Паровой трактор и первое его применение в армии
---
Копия «телеги Кюньо», 2015 год
Первая паровая машина была изобретена голландским физиком Денни Папеном в XVII веке. Это был простейший механизм, представлявший собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался уже под давлением атмосферы. Первоначально применение новых паровых двигателей было гражданским. Вакуумные паровые машины, построенные в 1705 году английскими изобретателями Томасом Ньюкменом и Томасом Сивери, использовались для выкачивания воды из копей. Со временем паровые машины совершенствовались в разных странах, что способствовало появлению новых вариантов их использования.
К примеру, в 1769 году французским инженером и конструктором Николя Жозефом Кюньо был спроектирован прародитель всех автомобилей. Это был паровой автомобиль, который в те годы назвали паровой телегой Кюньо. По сути, это был прототип всех будущих машин и паровозов. Самодвижущаяся повозка достаточно быстро привлекла к себе внимание военных со всего мира. Хотя впервые массово в военном деле паровые двигатели начали использовать не на суше, а на флоте, где появились первые боевые пароходы. Постепенно совершенствовался и наземный паровой транспорт. В частности, во второй половине XIX века появилось сразу несколько достаточно успешных моделей паровых тракторов, которые использовались в армиях Великобритании и Российской империи.
Самодвижущаяся повозка Кюньо
Изобретение парового двигателя стало первым шагом на пути появления новой техники, которая затем изменила весь мир. В первую очередь речь идёт о паровозах и пароходах. При этом уже в XVIII веке появились и первые прообразы будущих автомобилей, правда, с паровым двигателем. А еще позже появятся и первый трактор с паровым двигателем, которому также найдется применение в гражданской жизни и в военном деле. При этом первым, кому удалось создать самодвижущуюся повозку, навсегда останется французский инженер Николя Жозеф Кюньо, который в 1769 году сконструировал и представил первый паровой автомобиль.
Машина была очень несовершенной и сегодня вызвала бы только улыбку. В новинке было больше от телеги, чем от современного автомобиля, но это всё равно был прорыв. Первый образец новой техники вошел в историю как «малая телега Кюньо». А уже в следующем 1770 году увидела свет и «большая телега Кюньо». При этом сам инженер называл свое детище не иначе как «Огненная телега». Общая длина первой паровой машины составляла 7,25 метра, ширина – до 2,3 метра, колесная база – 3,08 метра.
Схема паровой телеги Кюньо
Основой самодвижущейся повозки Кюньо была массивная деревянная рама из дуба на трёх колесах, не имеющих рессор. Переднее колесо являлось направляющим. Именно над ним был установлен массивный по размерам паровой котел. Диаметр котла, по некоторым данным, доходил до полутора метров. При общем весе в 2,8 тонны «большая телега Кюньо» обладала грузоподъемностью примерно 5 тонн, а максимальная скорость хода составляла 3-4 км/ч, то есть двигалась паровая машина со скоростью обычного пешехода.
Проект был передовым для своего времени, но из-за низкого уровня развития технологий во второй половине XVIII века имел массу проблем. К примеру, давления пара в котле хватало только на 12 минут движения, после чего паровой котел необходимо было снова заправлять водой и разжигать под ним костер. По сути, Кюньо создал, как бы сейчас сказали, демонстратор технологий. Это был экспериментальный образец, который невозможно было использовать в реальных дорожных условиях.
Примечательно, что уже первая паровая машина создавалась по заказу военных и для вполне определенной цели, которая затем станет основной и для многих паровых тракторов. В новой машине французские военные уже тогда видели паровой тягач для перевозки тяжелых артиллерийских систем. Таким образом, «огненная телега» Кюньо изначально предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.
Паровые трактора Бойделя и Бурелла
От появления идеи создания парового артиллерийского тягача до её реализации на практике прошло практически 100 лет. Хотя еще в 1822 году через полвека после появления проекта Кюньо патент на изобретение парового трактора оформил Давид Гордон. Предложенный Гордоном проект был первым проектом колесного парового трактора, но на практике он реализован не был, оставшись навсегда бумажным, как это часто и бывает со многими изобретениями. Именно по этой причине полноценный дебют паровых тракторов в армии состоялся только в 1856 году во время Крымской войны.
Во время войны британская армия использовала в Крыму паровые тракторы Бойделя. Военных данная разработка привлекла высокой проходимостью по местности. Для улучшения проходимости колеса трактора оснащались специальными широкими плитами, которые благодаря большой площади поверхности снижали давление на грунт. При этом интерес к подобным тракторам британцы не потеряли и после завершения конфликта. Опыты с тракторами Бойделя были продолжены и попали на страницы прессы. Известно, что новые паровые тракторы Бойделя проходили испытания даже в Гайд-парке и были публичными. При этом в английской прессе тех лет подчеркивалось, что машина отличается хорошей подвижностью, маневренностью, может разогнаться до скорости 4 мили в час на проселочной дороге и перевозить за собой груз массой от 60 до 70 тонн. Груз перевозился в пяти специально построенных для испытаний больших повозках.
По словам корреспондента, трактор мог перевозить в импровизированных вагонах до 160 солдат с полным снаряжением, разгоняясь по травяным лужайкам парка до 6 миль в час. Проведенные испытания удовлетворили военных, которые считали, что подобная техника окажется полезной в Индии и других отдаленных владениях Британской империи. Основным предназначением паровых тракторов в армии должна была стать перевозка орудий и боеприпасов.
Уже в 1871 году в Великобритании был построен еще один паровой трактор. На этот раз Буреллом, который изначально проектировал свою машину как трактор с паровым двигателем для омнибуса. Основным его предназначением должны были стать пассажирские перевозки. Тракторы Бурелла строились в достаточно больших количествах для своего времени и активно продавались на экспорт. Часть построенных образцов оказалась в Российской империи и Турции. Созданный Буреллом трактор был в состоянии тянуть на прицепе грузы массой до 37 тонн при собственном весе 10,5 тонны. В городских условиях такой трактор мог разогнаться до 8 миль в час (почти 13 км/ч). Но даже это был не рекорд скорости. Созданный и испытанный в октябре 1871 года трактор Рансома на коротких дистанциях демонстрировал скорость 32 км/ч, что было отличным результатом для самодвижущихся транспортных повозок тех лет.
Паровой трактор в русской армии
Впервые паровые тракторы были использованы в русской армии во время войны против Турции 1877-1878 годов. Они применялись для транспортировки орудий, а также перевозки различных военных грузов, при этом приоритетной и основной была именно транспортная задача. Паровой трактор, как выяснилось, хорошо заменял лошадей и оказался более рентабельным транспортным средством. При этом все созданные паровые тракторы в военном деле рассматривались исключительно как транспортные средства. Никакого желания использовать их в боевых условиях у военных не было, хотя изобретатели и предлагали свои проекты создания паровых боевых машин. Многие из этих проектов были прообразами будущих танков, но в металле они не реализовывались.
Возвращаясь к Русской Императорской армии, можно отметить, что в войне с турками использовались паровые тракторы в основном британского производства. Паровые тягачи, или, как их еще называли, дорожные локомотивы, как и многие высокотехнологичные товары, закупались в Великобритании. Зимой 1876-1877 годов Россия приобрела 10 тракторов разных моделей, в том числе шесть компании Aveling & Porter, три компании Clayton & Shuttleworth и один трактор компании Fowler.
Все эти тракторы были объединены в «Особую команду дорожных паровозов». По сути, это была первая в истории нашей армии моторизованная военно-транспортная часть. На протяжении всей военной кампании паровые машины использовались для снабжения фронта необходимым для ведения боевых действий имуществом, перевезя в общей сложности почти 9 тысяч тонн различных грузов. После войны технику перебросили в Туркестан, где дорожные локомотивы прослужили до 1881 года, пока не были окончательно списаны после выработки ресурса.
Паровой трактор Aveling & Porter, модель 1871 года
При этом широкого распространения в армии паровые тракторы никогда не имели. В начале XX века их достаточно быстро вытеснили новые машины более эффективной конструкции, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, конкурировать с которыми паровые двигатели не могли. Окончательно такой вид техники, которая все-таки использовалась в народном хозяйстве во многих странах, добили низкие цены на топливо, установившиеся после завершения Второй мировой войны.
Автор:Юферев СергейИспользованы фотографии:иллюстрации из книги «Танк». М.: Военное издательство МО СССР, 1947 г.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]