Лейтенанты, именами которых были названы корабли
---
Продолжим вспоминать героев нашего флота, а то на слуху только гыгыканье по поводу самозатопления российских кораблей, хотя среди флотов других стран таких примеров куча. Посмотрим, много ли среди них такой непреклонной силы духа.
Я хотел показать изображение миноносца "Страшный", но не нашёл, повсюду снимки его "сына", построенного через несколько лет под этим же именем, поэтому привожу открытку со снимком миноносца "Стерегущий", его копии не только по конструкции но и по страшной и героической судьбе.
Фигурки людей дают представление о его размерах. Брони не было, вооружение - одна 75мм пушка и три 47мм. Два поворотных торпедных аппарата на палубе в кормовой части. А ещё на "Страшном" была нештатная митральеза , предшественник пулемётов.
Не знаю, чья это была идея, но первоначально многие российские миноносцы носили какие-то забавные птичьи и рыбьи имена - "Рябчик", "Сардинка", "Какаду", "Петух" и т.п. Наш герой носил имя "Скворец". Но потом флотское начальство спохватилось и "Скворец" стал "Страшным". Другие его собратья тоже получили более боевые имена.
Неразбериха была и с классификацией. То их называли миноносцами, то контрминоносцами или истребителями, а то и эскадренными миноносцами. "Страшный" был построен в Петербурге, по частям перевезён в Порт-Артур и там вновь собран. Вошёл в строй 1 марта 1904 года, а уже 31-го вписал своё имя в историю российского флота.
Командиром миноносца на тот момент был капитан 2 ранга Юрасовский Константин Константинович, вахтенный начальник, он же артиллерийский офицер - лейтенант Малеев Ермий Александрович, обязанности минного офицера временно исполнял мичман Акинфиев Андрей Михайлович, судовой механик - младший инженер-механик Дмитриев Павел Михайлович. Именами всех их, кроме Акинфиева, были названы впоследствии новые боевые корабли, да и имя миноносца "Страшный" переходило по наследству его потомкам.
О Дмитриеве я уже писал ранее, поговорим теперь о Малееве. Он окончил Морской кадетский корпус в 1898 году. Вот он на фото среди товарищей под номером 1. Чтобы лучше рассмотреть, можно кликнуть по снимку:
Почему отмечены ещё двое ? Под номером 2 - Ульянов Владимир, только Фёдорович. Под номером 3 - Ленин Анатолий Васильевич. Вот такая ухмылка истории.
А вот найти фото Малеева уже офицером стоило мне немало трудов, все есть, а его никак поисковики не отыскивают. И всё же с большим удовлетворением после часа копания в интернете я такой снимок нашёл. Вот сделанный мною скрин со страницы одного дореволюционного журнала:
Его друг, ставший впоследствии генерал-лейтенантом В. Ф. Берг вспоминал: «…Всегда бодрый, здоровенный, отличный товарищ и чуждый какого бы то ни было пессимизма…»
Так что же произошло 31 марта 1904 года? Группа наших миноносцев двумя колоннами вышла на разведку к островам Эллиот. Обычно, когда корабли идут колонной в ночное время, на корме включаются кильватерные огни, помогающие выдерживать строй. Сектор освещения их довольно узок - до 10 градусов. В ту ночь была очень плохая погода с низкой видимостью, кроме того кильватерные огни для маскировки были выключены.
"Страшный" шедший последним в своей колонне, отстал. Под утро была замечена такая же колонна и в условиях ещё недостаточной видимости командир по ошибке принял японские корабли за свои. После поднятия своих позывных, четыре вражеских эсминца и два появившихся крейсера открыли огонь. И первый же шестидюймовый снаряд попал в носовое орудие, погиб и Юрасовский. Да посмотрите на снимок - куда там денешься?
В командование вступил Малеев. Яростно отстреливаясь из уцелевших пушек, миноносец развил максимальную скорость и попытался уйти. Японцы кинулись в погоню. Выстрелом из торпедного аппарата удалось остановить один из крейсеров, но перевес сил был слишком велик, а судьба неблагосклонна к нашему кораблю. Один из вражеских снарядов попал в торпедный аппарат с находившейся в нём торпедой. Взрыв развортил всю кормовую часть миноносца, убил всех находившихся поблизости , вывел из строя машины.
Ход был потерян. Японские корабли подошли к "Страшному" на расстояние 70-80 метров и стали расстреливать его в упор. Лейтенант Малеев до конца продолжал отстреливаться из 25-мм митральезы Норденфельда, ранее снятой им самим с затопленного японского брандера. Это предшественник пулемётов, только многоствольный, а механизм действует не использованием энергии пороховых газов или электропривода, как в более поздние времена, а за счёт вращения вручную специальной рукояти привода.
Каково стоять под градом снарядов, одновременно наводя стволы на противника и вращая эту рукоять? Малеев погиб от прямого попадания снаряда. Ни о какой сдаче не шло и речи. Потеряв всех четверых офицеров и почти всю команду, миноносец начал погружаться в море. К этому моменту подошёл крейсер "Баян". Разогнав японские миноносцы, удалось поднять из воды только пятерых выживших русских моряков.
Во время спасения по "Баяну" открыли огонь 2 броненосных и 4 бронепалубных японских крейсера, появившихся со стороны моря. "Баяну" пришлось отступить, а на помощь ему из Порт-Артура стала выдвигаться русская эскадра под руководством адмирала Макарова на броненосце "Петропавловск". Этот выход закончился трагически, ещё раз подтвердив, что морские мины стали страшным оружием.
Гибель броненосца и адмирала отодвинули подвиг "Страшного" и его команды на второй план. Такой славы, как "Стерегущему", погибшему в аналогичном бою, ему не досталось.
Но уже 12 сентября 1908 года в строй вступил новый эсминец, названный "Лейтенант Малеев".
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]