Кто скрывался под маской казака Явтуха в сказке «Вий»
---
Сердца любителей кино старшего возраста по сей день содрогаются при фразе «Брат Митька помирает, ухи просит». В ней боль и трагедия незамысловатого честного человека попавшего в тиски гражданской войны. Эпизод у реки с Петькой и белым казаком, одна из сильнейших сцен в истории мирового кино.
Колоритный актер со звонким именем Степан Шкурат как никто другой мог раскрыть в коротком эпизоде драму простого подневольного, или запутавшегося по жизни человека. Его герои крестьяне, казаки и асоциальные личности, все люди из простого народа со своей правдой и судьбой.
Родился будущий актер зимой 1886 года на Полтавщине в бедной семье, мальчику с детства приходилось батрачить. С годами он освоил нужное и доходное ремесло печника.
Молодой человек переехал в город Ромны. Там он оказался в числе группы энтузиастов устраивающих любительские представления. После революции народная самодеятельность была преобразована в самый настоящий музыкально-драматический театр.
Степан всегда отличался артистизмом и хорошим объемным голосом, он с огромным удовольствием осваивал искусство вокала и вскоре театр стал основным местом работы. Старую профессию он тоже не оставил, кладка печей стала хобби и подработкой.
Когда режиссер их театра Иван Кавалеридзе перешел на киностудию в Одессе он пригласил Шкурата на одну из главных ролей в свой первый фильм «Ливень» (1929). Картина, к сожалению, не сохранилась, но этот фильм открыл прекрасного актера.
Патриарх советского кино Александр Довженко высоко оценил игру самородка и поставил на сложнейшую роль отца главного героя в свою драму «Земля» (1930). Впоследствии Довженко задействовал фактурного актера для ролей; пьяницы и прогульщика в производственной драме «Иван» (1932), изменника родины зверовода Худякова в драме «Аэроград» (1935) и старого партизана в биографической драме «Щорс» (1939).
Работая с лучшими режиссерами не только страны, но и мира Шкурат вырос в по-настоящему большого артиста. Причем его мастерство не ограничивалось драматическими ролями, артист блестяще проявил себя в кино-опереттах «Наталка-Полтавка» (1936) и «Запорожец за Дунаем» (1937).
Известность и признание со стороны мэтров советского кино никак не повлияли на жизненный уклад этого настолько же душевного насколько одарённого человека. Многие знаменитые театральные трупы и киностудии хотели видеть такого артиста в своем штате. А он продолжал скромно трудиться в театре ставшего родным города Ромны, и, как и прежде в свободное время занимался кладкой печей.
Последнюю свою роль фактурного казака Явтуха в культовой киносказке «Вий» (1967), артист сыграл уже в 82 года.
Степан Иосифович прожил долгую и счастливую жизнь со своей женой, родил тринадцать детей и застал при жизни десятки внуков. Когда возлюбленная супруга покинула этот мир, артист ушел за ней спустя полгода 26 февраля 1973.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]