Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века Часть V
15.02.2017 588 0 0 vittasim

Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века Часть V

---
0
В закладки
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть I http://vittasim.livejournal.com/199116.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть II http://vittasim.livejournal.com/199735.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть III http://vittasim.livejournal.com/201132.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть IV http://vittasim.livejournal.com/202071.html

Важное место в структуре выставки занимает колоннада, посвященная теме ведуты. Здесь показаны лучшие листы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, в фондах которого хранится вторая по значимости и величине в нашей стране, коллекция офортов мастера, сформировавшаяся в 1920–1930-е годы. Центральное место на колоннаде отдано офортам из сюит «Виды Рима…» и «Виды Пестума» – прекраснейшим и самым известным произведениям мастера, принесшим ему славу при жизни и продолжающим оказывать влияние на последователей художника уже после его смерти.

DSCN8065.JPG

DSCN8043.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Базилика Константина и Максенция (Руины "Золотого дома Нерона») лист из сюиты «Виды Рима» до 1750 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8045.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Пирамида Гая Цестия» лист из сюиты «Виды Рима» 1756 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8047.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Арка Константина» лист из сюиты «Виды Рима» 1771 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8049.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Руины верхней части терм Диоклетиана» лист из сюиты «Виды Рима» 1774 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8051.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Арка Тита» лист из сюиты «Виды Рима» 1760 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8060.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Вид на колонны фасада базилики (храм Геры)» листIV из сюиты «Виды Пестума» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN8053.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Вид фасада пронаоса базилики (храм Геры)» листVI из сюиты «Виды Пестума» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN8055.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Другой вид фасада пронаоса базилики (храм Геры)» лист? из сюиты «Виды Пестума» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN8058.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Руины целлы храма Нептуна» листXIII из сюиты «Виды Пестума» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN8061.JPG

DSCN8064.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Вид на восемнадцать колонн фасада базилики (храм Геры)» листIII из сюиты «Виды Пестума» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN8066.JPG

DSCN7895.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца Пополо», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7896.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Фонтан Треви», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1750. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7897.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Пантеон», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7898.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Римский форум», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7900.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Храм Геркулеса», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7902.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. « Колизей», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1776. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7903.JPG

DSCN7904.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Квиринальский дворец», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1776. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7905.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Собор Святого Петра с площадью и колоннадой», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1775. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7906.JPG
Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца Навона», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

view-of-the-villa-albani-alessandro-e-m-mr-card-outside-the-porta-salaria.jpg
Джованни Баттиста Пиранези. «Вилла Памфили», Лист из сюиты «Виды Рима…». 1773. Офорт, резец. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Впечатление дополняют витрины-столики: со стороны Геркуланума на них римские монеты с видами памятников: храмом Весты, виллой Публика и квадригой с Триумфальной арки – всё из коллекции ГМИИ – указывают на один из начальных этапов традиции изображать знаменитые постройки, столь успешно развитой, в том числе и графическими сериями Пиранези.

226807.jpg
Фотография из интернета

На галерее со стороны Рима под стеклом представлены карикатуры Пьер Леоне Гецци, чьи рисунки с антиков Пиранези использовал с своих офортах

226802.jpg
Фотография из интернета

Здесь же представлены: акварели Гонзага, Юбера Робера и Клериссо.

DSCN8039.JPG
Жак-Франсуа Тома де Томон «Вид Пантеона в Риме» 1787 Бумага, акварель, белила, перо, тушь, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Тома де Томон неоднократно изображал Пантеон в своих архитектурных фантазиях и видовых акварелях. Известно, как минимум, еще два рисунка, где запечатлен тот же мотив – Каприччо 1787 г из частного собрания в Риме, а также лист 1790 г из коллекции Эрмитажа. Как в упомянутых, так и данном листе, автор не стремился к созданию топографически точной ведуты. В частности, на пьяцца Ротонда изображен фонтан из двух чаш, больше напоминающий источники с площади Святого Петра. Таким образом, художник идеализирует пространство Вечного города, находя своеобразные камертоны к античной архитектуре, более органичные, чем окружающий Пантеон реальный пейзаж.

DSCN8041.JPG
Гаспаро Ванвителли (Гаспар ванн Виттель) «Римский форум: вид на базилику Константина, известную под названием «Храм Мира»» 1720 Бумага, черный мел, размывка серым тоном, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Рисунок включен в экспозицию, как произведение, приписываемое Гаспару ван Виттелю, голландскому живописцу, долго работающему в Италии и признаным одним из родоначальникоа жанра итальянской ведуты. Главный «герой» этого рисунка – базилика, начатая Максенцием и законченная Константином, один из самых грандиозных памятников Древнего Рима. Она граничила с северо-восточной стороны с Храмом Мира, с которым ее традиционно отождествляли вплоть до начала XIX века, когда руины были расчищены и укреплены, а сам памятник правильно идентифицирован Антонио Нибби (1819)

DSCN7909.JPG
Шарль-Луи Клериссо «Триумфальная арка» гуашь, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В основе композиции – мотив арки Тита в Риме, вдохновившей многих художников XVIII, в том числе и Пиранези, спутником которого в «путешествии по римским руинам» в годы пенсионерства бывал Шарль-Луи Клериссо, известный французский архитектор и рисовальщик, который работал по заказам Екатерины II. У него есть изображения, позволяющие составить представление о том, как этот памятник выглядит в середине XVIII в. Кроме того, в его наследии есть несколько авторских вариантов этого мотива, отличающихся друг от друга, деталями, в частности, в количестве блоков в архивольте арки. Большинство этих работ, скорее вариации на тему знаменитого памятника, нежели его достоверное изображение. Гуашь из ГМИИ относится к их числу. Эти варианты создавались в разные периоды творчества Клериссо. Гуашь ГМИИ датируется предположительно 1760хгг. Авторство Клериссо в отношении архитектурной части московской работы не вызывает сомнений, а вот фигуры в его архитектурных композициях обычно выполнены другими мастерами, в данном случае это был, скорее всего Доменико Кунего.

DSCN7913.JPG
Юбер (Гюбер) Робер «Руины» сангина ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот рисунок больше всего тяготеет к типу относительно достоверных изображений реального памятника, нежели к архитектурным фантазиям. В нем легко узнается храм Бахуса или храм Юпитера в интерьере дворца Диоклетиана в Спалато (Сплите). Он опирался на гравюру, исполненную Франческо Бартолоцци на основе рисунка Шарля-Луи Клериссо 1757г. Робер уменьшил количество ступеней, ведущих к храму и «придумал» аркаду на заднем плане слева и т.п. Но в целом памятник сохранил свой характерный облик.

DSCN7915.JPG
Юбер (Гюбер) Робер «Руины с обелиском» ГМИИ им. А.С. Пушкинауникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]