с учеными и инженерами МВТУ им. Баумана в начале 60-х годов пытались построить амфибию с пластмассовым несущим кузовом. Даже сейчас создание подобного является нетривиальной задачей, а 60 лет назад это было революционно. И, естественно, секретно. Информации о работах по пластиковому несущему кузову 135-й серии нет даже в известной книге «Преодоление бездорожья. Разработки СКБ ЗИЛ». Лишь упоминание о построенном 5 июля 1962 года рамном ЗИЛ-135Б со стеклопластиковым кузовом. По данным авторов книги, 24 июля того же года четырехколесную амфибию опробовали на водоеме в Бронницах. При этом в 1965 году в профильном и секретном (для своего времени) журнале «Вестник бронетанковой техники» вышла статья инженеров В. С. Цыбина и А. Г. Кузнецова, посвященная амфибии с пластмассовым несущим кузовом. Повторюсь, несущим кузовом, то есть лишенным рамы. Впоследствии профессор Цыбин станет одним из основоположников отечественной системы проектирования и создания элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Работы шли на кафедре СМ-10 «Колесные машины», которой с 1953 году руководил известный автомобильный инженер, главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Александрович Липгарт.

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

Опытная амфибия ЗИЛ-135Б. Именно эта машина в МВТУ получила стеклопластиковый несущий кузов..

Выбор в пользу полностью пластикового кузова для ЗИЛ-135Б был сделан по причине большого веса оригинальной стальной машины. Как известно, с ракетой «Луна» четырехколесная машина не могла нормально плавать и один раз на испытаниях чуть не пошла ко дну. Поэтому Виталий Грачев и попытался не просто обшить амфибию пластиковыми панелями, а полностью заменить металл в конструкции на легкий материал. На ЗИЛе подобное делать не умели, поэтому и обратились за помощью в МВТУ им. Баумана.

Одним из преимуществ полностью пластикового кузова было снижение веса машины: материал с высокими прочностными показателями обладал малым удельным весом. Кроме этого, выделяется возможность изготовления монолитных (бесшовных) кузовных конструкций любой сложности и конфигурации при минимальных затратах на оснастку и оборудование. Традиционная тонколистовая сталь не позволяла просто и недорого делать корпуса обтекаемой формы. Пластиковые технологии повышали коррозионную стойкость конструкции, сокращали затраты на эксплуатацию и обслуживание, а также облегчали ремонт. Исследователи из МВТУ отмечали среди плюсов почти полное отсутствие течи при пулевом простреле корпуса и возможность окрашивания материала в массе. Среди очевидных минусов — высокая ползучесть под длительным действием нагрузок, относительно высокая стоимость, малая жесткость и невысокая длительная теплостойкость.

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

[center]Схема конструкции ЗИЛ-135Б с пластиковым несущим кузовом..

Созданный в рамках проекта ЗИЛ-135П «Дельфин» появился на испытаниях осенью 1965 года на море в районе Балтийска в роли транспортной машины морских пехотинцев. Испытывался 13,8-метровый четырехосный гигант и на Северном Ледовитом океане в качестве перегрузочной машины – лихтера. Корпус у машины был несущим пластиковым (с учетом наработок по ЗИЛ-135Б), а полная масса составляла порядка 20 тонн. Важным преимуществом выбора стеклопластика была стойкость к пулевым и осколочным «ранениям» — вода через такие отверстия не хлестала струей, а лишь сочилась сквозь «размочаленное» стекловолокно. Нельзя сказать, что пластиковый кузов был хрупким. На одном из испытаний «Дельфин» запросто сломал носом березу диаметром 400 мм.

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

Водные винты. Изготавливались как из латуни, так и из стеклопластика..

Агрегатная база амфибии была полностью заимствована у исходного ЗИЛ-135, но была дополнена системой наддува воздуха в подводные агрегаты. Движение на воде обеспечивали два гребных винта диаметром 700 мм, располагающиеся в специальных кольцевых профилированных насадках. ЗИЛ-135П поворачивался не с помощью водяных рулей, а поворотом колонок с винтами. Во многом это было аналогом современных корабельных азиподов. Лопасти винта могли быть изготовлены как из латуни, так и из стеклопластика. На суше система управления прижималась к корпусу в специальные ниши. Машина стала рекордной по своей динамике на воде: с 1965 года никто из амфибий не смог побить её максимальную скорость в 16,4 км/ч. При этом в трюме амфибии могли поместиться 22 десантника или 5 тонн груза.

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах ЗИЛ135Б, амфибии, Источник, машины, между, кузовом, также, «Дельфин», корпуса, панель, машина, полностью, кузова, несущим, стеклопластика, качестве, ЗИЛ135П, весом, амфибию, производства

Испытания амфибии в качестве лихтера на Северном морском пути. Последняя попытка Виталия Грачева найти машине хоть какое-то применение. На Севере машина получила высокую оценку за эффективность работы: «Дельфин» значительно упростил доставку грузов с морских судов на берег по мелководью и обратно. Запросили возможность поставок агрегатов с ЗИЛа на завод в Костроме для серийного производства. Директор московского завода ответил отказом..

По итогам испытаний машина военным морякам понравилась и с учетом доработок её готовы были принять на вооружение в модификации ЗИЛ-135ТА. Однако так и не была найдена площадка для серийного производства: руководство ЗИЛа не готово было предоставить ни метра площади. Не помогли даже ходатайства в кабинет министров. Уникальную машину в итоге забросили, не оставив ее потомкам даже в качестве музейного экспоната.

Продолжение следует…

Автор:Евгений ФедоровСтатьи из этой серии:ЗИЛ-135: визитная карточка советского хайтека
Четырехосные ЗИЛы: ракетоносцы, умеющие плавать
ЗИЛ-135: инженерные изыски доктора Грачева
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]