Физики собрали 128-кубитный чип на фотонной интегральной схеме
09.07.2020 6 335 0 +233 cemero4kaa

Физики собрали 128-кубитный чип на фотонной интегральной схеме

Физики собрали 128-кубитный чип на фотонной интегральной схеме квантовых, кубитов, помощи, кубита, фотонной, интегральной, наиболее, состояний, одном, системы, время, схемы, восьмиканальных, созданию, состояния, продемонстрировали, использовали, такие, компьютеров, своим

Один из восьмиканальных квантовых микрочипов, размещенный на фотонной интегральной схеме и подключенный к входным и выходным волноводам

Noel Wan et al. / Nature, 2020

Физики объединили множество отдельных алмазных квантовых микрочипов при помощи фотонной интегральной схемы и изготовили 128-кубитный чип — наиболее крупное на сегодняшний день устройство такого типа. В дальнейшем подобные технологии могут стать основой для создания многокомпонентных квантовых вычислительных систем. Работа опубликована в журнале Nature.

Если классический бит может находиться лишь в одном из двух взаимоисключающих состояний (их принято обозначать единицей и нулем), то состояние кубита — то есть квантового бита — несколько более сложное. Оно сочетает в себе нуль и единицу и характеризуется вероятностью обнаружения кубита в одном из этих состояний при измерении. Такая особенность теоретически дает кубитам огромное преимущество в записи и обработке информации по сравнению с обычными битами, однако на практике у квантовых компьютеров возникают проблемы.

Квантовые состояния могут распадаться, а кубиты — взаимодействовать друг с другом, что ограничивает время жизни вычислительной системы и приводит к появлению ошибок. Чтобы компьютер можно было надежно использовать, нужно уложить время вычислений в рамки времени стабильной работы и добиться допустимо низкого уровня ошибок — такие требования приводят, в частности, к необходимости увеличения количества кубитов (по разным оценкам, до сотен и даже миллионов единиц в одном компьютере). В то же время наращивать их число — сложная задача, поскольку в крупных системах труднее поддерживать стабильность квантовых состояний и избежать появления неодинаковых кубитов.

Исследователи из США под руководством Ноэла Вана (Noel Wan) и Тсунь-Цзюй Лу (Tsung-Ju Lu) из Массачусетского технологического института использовали и исследовали один из возможных подходов к созданию квантового чипа. В роли кубитов выступали искусственные атомы — специальные дефекты кристаллической решетки алмаза, в которую физики при помощи сфокусированных ионных пучков встроили германиевые и кремниевые узлы. По своим квантовым свойствам такие дефекты похожи на обычный атом — они характеризуются основным и возбужденным уровнями энергии, которым отвечают состояния кубита, и переход между которыми осуществляется с испусканием или поглощением фотонов определенной частоты. Вместе с тем по сравнению с естественными атомами эти системы проще контролировать — они сразу располагаются внутри чипа в известном зафиксированном положении.

Вместо того, чтобы связывать все кубиты в едином алмазном образце, авторы изготавливали множество отдельных модулей, а затем отобрали наиболее качественные элементы и связали их с помощью фотонной интегральной схемы — системы алюминий-нитридных (AlN) волноводов (обменных каналов) на сапфировой подложке. При помощи микроманипуляторов ученым удалось с требуемой точностью расположить модули в нужных местах схемы, соединив алмазные волноводы чипа с алюминий-нитридными волноводами на платформе.

В результате исследователи изготовили 128-канальный комбинированный чип из шестнадцати восьмиканальных алмазных модулей — наиболее крупное на данный момент устройство такого типа, и, таким образом, экспериментально продемонстрировали перспективность (в смысле увеличения числа кубитов) модульного подхода к созданию квантовых чипов. Авторы подчеркивают, что в дальнейших исследованиях (которые, вероятно, уже будут посвящены управлению множеством кубитов и их взаимодействиям) такая методика дает возможность подбирать и комбинировать в одной системе различные материалы, исходя из тех или иных их свойств.

Несмотря на то, что в целом по своим возможностям квантовые компьютеры пока уступают обычным, они уже сегодня находят свое применение и соревнуются с другими вычислительными устройствами. Так, в мае мы рассказывали о том, как 54-кубитный процессор использовали для вычислений в области квантовой химии, а совсем недавно — о том, как ученые продемонстрировали превосходство квантовых компьютеров в математической игре.

Николай Мартыненко