Главные герои: отечественные парадные фаэтоны
---
ЗИС-110Б..
Исключительная вотчина ЗИСа
Первоначально именно фаэтоны, то есть четырехдверные легковые автомобили с открытым верхом без подъемных боковых стекол, являлись главными действующими лицами торжественных мероприятий на Красной площади. Поначалу никакого отношения к армии они не имели: Иосиф Сталин считал, что военные смотры принимать необходимо верхом. Однако на «гражданских» парадах фаэтоны мелькали. Впервые на Красной площади фаэтон появился 1 мая 1940 года на параде физкультурников. Это был величественный и очень редкий для своего времени ЗИС-102. Второй раз эта машина принимала аналогичный парад 15 августа 1945 года.
ЗИС-102..
Надо сказать, что производство открытых машин (фаэтонов, кабриолетов, родстеров) – это своеобразный высший пилотаж среди автопроизводителей. Мало просто снять крышу с лимузина, надо еще и необходимую жесткость кузова обеспечить. Если оставить рамный четырехдверный кузов открытым, от потери жесткости его так перекосит, что двери закрыть будет невозможно. Требуются инженерные вмешательства в конструкцию, серьезно увеличивающие массу машины. Поэтому с производством фаэтонов в молодом советском государстве были определенные проблемы.
В 1932 году в соответствии с государственной программой планировалось разработать и поставить в массовое производство лимузин высшего класса, взяв за основу американские образцы. Первоначальной исходником был Buick Series 32 Ninety (типичный автомобиль чикагских гангстеров), который планировали поставить в производство на ленинградском заводе «Красный путиловец» под маркой Л-1. Однако грядущие оборонные заказы для предприятия и серьезное противодействие руководства московского ЗИСа поставили на перспективах машины крест. Партийное руководство решило, что машины высшего класса должны выпускаться, во-первых, в столице, а, во-вторых, на заводе имени И. Сталина. В Москве лимузину дали имя ЗИС-101 и с 1937 года его выпускали в серьезно переработанном исполнении.
Несмотря на все сложности, освоение производства лимузина шло своим ходом. Заводчане задумались об открытой версии машины. С этим проектом, получившим имя ЗИС-102, были свои сложности. Во-первых, непростым оказался трехметровый мягкий верх со сложной кинематикой складывания, в конструкцию которого входили 14 шарниров. Кроме этого, тент был тяжелым и прорезиненным, поэтому для его предотвращения его провисания пришлось разрабатывать особые упоры. Во-вторых, изъятие такого важного элемента жесткости, как крыши, потребовало усиления всего силового каркаса. Основную нагрузку по-прежнему принимала на себя рама автомобиля, поэтому деревянный каркас кузова (разработанный компанией Budd) пришлось укреплять путем дополнительных оковок и введением специального кормового пояса, усиленного металлической стенкой, создающей сзади жесткую коробку для сложенного верха. Вследствие этого объем багажник пришлось уменьшить. В-третьих, открывающиеся против движения задние двери пришлось развернуть и установить в привычное нам сейчас положение. Это было продиктовано требованиями безопасности: потоки набегающего воздуха могли на полном ходу открыть такие двери. Такую дверную конструкцию сейчас называют суицидальной, и она в современности сохранилась, похоже, лишь на автомобилях Rolls-Royce.
[center]ЗИС-102..
ЗИС-102..
Интересно, что первоначально ЗИС-102 планировался не как фаэтон, а как его разновидность «конвертейбл», или кабриолет, то есть машина с открытым верхом, но сохраненными боковыми стеклами и рамками. Подобная конструкция была у открытого серийного варианта ГАЗ-М20, но она была продиктована экономией прокатного листа, а не соображениями престижа.
В конце 30-х годов технологический уровень ЗИСа оказался не готов к массовому производству кабриолетов. Решено было остановиться на простом фаэтоне. Боковых стекол у него вообще не было, присутствовали лишь форточки в передних дверях, а в непогоду боковины кузова просто закрывались пристегивающимися фартуками с целлулоидными окошками. Машина ЗИС-102 выпускалась с 1938 года, а в 1939 году пережила небольшое обновление или, как сейчас принято говорить, рестайлинг.
Говорить о серийном производстве фаэтона не приходится. До 1940 года было собрано всего 9 машин, из которых 7 имели статус экспериментальных. Помимо того, что машины пару раз принимали парады на Красной площади, в августе 1941 года одна из них была переоборудована в мобильную радиостанцию и служила на одном из узлов связи Народного комиссариата обороны СССР.
ЗИС-102 стал для московских автомобилестроителей пробой пера, которая редко бывает по-настоящему удачной. Однако опыт и наработки по этому фаэтону оказались полезными при работе над машиной следующего поколения.
Предок Aurus
Первым фаэтоном, принимающим парады Победы, стал лаконичный и строгий ЗИС-110Б, открытый вариант лимузина ЗИС-110. Внешние стилистические мотивы автомобиля №1 сталинской эпохи были творчески переосмыслены дизайнерами современного президентского Aurus. Особенно хорошо это видно на примере оформления передней части кузова. Сложно поверить, но разрабатывать легковой автомобиль высшего класса в Москве начали в 1942 году. 14 сентября Наркомат среднего машиностроения издал соответствующий приказ. Было изначально понятно, что делать новинку на базе устаревшего ЗИС-101 было бессмысленно, а на разработку полностью оригинальной конструкции уйдет не один год. Поэтому снова решили пойти на заимствования, тем более что война не позволяла особо расходовать бюджетные средства. В качестве прототипа взяли Packard Super Eight 180, датируемый 1942 годом. Для отечественного автопрома серийное производство было организовано в рекордно короткий срок: 20 июля 1945 года на ЗИСе начали работу над первой партией машин. Но здесь речь идет о лимузине с жесткой крышей, а вот с открытым фаэтоном снова было непросто. Исходный «американец» данного модельного года вообще не имел отрытой версии, что вынудило инженеров ЗИС самостоятельно проектировать силовую структуру парадной версии. Первоначально максимально облегчили мощную лонжеронную раму машины с Х-образной крестовиной, чтобы выиграть килограммы для дальнейшего усиления. Часть её несущих функций перераспределили между силовыми элементами кузова, а также усилили его отдельные части — к примеру, появилась массивная рамка ветрового стекла.
Американский Packard Super Eight 180, ставший прообразом ЗИС-110..
Первые фаэтоны на военных парадах на Красной площади..
[center]
ЗИС-110Б..
С закрытым верхом, как и в случае с предшественником ЗИС-102, боковины кузова закрывали брезентовые фартуки с целлулоидными окнами. В таком состоянии машины выглядели совсем невыгодно, и даже изображений таких фаэтонов сохранилось немного. Но были и другие варианты исполнения открытой машины. Часть фаэтонов была с ручными механическими стеклоподъемниками, стекла в которых поднимались и опускались в узких хромированных рамках – этот вариант исполнения уже вполне можно считать четырехдверным кабриолетом.
Первые открытые машины были представлены правительственной комиссии в 1947 году и получили имя ЗИС-110Б, а спустя два года они пошли в серию. Однако заменять новыми фаэтонами лошадей на Красной площади не спешили – такова была воля Сталина. В воспоминаниях профессора И. Ф. Бобылева, ответственного за подготовку лошадей к военным парадам, можно встретить следующее:
«Вот еще один пример небезразличного отношения И. В. Сталина к кавалерийским традициям, связанным с лошадьми, который я узнал лично из уст бывшего в ту пору министром Вооруженных сил СССР маршала Советского Союза Н. А. Булганина. Последний рассказал мне дословно следующее: «Вчера мы с Никитой Сергеевичем Хрущевым были у И. В. Сталина и предложили ему заменить парадных лошадей автомобилями. Товарищ Сталин немного подумал и ответил: «Не будем менять хорошую традицию Советской Армии».
ЗИС-110Б в трех различных вариантах исполнения мягкого верха..
ЗИС-110Б использовался не только в качестве парадного фаэтона..
Сейчас трудно сказать, где и когда оформил дебют ЗИС-110Б в качестве машины парадного расчета, но точно известно, что командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал Н. Г. Кузнецов в 1950 году принимал парад во Владивостоке. В этом же году фаэтон был замечен на объезде войск на параде в Будапеште. На Красной площади ЗИС-110Б впервые появился 1 мая 1953 года и был сразу же в тщательно подобранной по цвету серо-голубой фирменной ливрее. Машину не оборудовали поручнями и системой ретрансляции звука, поэтому микрофоны пришлось расставлять на площади в местах остановки парадного экипажа. Принимающему парад маршалу, облаченному в серо-голубую парадную шинель, приходилось держаться за спинку переднего кресла. Позже радиопередатчики разместили в багажнике, а для удобства первого пассажира появился поперечный поручень, ставший впоследствии непременным атрибутом отечественных парадных фаэтонов и кабриолетов.
ЗИС-110Б работали парадными машинами в Венгрии, Чехословакии, Польше, Монголии и Китае, а Северной Корее сталинские фаэтоны не только принимали военные смотры, но и служили в качестве знаменосцев. В регионах СССР машины использовались до конца 60-х годов, а в Ленинграде — до начала 80-х. На Красной площади фаэтоны ЗИС-110Б были заменены открытыми машинами ЗИЛ-111В 1 мая 1961 года.
Не ЗИСом единым
Главный конструктор парадного автомобиля «Чайка» Александр Чистяков вспоминает:
«Для такого торжественного ритуала, как парад на главной площади страны, ЗИЛ (а ранее ЗИС) подходил как нельзя лучше. Все служило образцовому выполнению этой задачи: торжественно-строгий вешний вид кузова, окрашенного светло-серой (как маршальская шинель) нитроэмалью, плавный и мягкий ход и, конечно же, высокая надежность. Но главная площадь у страны одна, и потому парадных ЗИЛов не могло быть много: два основных и один запасной!»
Именно поэтому дорогие и малочисленные ЗИСы были для региональных элит Советского Союза непозволительной роскошью. Поэтому приходилось пользоваться услугами автозаводов, выпускающих технику рангом ниже. Первым в этой истории были фаэтоны ГАЗ-М20 «Победа», лишенные дверных рамок со стеклами. Две такие машины дебютировали 24 июня 1948 года на параде по случаю празднования 25-летия образования Карело-Финской республики, а позже отбыли на службу в Новосибирск.
Фаэтон ГАЗ-М20 "Победа"..
Парады в СССР и странах Варшавского договора принимали порой на чем придется. Хорошо, если попадались серийные кабриолеты ГАЗ-13Б «Чайка» или старые парадные ЗИСы, а чаще всего это были армейские ГАЗ-69, ГАЗ-69А и их преемник УАЗ-469. Парады в Алма-Ате, к примеру, долгое время принимали на старом ЗИЛ-111В (об этой машине пойдет речь позже), который служил еще маршалу Малиновскому.
Первой открытой машиной для парадов «второго эшелона» стал фаэтон ГАЗ-14-05, построенный всего в 15 экземплярах с 1982 по 1988 года. Одна из них носила статус опытной, а 14 были распределены по две на каждый военный округ. Примечательно, что у такой «Чайки» не было механизма складывания тента – он просто натягивался поверх кузова. По причине отсутствия чехла для тента внешний вид фаэтона был особенно лаконичен.
В журнале «Авторевю» приводятся воспоминания главного конструктора ГАЗ-13-05 Чистякова, которые могут пролить свет на еще одну причину отказа от гидромеханики складывания тента:
«В октябре 1980 года мы приняли участие в предпарадных тренировках ЗИЛов. Полковник Поминов, личный водитель министра обороны во время парадов, возил нас по Красной площади: она была пуста, моросило. Ездили мы с открытым тентом. У микрофона вместо министра стоял промокший молоденький лейтенант-связист. А когда трехкратный объезд «войск» завершился, полковник с ехидцей обратился к нам: «Вы интересовались, как складывается тент. Минуточку!» Он нажатием кнопки включил механизм, предварительно покинув машину, — и на меня с прикомандированным воепредом обрушились ведра холодной воды, скопившейся в складках тентовой ткани! Этот душ стоил мне недели больничного листа».
ГАЗ-13-05 "Чайка"..
Среди технических отличий «генеральской» открытой «Чайки» от лимузина были традиционно усиленная рама, электрические бензонасос и вентилятор системы охлаждения (для надежности), а место спидометра занял тахометр. На параде именно по нему водитель ориентировался во время движения. Естественно, присутствовали поручень для генерала и спаренная микрофонная установка с радиопередатчиком. 220-сильный мотор и 3-диапазонную автоматическую коробку переключения передач оставили от донорского лимузина.
Единственный раз в своей карьере ГАЗ-13-05 принимал московский парад Победы. Случилось это в 1995 году, когда торжественный смотр проходил на Поклонной горе. Машину для этого случая пришлось доставлять из Тбилиси и срочно приводить в соответствующий событию вид: фаэтон оказался в изрядно потрепанном состоянии.
Сейчас ввиду своей редкости ГАЗ-13-05 является желанным экспонатом любого автомобильного музея мира, а стоимость ухоженных экземпляров превышает несколько десятков миллионов рублей.
Продолжение следует…
Автор:Евгений Федоров
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]