Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (1 часть)
---
1) Наступил ХХ век, в начале которого Россия стала непосредственным участников первой мировой войны 1914-1918 гг., коренным образом девальвировавшей ценность человеческой жизни по всему тогдашнему миру и положившей конец т.н. "прекрасной эпохе" с золотым веком автомобилестроения, крупных достижений мировой науки и культуры (та же самая "Россия, которую мы потеряли", только в мировых масштабах во всех воюющих странах). В нашей стране события перешли в две революции, а затем отгремела гражданская война. Так Россия, взявшая в руки винтовку в 1914 году, и проходила с ней до 1922-1923 гг., т.е. почти 10 лет.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура в лице конструктивизма, когда в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
2) Материалов по данной теме у меня набралось на 3 поста в общей сложности в 100 снимков, поэтому решил данный доклад разбить на 3 равные части, благо, в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок). Иваново в период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Карта общего путеводителя по конструктивизму в Иваново. В 1 части - конструктивизм от жд-вокзала до "дома-подковы".
3) Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
4) Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
5) Дополнение по тему архитектуры авангарда - нереализованный проект Памятнику III Коммунистического интернационала. Оригинал фото здесь
6) Теоретик искусства Александр Ган провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….»
(В. Маяковский)
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
(В. Маяковский в очерке о французской живописи).
Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
7) В советской России 20-х гг. жилые конструктивистские кварталы для рабочих проектировались и строились по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы.
8) Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы», отстаивавшие своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
9) В 1920-е гг. Иваново воспринимался в качестве "третьей пролетарской столицей" РСФСР, оттого и многие здания проектировали выдающиеся архитекторы (братья Веснины, Разов, Каверин).
Теперь посмотрим отдельно здания в этом стиле.
В Иваново находится единственный в России крупный ж/д вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1930-1934 гг. архитектором В. Каверинского ( в Костроме тоже вокзал в этом стиле, но сильно переделанный реконструкцией в начале 1980-х гг., отчего он напоминает больше уже "брежневку"). На момент открытия это было 7 по размеру здание в СССР.
10) Подчёркнутый геометризм объёмов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых.
11) Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольным бетонным козырьком, как бы прорезающим объём эркеров.
12) Внутреннее убранство.
13)
14)
15) Бывший Дом Культуры железнодорожников, сейчас здесь - выставочный зал народного творчества (ул. Карла Маркса, 62).
16) Пересечение Пограничного переулка и Октябрьской улицы. 208-квартирный жилой дом Губжилсоюза, построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитектора В. Панкова и группой архитекторов московского объединения АСНОВА, т.н. "Ассоциации новых архитекторов" (Г.И.Глущенко, Ю.К.Спасский, А.Я.Карра, В.А.Лавров).
17) 187–квартирный дом Второго рабочего посёлка 1931 года постройки местного ивановоского архитектора Василия Панкова.
После окончания Гражданской войны население Иваново-Вознесенска начало расти быстрыми темпами (с 52 тысяч в 1920 году до 130 тысяч в 1926-м). Остро встала проблема с жильём. Для решения жилищной проблемы по всей стране начали создаваться рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ). Постановление ЦИК и СНК СССР в 1924 году им безвозмездно выделялась земля. Одним РЖСКТ в Иванове стал "Второй рабочий посёлок", образованный в 1924 году.
18)
19)
20) 2-этажный дом с башенкой обсерватории из красного кирпича и оштукатуренными серыми вставками. Сейчас здесь школа, а здание называется "дом-птица", построенное в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова.
21) "Дом -корабль" 19290-1930-х гг. по адресу проспект Ленина 49 является постройкой работы архитектора Даниила Фридмана по заказу РЖСКТ «Второй рабочий посёлок». Это яркий памятник архитектуры 1920-х годов, в его архитектуре проявились символико-романтические поиски, характерные для того времени. Облик главного 5-этажного корпуса напоминает корабль: скошенный торец и подходящая к нему скруглённая стена имитируют нос корабля, а восьмиэтажная башня на противоположном торце — корму, две галереи балконов опоясывают фасад словно палубы, сплошное остекление первого этажа, имитирующее водную гладь, отделяет «корабль» от земли. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы.
22) Корма "дома-корабля". Стены кирпичные, в главном корпусе оштукатурены и окрашены в бордовый цвет, но изначально главный корпус был окрашен в светло-серый цвет, за исключением двух последних этажей восьмиэтажной части. В первом этаже частично применён каркас, над магазинами железобетонные перекрытия, остальные — смешанные. Первый этаж главного корпуса имеет сплошное остекление.
23) Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных
24)
25) А это вспомогательный корпус, относящийся к комплексу "дома-корабля", называемый "домом-баржей", который предназначался для заселения рабочими, в то время, как главный комплекс для членов партии.
26)
27) По улице Громобоя, 13 находится 104-квартирный "дом-подкова" для сотрудников Объединённого Государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) архитектора Василия Панакова в 1932-1934 гг. В плане здание образует полукруг. Необычная форма здания не являлась задумкой ивановского архитектора, а была продиктована требованием заказчика сделать постройку как можно более компактной.
28) Несущие стены из силикатного кирпича (частично проёмы между окнами выполнены в красном кирпиче).
29)
30)
31)
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура в лице конструктивизма, когда в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
2) Материалов по данной теме у меня набралось на 3 поста в общей сложности в 100 снимков, поэтому решил данный доклад разбить на 3 равные части, благо, в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок). Иваново в период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Карта общего путеводителя по конструктивизму в Иваново. В 1 части - конструктивизм от жд-вокзала до "дома-подковы".
3) Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
4) Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
5) Дополнение по тему архитектуры авангарда - нереализованный проект Памятнику III Коммунистического интернационала. Оригинал фото здесь
6) Теоретик искусства Александр Ган провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….»
(В. Маяковский)
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
(В. Маяковский в очерке о французской живописи).
Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
7) В советской России 20-х гг. жилые конструктивистские кварталы для рабочих проектировались и строились по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы.
8) Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы», отстаивавшие своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
9) В 1920-е гг. Иваново воспринимался в качестве "третьей пролетарской столицей" РСФСР, оттого и многие здания проектировали выдающиеся архитекторы (братья Веснины, Разов, Каверин).
Теперь посмотрим отдельно здания в этом стиле.
В Иваново находится единственный в России крупный ж/д вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1930-1934 гг. архитектором В. Каверинского ( в Костроме тоже вокзал в этом стиле, но сильно переделанный реконструкцией в начале 1980-х гг., отчего он напоминает больше уже "брежневку"). На момент открытия это было 7 по размеру здание в СССР.
10) Подчёркнутый геометризм объёмов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых.
11) Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольным бетонным козырьком, как бы прорезающим объём эркеров.
12) Внутреннее убранство.
13)
14)
15) Бывший Дом Культуры железнодорожников, сейчас здесь - выставочный зал народного творчества (ул. Карла Маркса, 62).
16) Пересечение Пограничного переулка и Октябрьской улицы. 208-квартирный жилой дом Губжилсоюза, построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитектора В. Панкова и группой архитекторов московского объединения АСНОВА, т.н. "Ассоциации новых архитекторов" (Г.И.Глущенко, Ю.К.Спасский, А.Я.Карра, В.А.Лавров).
17) 187–квартирный дом Второго рабочего посёлка 1931 года постройки местного ивановоского архитектора Василия Панкова.
После окончания Гражданской войны население Иваново-Вознесенска начало расти быстрыми темпами (с 52 тысяч в 1920 году до 130 тысяч в 1926-м). Остро встала проблема с жильём. Для решения жилищной проблемы по всей стране начали создаваться рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ). Постановление ЦИК и СНК СССР в 1924 году им безвозмездно выделялась земля. Одним РЖСКТ в Иванове стал "Второй рабочий посёлок", образованный в 1924 году.
18)
19)
20) 2-этажный дом с башенкой обсерватории из красного кирпича и оштукатуренными серыми вставками. Сейчас здесь школа, а здание называется "дом-птица", построенное в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова.
21) "Дом -корабль" 19290-1930-х гг. по адресу проспект Ленина 49 является постройкой работы архитектора Даниила Фридмана по заказу РЖСКТ «Второй рабочий посёлок». Это яркий памятник архитектуры 1920-х годов, в его архитектуре проявились символико-романтические поиски, характерные для того времени. Облик главного 5-этажного корпуса напоминает корабль: скошенный торец и подходящая к нему скруглённая стена имитируют нос корабля, а восьмиэтажная башня на противоположном торце — корму, две галереи балконов опоясывают фасад словно палубы, сплошное остекление первого этажа, имитирующее водную гладь, отделяет «корабль» от земли. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы.
22) Корма "дома-корабля". Стены кирпичные, в главном корпусе оштукатурены и окрашены в бордовый цвет, но изначально главный корпус был окрашен в светло-серый цвет, за исключением двух последних этажей восьмиэтажной части. В первом этаже частично применён каркас, над магазинами железобетонные перекрытия, остальные — смешанные. Первый этаж главного корпуса имеет сплошное остекление.
23) Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных
24)
25) А это вспомогательный корпус, относящийся к комплексу "дома-корабля", называемый "домом-баржей", который предназначался для заселения рабочими, в то время, как главный комплекс для членов партии.
26)
27) По улице Громобоя, 13 находится 104-квартирный "дом-подкова" для сотрудников Объединённого Государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) архитектора Василия Панакова в 1932-1934 гг. В плане здание образует полукруг. Необычная форма здания не являлась задумкой ивановского архитектора, а была продиктована требованием заказчика сделать постройку как можно более компактной.
28) Несущие стены из силикатного кирпича (частично проёмы между окнами выполнены в красном кирпиче).
29)
30)
31)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]