Не черните доброе имя российского охотника
---
Время быстротечно. Будущее открытие – осенняя охота, праздник охотничьей души. Много мне лет, а все так же страстно жду открытия охоты, как «любовник молодой минуты сладкого свидания».
Oхота, охота!
Сколько пытливых умов пытались постичь, что такое охота.
Влечение к охоте не может быть объяснено только материальным интересом.
Как правило, для городского охотника занятие охотой убыточно.
Добытый чирок или длинноногий коростель не оправдают затрат на оружие и боеприпасы, на машину и бензин, на содержание четвероногого друга.
А членские взносы, лицензии, путевки?
Не зря в старину говорили: «Ружье да уда кормят худо», а значит: «Не довольство, а охота тешит человека».
Глубоко прав охотник и поэт Евгений Евтушенко, написавший:
Охота – это вовсе не охота,
А что – я сам не знаю.
Это что-то,
Чего не можем сами мы постичь,
И сколько бы мы книжек не вкусили, –
Во всем его могуществе и силе
Зовет нас предков первобытный клич.
Охота в широком смысле –
это жизни повесть.
Свежий воздух, вольный ветер, таинственный шепот тростника, журчание воды и мерный плеск волны о борт лодки; раскаленные и мерцающие угольки охотничьего костра, язычки пламени, лижущие дрова, августовская ночь и звезды, загадочно подмигивающие в небе и первые проблески рассвета, появление полыхающей горбушки дневного светила – все это содержит в себе психическое оздоровление и ведет к обновлению души человека.
Увлечение охотой – это прежде всего общение с природой. Редкий художник, поэт или писатель не восхищался красотой природы и не воспел ее в своих творениях.
«Природа – вечный образец искусства», – писал В. Белинский. А с искусством и красотой надо обращаться бережно. И вот тут перед нами во весь рост встает проблема охотничьей этики.
Из всех трагических последствий реформенных лет самое тревожное – попрание элементарной порядочности, забвение традиций русской охоты, которые составляли и должны составлять основу нравственности и охотничьей этики.
Охотничья этика – совокупность норм поведения и морали людей, занимающихся охотой.
Как можно, взяв в руки ружье и убивая птиц и зверей, оставаться нравственным, вопрошают «охотоненавистники». Отвечаю: можно, если соблюдать правила и нормы поведения, выработанные нашими предками.
Этика охоты – это своего рода моральный кодекс охотника и мне хотелось бы о ней поговорить.
Вспоминаю об одном случае на весенней охоте. Сижу с профилями на гусей. Утро. Солнце. На поле появляются трое охотников и в метрах 200 от меня втыкают четыре кола, набрасывают маскировочную сеть и ныряют под нее. Немного подождав, направляюсь к ним.
На мое замечание, что это не по-охотничьи, и напоминание о этике, самый молодой из них взорвался: «Хватит, дед! Все учат, учат. Надоело!».
Тон, каким это было сказано, обезоружил меня. В нем было не столько грубости, как мне послышалось, а больше обиженных ноток. Действительно, дома учат, на работе тоже…
Поэтому я постараюсь в меру своих сил уйти от поучений и назиданий и не выступать ходячим источником прописных истин, а просто высказаться, зачем нам нужна охотничья этика.
Отправляясь на охоту, я всегда себя предупреждал: «Не навреди Матери-Природе». Срубленное деревцо, любопытства ради разоренное гнездо птицы, муравейник, небрежно брошенный окурок или оставленный костер – все это ведет к печальным последствиям.
А о застреленной от нечего делать птице и говорить не хочется. Кому из нас не приходилось с сожалением покидать полюбившееся место на берегу озера или милую сердцу и уютную лесную полянку, замусоренную до нас здесь побывавшими людьми и изрытую колесами джипа.
У сибирских охотников есть хорошая традиция – оставляя таежную избушку, позаботиться об охотнике, который в трудную минуту может сюда забрести. Такая забота – есть проявление настоящей культуры охотника.
Бывали случаи присвоения сбитой мною утки. Как тут поступить? В таких ситуациях всегда говорю: «Да, вы действительно ее сбили и она по праву ваша». И знаете, некоторые потом возвращали.
Я не люблю пустую стрельбу, особенно на авось. Каждый выстрел должен быть рабочим. Это вовсе не означает, что после него падает дичь. Но охотник все сделал правильно, выждал ее на дистанцию возможностей своего ружья. Это называется «стрельбой в меру».
Но если случился промах, не следует огорчаться. Если бы все наши выстрелы достигали цели, то сегодня уже не на кого было бы охотиться.
Долгожданное открытие охоты, и хочется пострелять. И некоторые охотники начинают палить на запредельные дистанции, стремясь опередить с выстрелом других, что портит охоту всем.
Культура и организация охоты у нас оставляют желать лучшего. Егеря или охотоведа порой не найти – и разбредаемся по угодьям кто куда, что приводит иногда к недоразумениям.
С вечера подготовил себе шалаш, утром кто-то опередил тебя или пришел позже, но, увидев, что место занято, начинает устраиваться неподалеку. Я в таких случаях приглашаю незадачливого охотника в укрытие или усаживаю к себе в лодку.
Если его попросить, он уйдет, но в поисках места будет бродить и испортит не одному охоту. Браниться не следует. Помните: мир так тесен, а человек приехал на охоту. Если можете, помогите ему.
В наше время на охоту стараются выезжать командой. Меньше затрат на бензин, кто-то берет на себя все хлопоты по организации охоты, да и безопаснее. Среди вас могут оказаться люди пожилого возраста и впервые приглашенные.
Постарайтесь уделять им больше внимания, не нагружайте заботой и не дергайте «ценными указаниями», а на охоте отведите им лучшие места.
Как относиться к гостям и приглашенным, можно судить по описанию Д. Вальцова, автора книги «Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича в с. Першино Тульской губернии»: «Нам, першинским, доставались худшие лазы, так как лучшие Великий Князь всегда предоставлял гостям».
Если гость допускает действия, портящие хозяевам настроение, то постарайтесь найти вежливую форму и подходящий момент его поправить. А будучи гостем, ведите себя так, чтобы пригласившие не испытывали неловкость от вашего присутствия.
При неудавшейся охоте не высказывайте своего разочарования, особенно критики действий хозяев, даже если она обоснованна. Умные и тактичные люди все поймут.
Не могу не затронуть и такой мелочи. Вы приглашены поохотиться с подружейной собакой, с животным. Всякое бывает.
Не пытайтесь воспитывать или наказывать чужую собаку, не высказывайтесь о ее бестолковости, хотя это может быть и справедливо. Своими действиями и словами вы больно делаете ее владельцу.
Оглядываясь на пройденную охотничью тропу, без хвастовства могу сказать: среди товарищей я почти всегда бывал самым удачливым. Свои трофеи не прятал в мешок, а старался поделиться с менее везучими, правда, делал это тактично, без чувства превосходства.
Несколько слов об отношении к добытым трофеям. Мои дед и отец с детства приучали меня относиться к ним с уважением. Не красит охотника, возвратившегося в лагерь, небрежно брошенная утка или утки, сваленные на дне лодки. Они намокли, растрепаны, перья и крылья дыбом.
А ведь птица и мертвая прекрасна. Она умерщвлена твоей рукой, ты победитель и уважай ее смерть. Подранки, они на охоте бывают. Если есть возможность – дострелите, если он отловлен собакой, немедленно прекратите страдания птицы. Только не колотите головой о приклад или, того хуже, прикладом по птице.
Есть немало способов, как это сделать. Хорошо иметь с собою фотоаппарат. Сфотографируйте свои трофеи, сфотографируйтесь даже с одной уткой. Утка будет съедена. А фотография напомнит о приятных минутах, пережитых на охоте.
Охота кончена. Накрыт стол в честь состоявшегося праздника. Неспешная беседа, вспоминаются и меткие выстрелы, и промахи, все располагает к откровенности, приятному и дружелюбному общению.
Я не ханжа и считаю, что рюмка–другая, пропущенные в такой обстановке, только усиливают впечатления от состоявшейся охоты, радость от всего пережитого. Выпивают на охоте «не для скрасу жизни, а радости большего усиления для».
Наслаждение усиливают аромат и вкус приготовленной дичи с запахом костра, струящийся дымок от сигареты, прикуренной от горящей ветки. Шутки, байки и охотничьи тосты.
К сожалению, в некоторых компаниях романтическое течение беседы прерывается чьим-то предложением проверить «востроту» глаза и твердость руки стрельбой по пустым бутылкам, аншлагам, вывескам и пролетающим чайкам.
Это уже признаки дурного тона, граничащие с хулиганством. Я о таких действиях своих компаньонов говорил: «Для этого есть стенд. Давайте организуемся и съездим, пользы будет больше».
Соблюдение норм охотничьей этики немыслимо без выполнения требований техники безопасности на охоте с ружьем. Хочется по-доброму всех предупредить: нарушение этих требований может привести к ранению или гибели человека.
Наша охота знает тому тьму примеров. Требования эти просты, необременительны, и привыкшему их выполнять приносят моральное удовлетворение.
Август. Легкая туманная дымка. Тишина. Чувства обострены и настроены на внезапную встречу с птицей. Утки иногда летят низко над камышом или «взрываются» из-под ног.
Вот тут и подстерегает беда охотника, поспешившего с выстрелом, может статься так, что напротив через протоку или луговину стоит другой охотник или тихо пробирается по зарослям.
Я взял себе за правило не стрелять ниже роста человека, не стрелять по неясно видимой цели. Может быть, это крадется такой же сжигаемый благородной страстью, как и я. Наши угодья не слишком обширны, а выезжающих на открытие довольно много. Вот и топчемся друг около друга.
Тут нужен глаз да глаз, чтобы самому не схлопотать в глаз. Я стараюсь найти такое место, откуда вокруг все видно. Выбрасываю чучела и жду свою жертву. Иногда азартные охотники начинают скрадывать мои чучела. Не торопитесь. Присмотритесь и легко поймете, что это «обманки».
Ружье заряжаю только став на место, а разряжаю сразу же после окончания охоты. Возвращение с заряженным ружьем к лагерю, в надежде, а вдруг налетит, чревато опасностью. В лагерной суете иногда забывается, что ружье еще заряжено.
Кто-то взял, не спросив разрешения, посмотреть ваше ружье. И какое его первое действие? Правильно – нажать на спусковой крючок. А так все хорошо начиналось. …
На открытии охоты по уткам (за ними и отправляется большинство городских охотников) я применяю патроны с дробью № 6 и 7. Птица молодая, перовая «одежонка» тоненькая и на 35–40 м поражается надежно.
Вспомните, как на траншейном стенде в упражнении спортинг спортсмены, играючи, вторым выстрелом поражают тарелочку «семеркой». Применять крупную дробь, надеясь достать подальше, – заблуждение. Ну, достанете.
Птица с отлетом валится за сотню метров в крепь и пропадает, ее надо найти. И лезет бедолага в непролазные кущи, а тем временем там, где он стоял ранее, утки пролетают и низко, и близко. Охотник начинает корить себя, да поздно.
Разговор об охотничьей этике – тема неисчерпаемая. Каждый из нас может привести массу примеров, когда другие охотники поступали вопреки здравому смыслу.
Давайте вместе, друзья мои, постараемся не делать того, что чернит доброе имя российского охотника. И тогда охота, общение с товарищами по увлечению будет настоящим праздником.
Автор: Виктор Гуров
Oхота, охота!
Сколько пытливых умов пытались постичь, что такое охота.
Влечение к охоте не может быть объяснено только материальным интересом.
Как правило, для городского охотника занятие охотой убыточно.
Добытый чирок или длинноногий коростель не оправдают затрат на оружие и боеприпасы, на машину и бензин, на содержание четвероногого друга.
А членские взносы, лицензии, путевки?
Не зря в старину говорили: «Ружье да уда кормят худо», а значит: «Не довольство, а охота тешит человека».
Глубоко прав охотник и поэт Евгений Евтушенко, написавший:
Охота – это вовсе не охота,
А что – я сам не знаю.
Это что-то,
Чего не можем сами мы постичь,
И сколько бы мы книжек не вкусили, –
Во всем его могуществе и силе
Зовет нас предков первобытный клич.
Охота в широком смысле –
это жизни повесть.
Свежий воздух, вольный ветер, таинственный шепот тростника, журчание воды и мерный плеск волны о борт лодки; раскаленные и мерцающие угольки охотничьего костра, язычки пламени, лижущие дрова, августовская ночь и звезды, загадочно подмигивающие в небе и первые проблески рассвета, появление полыхающей горбушки дневного светила – все это содержит в себе психическое оздоровление и ведет к обновлению души человека.
Увлечение охотой – это прежде всего общение с природой. Редкий художник, поэт или писатель не восхищался красотой природы и не воспел ее в своих творениях.
«Природа – вечный образец искусства», – писал В. Белинский. А с искусством и красотой надо обращаться бережно. И вот тут перед нами во весь рост встает проблема охотничьей этики.
Из всех трагических последствий реформенных лет самое тревожное – попрание элементарной порядочности, забвение традиций русской охоты, которые составляли и должны составлять основу нравственности и охотничьей этики.
Охотничья этика – совокупность норм поведения и морали людей, занимающихся охотой.
Как можно, взяв в руки ружье и убивая птиц и зверей, оставаться нравственным, вопрошают «охотоненавистники». Отвечаю: можно, если соблюдать правила и нормы поведения, выработанные нашими предками.
Этика охоты – это своего рода моральный кодекс охотника и мне хотелось бы о ней поговорить.
Вспоминаю об одном случае на весенней охоте. Сижу с профилями на гусей. Утро. Солнце. На поле появляются трое охотников и в метрах 200 от меня втыкают четыре кола, набрасывают маскировочную сеть и ныряют под нее. Немного подождав, направляюсь к ним.
На мое замечание, что это не по-охотничьи, и напоминание о этике, самый молодой из них взорвался: «Хватит, дед! Все учат, учат. Надоело!».
Тон, каким это было сказано, обезоружил меня. В нем было не столько грубости, как мне послышалось, а больше обиженных ноток. Действительно, дома учат, на работе тоже…
Поэтому я постараюсь в меру своих сил уйти от поучений и назиданий и не выступать ходячим источником прописных истин, а просто высказаться, зачем нам нужна охотничья этика.
Отправляясь на охоту, я всегда себя предупреждал: «Не навреди Матери-Природе». Срубленное деревцо, любопытства ради разоренное гнездо птицы, муравейник, небрежно брошенный окурок или оставленный костер – все это ведет к печальным последствиям.
А о застреленной от нечего делать птице и говорить не хочется. Кому из нас не приходилось с сожалением покидать полюбившееся место на берегу озера или милую сердцу и уютную лесную полянку, замусоренную до нас здесь побывавшими людьми и изрытую колесами джипа.
У сибирских охотников есть хорошая традиция – оставляя таежную избушку, позаботиться об охотнике, который в трудную минуту может сюда забрести. Такая забота – есть проявление настоящей культуры охотника.
Бывали случаи присвоения сбитой мною утки. Как тут поступить? В таких ситуациях всегда говорю: «Да, вы действительно ее сбили и она по праву ваша». И знаете, некоторые потом возвращали.
Я не люблю пустую стрельбу, особенно на авось. Каждый выстрел должен быть рабочим. Это вовсе не означает, что после него падает дичь. Но охотник все сделал правильно, выждал ее на дистанцию возможностей своего ружья. Это называется «стрельбой в меру».
Но если случился промах, не следует огорчаться. Если бы все наши выстрелы достигали цели, то сегодня уже не на кого было бы охотиться.
Долгожданное открытие охоты, и хочется пострелять. И некоторые охотники начинают палить на запредельные дистанции, стремясь опередить с выстрелом других, что портит охоту всем.
Культура и организация охоты у нас оставляют желать лучшего. Егеря или охотоведа порой не найти – и разбредаемся по угодьям кто куда, что приводит иногда к недоразумениям.
С вечера подготовил себе шалаш, утром кто-то опередил тебя или пришел позже, но, увидев, что место занято, начинает устраиваться неподалеку. Я в таких случаях приглашаю незадачливого охотника в укрытие или усаживаю к себе в лодку.
Если его попросить, он уйдет, но в поисках места будет бродить и испортит не одному охоту. Браниться не следует. Помните: мир так тесен, а человек приехал на охоту. Если можете, помогите ему.
В наше время на охоту стараются выезжать командой. Меньше затрат на бензин, кто-то берет на себя все хлопоты по организации охоты, да и безопаснее. Среди вас могут оказаться люди пожилого возраста и впервые приглашенные.
Постарайтесь уделять им больше внимания, не нагружайте заботой и не дергайте «ценными указаниями», а на охоте отведите им лучшие места.
Как относиться к гостям и приглашенным, можно судить по описанию Д. Вальцова, автора книги «Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича в с. Першино Тульской губернии»: «Нам, першинским, доставались худшие лазы, так как лучшие Великий Князь всегда предоставлял гостям».
Если гость допускает действия, портящие хозяевам настроение, то постарайтесь найти вежливую форму и подходящий момент его поправить. А будучи гостем, ведите себя так, чтобы пригласившие не испытывали неловкость от вашего присутствия.
При неудавшейся охоте не высказывайте своего разочарования, особенно критики действий хозяев, даже если она обоснованна. Умные и тактичные люди все поймут.
Не могу не затронуть и такой мелочи. Вы приглашены поохотиться с подружейной собакой, с животным. Всякое бывает.
Не пытайтесь воспитывать или наказывать чужую собаку, не высказывайтесь о ее бестолковости, хотя это может быть и справедливо. Своими действиями и словами вы больно делаете ее владельцу.
Оглядываясь на пройденную охотничью тропу, без хвастовства могу сказать: среди товарищей я почти всегда бывал самым удачливым. Свои трофеи не прятал в мешок, а старался поделиться с менее везучими, правда, делал это тактично, без чувства превосходства.
Несколько слов об отношении к добытым трофеям. Мои дед и отец с детства приучали меня относиться к ним с уважением. Не красит охотника, возвратившегося в лагерь, небрежно брошенная утка или утки, сваленные на дне лодки. Они намокли, растрепаны, перья и крылья дыбом.
А ведь птица и мертвая прекрасна. Она умерщвлена твоей рукой, ты победитель и уважай ее смерть. Подранки, они на охоте бывают. Если есть возможность – дострелите, если он отловлен собакой, немедленно прекратите страдания птицы. Только не колотите головой о приклад или, того хуже, прикладом по птице.
Есть немало способов, как это сделать. Хорошо иметь с собою фотоаппарат. Сфотографируйте свои трофеи, сфотографируйтесь даже с одной уткой. Утка будет съедена. А фотография напомнит о приятных минутах, пережитых на охоте.
Охота кончена. Накрыт стол в честь состоявшегося праздника. Неспешная беседа, вспоминаются и меткие выстрелы, и промахи, все располагает к откровенности, приятному и дружелюбному общению.
Я не ханжа и считаю, что рюмка–другая, пропущенные в такой обстановке, только усиливают впечатления от состоявшейся охоты, радость от всего пережитого. Выпивают на охоте «не для скрасу жизни, а радости большего усиления для».
Наслаждение усиливают аромат и вкус приготовленной дичи с запахом костра, струящийся дымок от сигареты, прикуренной от горящей ветки. Шутки, байки и охотничьи тосты.
К сожалению, в некоторых компаниях романтическое течение беседы прерывается чьим-то предложением проверить «востроту» глаза и твердость руки стрельбой по пустым бутылкам, аншлагам, вывескам и пролетающим чайкам.
Это уже признаки дурного тона, граничащие с хулиганством. Я о таких действиях своих компаньонов говорил: «Для этого есть стенд. Давайте организуемся и съездим, пользы будет больше».
Соблюдение норм охотничьей этики немыслимо без выполнения требований техники безопасности на охоте с ружьем. Хочется по-доброму всех предупредить: нарушение этих требований может привести к ранению или гибели человека.
Наша охота знает тому тьму примеров. Требования эти просты, необременительны, и привыкшему их выполнять приносят моральное удовлетворение.
Август. Легкая туманная дымка. Тишина. Чувства обострены и настроены на внезапную встречу с птицей. Утки иногда летят низко над камышом или «взрываются» из-под ног.
Вот тут и подстерегает беда охотника, поспешившего с выстрелом, может статься так, что напротив через протоку или луговину стоит другой охотник или тихо пробирается по зарослям.
Я взял себе за правило не стрелять ниже роста человека, не стрелять по неясно видимой цели. Может быть, это крадется такой же сжигаемый благородной страстью, как и я. Наши угодья не слишком обширны, а выезжающих на открытие довольно много. Вот и топчемся друг около друга.
Тут нужен глаз да глаз, чтобы самому не схлопотать в глаз. Я стараюсь найти такое место, откуда вокруг все видно. Выбрасываю чучела и жду свою жертву. Иногда азартные охотники начинают скрадывать мои чучела. Не торопитесь. Присмотритесь и легко поймете, что это «обманки».
Ружье заряжаю только став на место, а разряжаю сразу же после окончания охоты. Возвращение с заряженным ружьем к лагерю, в надежде, а вдруг налетит, чревато опасностью. В лагерной суете иногда забывается, что ружье еще заряжено.
Кто-то взял, не спросив разрешения, посмотреть ваше ружье. И какое его первое действие? Правильно – нажать на спусковой крючок. А так все хорошо начиналось. …
На открытии охоты по уткам (за ними и отправляется большинство городских охотников) я применяю патроны с дробью № 6 и 7. Птица молодая, перовая «одежонка» тоненькая и на 35–40 м поражается надежно.
Вспомните, как на траншейном стенде в упражнении спортинг спортсмены, играючи, вторым выстрелом поражают тарелочку «семеркой». Применять крупную дробь, надеясь достать подальше, – заблуждение. Ну, достанете.
Птица с отлетом валится за сотню метров в крепь и пропадает, ее надо найти. И лезет бедолага в непролазные кущи, а тем временем там, где он стоял ранее, утки пролетают и низко, и близко. Охотник начинает корить себя, да поздно.
Разговор об охотничьей этике – тема неисчерпаемая. Каждый из нас может привести массу примеров, когда другие охотники поступали вопреки здравому смыслу.
Давайте вместе, друзья мои, постараемся не делать того, что чернит доброе имя российского охотника. И тогда охота, общение с товарищами по увлечению будет настоящим праздником.
Автор: Виктор Гуров
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]