Просил командование о помощи и был назначен виновным: Что замалчивали о 6-ой роте в Чечне
---
Двадцать лет прошло со времени подвига 6-й роты — со времени подвига псковских десантников, до конца державших свои позиции. До конца своих жизней. И в этом подвиге отразился весь русский солдат за тысячу лет его истории.
Автор:
Цыганов Александр
"Уже намъ некамо ся дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамимъ земле Руские, но ляжемъ костьми, мертвыи бо срама не имамъ. Аще ли побегнемъ, срамъ имамъ. Не имамъ убежати, но станемъ крепко. Азъ же предъ вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите собою", — с этих слов великого князя Святослава в битве под Аркадиополем начинается русская воинская история. Это вообще первая запись в русских летописях, донёсшая до нас не только ход и итоги боестолкновения, но и тот дух, с которым выходили на поле брани русские бойцы. Это было весной 970 года, ровно 1050 лет назад.
Подвиг русских солдат останется в веках....
А ровно 20 лет назад, 1 марта 2000 года, завершилась битва, в которой командиры не говорили подобных слов. Но бой проходил ровно по тем же канонам, что и тот, больше тысячи лет назад. Русские солдаты снова стали крепко, стали один против двадцати пяти. И легли костьми, не убежав и не отступив. Легли почти все, а командиры их легли все, но подвиг их тоже останется в веках. Ибо они были и остались навсегда русскими солдатами…
Бой у высоты 776,0
Бой на рубеже Улус-Керта — Сельментаузена 29 февраля и 1 марта 2000 года в эти дни описан неоднократно. Принятая ныне версия его заключается в следующем.
Блокированная 9 февраля в ходе успешного наступления федеральных войск во время Второй чеченской войны группировка боевиков пыталась вырваться из окружения. После окончательной в той войне крупной битвы за Шатой 22-29 февраля уцелевшим боевиками и арабским наёмникам ничего более не оставалось, как прорываться с боем.
Одна из двух крупных группировок, шедшая под руководством Хаттаба через Улус-Керт, натолкнулась на опорный пункт на высоте 776,0, который занимала 6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. Первоначальные попытки убедить десантников пропустить боевиков, а также попытки подкупить их успеха не имели. Тогда террористы пошли на штурм, невзирая на потери.
Боевики под руководством Хаттаба пошли на штурм опорного пункта на высоте 776,0, который защищали псковские десантники..
Почему выжили, нет смысла разбираться, да и мы — не эпические злые особисты из песенного и киношного фольклора. Кому-то приказал уходить офицер, оставшийся прикрывать мальчишек, кто-то уцелел в составе расстрелянного боевиками 3-го взвода, кто-то раненым или контуженным выбрался с поля уже завершившегося боя. Некому судить этих ребят, даже если молва находит обстоятельства их спасения подозрительными. Они там были, в этом аду, не мы. А государство их подвиг признало: один, Александр Супонинский, получил звезду Героя России, остальные — ордена Мужества.
Жизнь их в дальнейшем сложилась по-разному. Александр Супонинский долго не мог найти работу в родном Татарстане. Говорят, мешало как раз звание Героя, ведь таковым положено немало льгот. Сменил несколько временных мест работы, едва не запил. Но всё же потом дела наладились, поработал в службе безопасности компании "Татнефть", в полиции.
Роман Христолюбов из Вятки занялся бизнесом, он — исполнительный директор строительной фирмы.
Алексей Комаров живёт близ Ижевска и работает на Ижмаше, на производстве автоматов Калашникова.
Андрей Поршнев живёт в Архангельске, чем занимается, точно неизвестно.
Евгений Владыкин сменил несколько профессий, сегодня служит пожарным в райцентре Балезино в Удмуртии.
Вадим Тимошенко живёт в Санкт-Петербурге. Чем занимается, установить не удалось.
Могло ли быть по-другому?
Как всегда после подобных потерь, начались разборки: кто в них виноват и что можно было сделать, чтобы их не случилось. И, как водится, виновных нашлось много, начиная от уцелевших бойцов — по тому принципу из песни: "А почему ты в том танке не сгорел?" — и заканчивая некими генералами, у которых боевики за 17 миллионов купили проход. А несчастная рота то ли не знала об этом (естественно, не знала), то ли была целенаправленно брошена в пасть целой бригаде не последних в этом мире воинов, дабы сделка не была видна столь явно.
Русские солдаты на высоте 776,0 вели себя как герои. Точнее, они и были герои. Ещё точнее, они и есть герои. И останутся ими навсегда..
Частично в тот же ряд виновных помещается авиация — мол, два вертолёта прилетали, но мало что сделали и улетели, сославшись на наступавшую темноту, — и командование полка, отдавшее неправильный приказ и не обеспечившее своевременную помощь, и вышестоящее командование ВДВ, тоже приказывавшее что-то не то и не так.
Это закономерно: только у победы много отцов. Но и тут ряд недочётов и ошибок признал даже президент России Владимир Путин, явно располагающий всем массивом засекреченной для публики информации. Однако виноватым из многих виновных был признан лишь командир 104-го полка Сергей Мелентьев, переведённый с понижением на другое место службы и всего через два года скончавшийся от сердечного приступа. Хотя это именно он несколько раз просил то самое вышестоящее командование разрешить 6-й роте отойти…
Наверное, и это нужно — искать виновных, чтобы извлечь уроки на будущее. Но не стоит это делать громко. Это удел профессионалов, способных хладнокровно, без эмоций разобрать по косточкам и ход боя, и роль каждого в нём и во всех сопутствовавших обстоятельствах. Однако при любом суждении холодного профессионального мозга всё равно останется одно: русские солдаты на высоте 776,0 вели себя как герои. Точнее, они и были герои. Ещё точнее, они и есть герои. И останутся ими навсегда.
И мёртвые сраму не имут…
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]