Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции  (1 часть)
04.01.2017 861 0 0 kirill-moiseev

Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (1 часть)

---
0
В закладки
1) Наступил ХХ век, в начале которого Россия стала непосредственным участников первой мировой войны 1914-1918 гг., коренным образом девальвировавшей ценность человеческой жизни по всему тогдашнему миру и положившей конец т.н. "прекрасной эпохе" с золотым веком автомобилестроения, крупных достижений мировой науки и культуры (та же самая "Россия, которую мы потеряли", только в мировых масштабах во всех воюющих странах). В нашей стране события перешли в две революции, а затем отгремела гражданская война. Так Россия, взявшая в руки винтовку в 1914 году, и проходила с ней до 1922-1923 гг., т.е. почти 10 лет.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура в лице конструктивизма, когда в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
IMG_0843.JPG

2) Материалов по данной теме у меня набралось на 3 поста в общей сложности в 100 снимков, поэтому решил данный доклад разбить на 3 равные части, благо, в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок). Иваново в период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Карта общего путеводителя по конструктивизму в Иваново. В 1 части - конструктивизм от жд-вокзала до "дома-подковы".
IMG_0794.PNG

3) Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
IMG_0820.JPG

4) Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
IMG_0826.JPG

5) Дополнение по тему архитектуры авангарда - нереализованный проект Памятнику III Коммунистического интернационала. Оригинал фото здесь
tb2.jpg

6) Теоретик искусства Александр Ган провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….» 
(В. Маяковский) 

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
(В. Маяковский в очерке о французской живописи).

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
IMG_0814.JPG

7) В советской России 20-х гг. жилые конструктивистские кварталы для рабочих проектировались и строились по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы. 
IMG_0815.JPG

8) Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы», отстаивавшие своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
IMG_0816.JPG

9) В 1920-е гг. Иваново воспринимался в качестве "третьей пролетарской столицей" РСФСР, оттого и многие здания проектировали выдающиеся архитекторы (братья Веснины, Разов, Каверин).
Теперь посмотрим отдельно здания в этом стиле.
В Иваново находится единственный в России крупный ж/д вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1930-1934 гг. архитектором В. Каверинского ( в Костроме тоже вокзал в этом стиле, но сильно переделанный реконструкцией в начале 1980-х гг., отчего он напоминает больше уже "брежневку"). На момент открытия это было 7 по размеру здание в СССР.
IMG_0809.JPG

10) Подчёркнутый геометризм объёмов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых.
dYFXYhv9vZ0.jpg

11) Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольным бетонным козырьком, как бы прорезающим объём эркеров.
IMG_0808.JPG

12) Внутреннее убранство.
IMG_0806.JPG

13)
IMG_0807.JPG

14)
IMG_0908.JPG

15) Бывший Дом Культуры железнодорожников, сейчас здесь - выставочный зал народного творчества (ул. Карла Маркса, 62).
IMG_0804.JPG

16) Пересечение Пограничного переулка и Октябрьской улицы. 208-квартирный жилой дом Губжилсоюза, построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитектора В. Панкова и группой архитекторов московского объединения АСНОВА, т.н. "Ассоциации новых архитекторов" (Г.И.Глущенко, Ю.К.Спасский, А.Я.Карра, В.А.Лавров).
IMG_0813.JPG

17) 187–квартирный дом Второго рабочего посёлка 1931 года постройки местного ивановоского архитектора Василия Панкова.
После окончания Гражданской войны население Иваново-Вознесенска начало расти быстрыми темпами (с 52 тысяч в 1920 году до 130 тысяч в 1926-м). Остро встала проблема с жильём. Для решения жилищной проблемы по всей стране начали создаваться рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ). Постановление ЦИК и СНК СССР в 1924 году им безвозмездно выделялась земля. Одним РЖСКТ в Иванове стал "Второй рабочий посёлок", образованный в 1924 году.
IMG_0805.JPG

18)
IMG_0812.JPG

19)
IMG_0817.JPG

20) 2-этажный дом с башенкой обсерватории из красного кирпича и оштукатуренными серыми вставками. Сейчас здесь школа, а здание называется "дом-птица", построенное в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова.
IMG_0818.JPG

21) "Дом -корабль" 19290-1930-х гг. по адресу проспект Ленина 49 является постройкой работы архитектора Даниила Фридмана по заказу РЖСКТ «Второй рабочий посёлок». Это яркий памятник архитектуры 1920-х годов, в его архитектуре проявились символико-романтические поиски, характерные для того времени. Облик главного 5-этажного корпуса напоминает корабль: скошенный торец и подходящая к нему скруглённая стена имитируют нос корабля, а восьмиэтажная башня на противоположном торце — корму, две галереи балконов опоясывают фасад словно палубы, сплошное остекление первого этажа, имитирующее водную гладь, отделяет «корабль» от земли. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы.
vTBLlCFMuMI.jpg

22) Корма "дома-корабля". Стены кирпичные, в главном корпусе оштукатурены и окрашены в бордовый цвет, но изначально главный корпус был окрашен в светло-серый цвет, за исключением двух последних этажей восьмиэтажной части. В первом этаже частично применён каркас, над магазинами железобетонные перекрытия, остальные — смешанные. Первый этаж главного корпуса имеет сплошное остекление.
IMG_0823.JPG

23) Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных
IMG_0822.JPG

24)
IMG_0819.JPG

25) А это вспомогательный корпус, относящийся к комплексу "дома-корабля", называемый "домом-баржей", который предназначался для заселения рабочими, в то время, как главный комплекс для членов партии.
IMG_0821.JPG

26)
IMG_0824.JPG

27) По улице Громобоя, 13 находится 104-квартирный "дом-подкова" для сотрудников Объединённого Государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) архитектора Василия Панакова в 1932-1934 гг. В плане здание образует полукруг. Необычная форма здания не являлась задумкой ивановского архитектора, а была продиктована требованием заказчика сделать постройку как можно более компактной.
IMG_0834.JPG

28) Несущие стены из силикатного кирпича (частично проёмы между окнами выполнены в красном кирпиче).
IMG_0827.JPG

29)
IMG_0828.JPG

30)
IMG_0830.JPG

31)
IMG_0833.JPGуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]