Хороший Кёнигсберг
---
Сегодня хороший Кёнигсберг! Кстати, просьба ко всем прочитать вчерашний пост, если до сих пор этого не сделали. Иначе многие вещи будут непонятны. Например, с чего это я Калининград называю Кёнигсбергом.
Как я уже сказал, Кёнигсберг – город уникальный для России. Несмотря на то, что внешне он уже мало чем принципиально отличается от других российских городов, у Кёнигсберга есть какая-то удивительно сильная энергетика, которая даёт ему право быть лучше всех, хотя объективно он давно равный. Это как общаться с каким-нибудь некогда великим спортсменом, политиком или музыкантом. С одной стороны, ты понимаешь, что это уже давно обычный человек, который может быть слабее тебя или не так умён, как раньше, но всё равно испытываешь какой-то трепет перед ним. В отличие от человека, Кёнигсберг не смертен, и если на увядающую легенду среди людей можем смотреть лишь с сожалением, то на Кёнигсберг – с надежной. С надеждой на возрождение.
Начать рассказ о хорошем Кёнигсберге я хотел бы с Дома советов – огромная коробка, похожая на неуклюжего робота, стоит прямо в сердце города, напротив Кафедрального собора. Здесь читатель начинает плеваться: "Варламов, ты в своём уме? Ты же обещал хороший Кёнигсберг! Что здесь делает это говно?"
Я, конечно, в своем уме. И я действительно считаю, что эта коробка – лучшее, что есть в городе. Дом советов – это великий памятник великому градостроительному варварству. Он как нельзя лучше показывает подход советской власти к развитию города.
Его построили на территории Кёнигсбергского замка, рядом с бывшим восточным флигелем. Замок этот сильно пострадал во время войны. Его руины ещё можно было восстановить, однако советская власть решила снести всё до основания. В 1967 году замок, заложенный в XIII веке, был взорван. Ещё в конце 1940-х у партийных функционеров появилась идея построить на этом месте "архитектурный памятник" Калинину. Строительство Дома советов шло с 1970 по 1991 год. Здание было почти готово, но тут развалился СССР. В результате у Калининграда нет ни замка, ни законченного футуристического здания.
Можно ли было придумать более инородное здание в центре Кёнигсберга? Не думаю! Можно ли было сделать что-то более нелепое, неуместное и грубое? Знаете что, для великих перемен нужны великие потрясения. Преображение города может начаться со сноса этой коробки. Это опухоль на теле города, которую надо удалить, чтобы больной не умер окончательно. И важно, что в городе есть такой яркий символ!
Дом советов надо красиво взорвать, можно прямо в новогоднюю ночь. Весь город придет посмотреть на это зрелище! Вокруг коробки надо поставить трибуны для любопытных зрителей, чтобы как можно больше глаз оказалось причастно к чуду перерождения города!
А дальше – только вперёд! ✊ Можно взять опыт Варшавы, которая по старым фотографиям и чертежам фактически с нуля восстановила старый город! Да, там тоже во время Второй мировой войны 90% городских строений было превращено в руины. Но поляки смогли! Они восстановили! Несмотря на то, что большинству зданий в центре всего полвека, Старый город Варшавы был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный пример достоверного восстановления и реконструкции уничтоженного наследия.
И, конечно, на месте неуместной коробки должны появиться вот такие улочки:
Вот если бы Кёнигсберг смог! Ах, как было бы прекрасно увидеть вновь старый город!
Недострой, кстати, жутко раздражает калининградцев, им кажется, что он уродлив и что именно он лишил их замка. Губернаторы и мэры теперь открыто называют здание "позором города". Но замка калининградцев лишил вовсе не Дом советов, а крепкие партийные хозяйственники )
Что касается самого здания, то это хороший пример советской футуристической архитектуры. Его автор Лев Мисожников вдохновлялся Дворцом национального конгресса Бразилии, который был спроектирован самим Оскаром Нимейером. Французский фотограф Фредерик Шобен считает Дом советов образцом "космической архитектуры" бывшего СССР.
Единственная его проблема – он стоит совершенно не в том месте. Где-нибудь в Екатеринбурге он смотрелся бы куда уместнее. А так пришёл мужик в кирзовых сапогах на венский бал! Охрана! Выведите его из зала!
Идём дальше. Кафедральный собор Кёнигсберга, главный символ города, который есть на всех открытках. Находится на острове Кнайпхоф, который раньше был сердцем города, а теперь превратился в пустынный парк. Собор был заложен ещё в XIV веке, успел побывать и католическим, и лютеранским, но во время Второй мировой превратился в руины. Восстановление началось лишь в начале 90-х и продолжалось более десяти лет. По сути это новострой, тем более что внешне он отличается от первоначального собора, но это тот редкий случай, когда все согласились считать его достопримечательностью. Как собор здание больше не функционирует, теперь это музей и органный зал, но внутри работают православная и лютеранская часовни. Кроме того, в торце здания расположен главный предмет фетиша всех калининградцев – могила Канта.
Кстати, с церквями и соборами в Кёнигсберге вообще интересная ситуация. С прусских времён в Калининграде и области осталось несколько десятков кирх, или лютеранских церквей. Большинство было снесено при советской власти, другие эта власть приспособила под хозяйственные нужды или преобразовала в учреждения культуры. Например, в кирхе памяти королевы Луизы работает кукольный театр, в кирхе Святого Семейства – областная филармония, а кирху святого Адальберта занимает западное отделение ИЗМИРАН.
Остальные же в последние годы оказались в руках РПЦ. Такая судьба постигла кирху Арнау, Юдиттен-кирху, кирху Понарт, кирху Розенау, Кройцкирху и другие. Всё это теперь православные церкви и соборы. В полузаброшенной кирхе Христа в Ратсхофе сейчас работает клуб "Вагонка" (бывший ДК), но и она уже передана РПЦ и скоро превратится в православный храм.
Вот такая свобода вероисповедания ) Не забывайте, кстати, что с 1984 по 2009 годы митрополитом Смоленским и Калининградским был нынешний патриарх Кирилл. Тем не менее, хотя РПЦ и поглотила значительную часть лютеранских церквей, нельзя не признать, что она же участвовала в их восстановлении.
А это Рыбная деревня, ещё один неплохой пример создания новой достопримечательности.
Она задумывалась как попытка воссоздать застройку старого Кёнигсберга. Вот здесь очень опасный момент: историческую застройку надо либо восстанавливать как в Варшаве, либо не делать вообще ничего. То, что сделали в Кёнигсберге, – это грубая пардия на историческую застройку. Но даже это куда лучше, чем соседние панельные коробки. Естественно, когда я говорю, что коробку Дома советов надо сносить и восстанавливать старый город, – это значит приглашать историков, реставраторов, архитекторов и делать всё аккуратно, медленно, так, чтобы ЮНЕСКО включила новый-старый центр Кёнигсберга в список исторического наследия. Если отдать землю алчным девелоперам, то ничего хорошего не получится.
А такие пародии город не сильно красят.
Качество... С момента начала строительства прошло всего 10 лет, пруссы бы посмеялись.
Город думает о туристах. Ещё бы дизайнера наняли нормального. В левом углу видел логотип, который Тема Лебедев придумал )))). Но сама навигация бесполезная и непонятная. Что она должна мне сказать?
В городе сохранились неплохие здания... Бывшее здание суда, теперь это корпус технического университета. Обратите внимание на деревья.
Перед ним стоит скульптура "Борющиеся зубры", которая пережила войну. Сначала её считали аллегорическим изображением прокурора и адвоката, но такое мнение возникло только из-за того, что она была установлена напротив суда. В советское время скульптуру в народе чаще называли "Два быка", или просто "Быки". Благодаря "быкам" возникла славная студенческая традиция – красить им яйца на Пасху. Прусские школяры тоже развлекались с зубрами, но они просто подтягивались на их хвостах как на турниках.
Центр города пересекают вот такие речушки. Овраги обычно заброшены, за ними никто не ухаживает.
13. На ряде улиц есть участки с брусчаткой. Очень хорошо.
14. Где-то даже сохранилась булыжная мостовая, очень круто! Булыжник или брусчатку хорошо использовать в центре города, на тех улицах, где есть существенное ограничение скорости. Такое покрытие автоматически заставляет водителей быть аккуратнее и соблюдать скоростной режим. А сама улица становится безопаснее и приятнее для прогулок.
15. Кое-где ещё остались элементы довоенного благоустройства. Это Деревянный мост, один из Семи мостов Кёнигсберга из математической задачи Эйлера. Удивительно, но он тоже пережил войну.
16. Даже декоративные элементы сохранились (пишут, что ещё с 1904 года). Судя по послевоенным фотографиям, мост сильно пострадал. Я не уверен, что ограда старая, но в любом случае, даже если её и восстановили, это хорошо. Могли ведь выкинуть и сделать бездушную решётку.
17. Сегодняшний Кёнигсберг свою историю не очень любит, так что историческую ограду залили 5-ю слоями краски :)
18. Прусский гидрант! Шикарно.
19. Проживёт ли люк, отлитый к ЧМ-2018, 80 и более лет? Да, Кёнигсберг собирается принимать этап ЧМ по футболу. В эту честь даже люки сделали новые.
20. В некоторых местах Кёнигсберг всё же пытается изобразить Европу. Ещё бы переход приподнять... Тротуар вымостили кирпичом! Не видел такого раньше в России! Прямо как в Амстердаме.
21. Намёк на то, что велодорожка – это полоса для велосипедистов, а не для пешеходов. Здесь перестарались. Велодорожку плиткой делать не надо! В отличие от пешеходов, велосипедистам по мелкой плитке передвигаться некомфортно.
22. Ну и на таком широком тротуаре грех не высадить деревья!
23. Даже велопарковку поставили!
24. Новые лавочки
25. Тут кончается цивилизация и начинается стройка. На дальнем плане, под эстакадой, виден строящийся стадион "Калининград". Интересно, дорожку так и закончат или дальше продлят?
В каком-то смысле Кёнигсбергу повезло, что он примет матчи ЧМ-2018. Любое крупное спортивное событие вроде Олимпиады или чемпионата мира по футболу – это шанс для создания новой инфраструктуры и приведения в человеческий вид уже существующей. Но по Кёнигсбергу пока не очень заметно, что он готовится стать одним из городов-хозяев ЧМ.
Вся строительная активность сконцентрирована на острове Октябрьский, где возводят новый стадион, а центр города остаётся практически без изменений. Отремонтировано несколько домов на Ленинском проспекте, идёт реконструкция пары мостов, но больше никакого движения не видно. Хотя вчера мы выяснили, что инфраструктура даже самых популярных туристических маршрутов находится в плачевном состоянии.
В аэропорту Храброво собираются построить новый аэровокзальный комплекс и реконструировать ВПП, но пока он похож на остальные российские региональные аэропорты с небольшим пассажиропотоком. Из по-настоящему интересных проектов – строительство морского вокзала в Пионерском, однако ещё неясно, будет ли он когда-либо осуществлён, или так и останется идеей.
Что касается самого стадиона, то не очень понятно, что с ним станет после чемпионата. Это 35-тысячник. После окончания ЧМ вместимость стадиона сократят до 25 тысяч, но местный футбольный клуб "Балтика" никогда не собирал столько зрителей. К тому же, он готовится вылететь в третью по силе лигу, и тогда на футбол вообще никто ходить не будет.
Стадион будет выглядеть примерно так.
Или так.
Руководство области говорит, что собирается сдавать помещения стадиона под кафе, рестораны и спортивные секции, а на самом стадионе проводить концерты и другие массовые мероприятия. Но строить гигантский спортивный объект ради пары концертов в год, мягко говоря, странно.
При этом старейший в России стадион "Балтика" (1892 год) власти Калининграда подумывают снести. Это лакомый кусок земли в центре города, но сейчас с него никто толком не кормится. Наверное, чиновников это раздражает, поэтому обсуждалась даже возможность строительства ЖК на месте стадиона. Сейчас мэрия поумерила свой пыл и собирается разбить новый парк вместо "Балтики". Активно выступать против сноса сейчас тоже немодно, ведь на этом стадионе проводились массовые мероприятия Третьего рейха.
26. Ещё одна дорога в никуда (
27. К сожалению, всё новое благоустройство заканчивается в метре от того места, где могут пройти гости чемпионата мира. А значит, всё это делается не для жителей Кёнигсберга, а для одноразовых туристов.
28. Вот приятное исключение: 1 сентября открыли новый корпус гимназии. Ещё власти говорят о том, что к чемпионату будут реконструированы 4 больницы, но пока, вроде, даже не начинали.
29. Дороги в Кёнигсберге посыпают гранитной крошкой, а не солью! Очень хорошо! Москва, учись!
30. Кёнигсбергский троллейбус! Как и в случае с трамваем, троллейбусная сеть Кёнигсберга была уничтожена во время войны, но восстановили её не сразу, а только 30 лет спустя, в 1975-м. Сейчас в городе работает 5 маршрутов, скоро должны ввести шестой. Помимо привычных "ТролЗа" по улицам Кёнигсберга ездят вологодские ВМЗ и белорусские "Витовты". Стоимость проезда в общественном транспорте – 18 рублей.
Наряду с троллейбусами и автобусами в Кёнигсберге всё ещё популярны маршрутки. Тут это не только городской, но и пригородный транспорт, потому что автобусы и электрички до ближайших посёлков ходят не так часто, как требуется. В принципе, маршрутов частников не так много, и их со временем вполне можно заменить городским ОТ, особенно если восстановить полноценную трамвайную сеть, но у мэрии таких планов пока нет.
Ещё в прошлом году активно обсуждалась идея строительства системы скоростного трамвая, но городские власти от неё отказались. Вместо этого планируется ввести выделенные полосы для автобусов, а обычную трамвайную сеть мэрия думает развивать в южной части Кёнигсберга. Кстати, к ЧМ город закупил сразу 130 новых автобусов, они тоже белорусские.
Новые трамваи пока закупать никто не собирается.
33. Островки безопасности научились делать, молодцы! Теперь надо научиться делать правильные зебры ;)
34. Некоторые дворы замостили плиточкой. В Кёнигсберге это довольно часто практикуется. Мало где в России такое можно встретить.
35. Надеюсь, кладка проживёт долго, а не так, как в Москве. Плитку во дворах делать очень правильно. Конечно, не получится каждые три года тратить миллионы рублей на перекладку асфальта, как в Москве, зато долговечнее и практичнее! Кладут плитку в Кёнигсберге очень хорошо.
36. Отреставрированный дом на Ленинском проспекте. Выглядит неплохо.
37. И ещё один. Очень мило.
38. На третий дом сил не хватило )))
Так эти дома выглядели вскоре после постройки. Обычные советские четырёхэтажки. Это, кстати, неплохой пример того, как можно грамотно реконструировать примитивные советские дома, чтобы они не так уныло смотрелись. Получилась симпатичная историческая стилизация фасадов. Так что многие другие российские города могли бы перенять опыт Кёнигсберга. Если что-то нельзя снести, то это можно по крайней мере привести в удобоваримое состояние.
Несмотря на гигантские разрушения в ходе войны, в Кёнигсберге сохранились кварталы прусской застройки и даже интересные образцы прусской архитектуры. В северо-западной части города есть целый район с виллами начала XX века, Амалиенау. Он уцелел, несмотря на все бомбардировки. Правда, многие виллы уже находятся в плачевном состоянии, но другим повезло: какие-то были выкуплены и отреставрированы частными лицами, какие-то передали консульствам.
Фото: tutu.ru
Некогда район развивался в соответствии с концепцией "город-сад", как Форест-Хиллс в Нью-Йорке.
Фото: tutu.ru
Кое-где можно встретить примеры массового жилья, типа наших хрущёвок, только ещё немецкой постройки. Кстати, местным жителям прусские "хрущёвки" не очень нравятся. Говорят, квартирки маленькие, неуютные, окошки похожи на амбразуры – негде развернуться русскому человеку.
39. Блюститель закона в будочке на площади Победы.
40. Луна светит на кёнигсбергский двор )
Несмотря ни на что, Кёнигсберг остается очень крутым городом. К сожалению, не могу вам в одном посте показать окрестности! Ах, какое там волшебство! Янтарный, Светлогорск, другие города и посёлки!
Там, впрочем, проблемы всё те же. Большое количество прусских домов и старых, но всё ещё крепких элементов инфраструктуры постепенно ветшает, потому что ими никто не занимается. Тому же Светлогорску уже поздно думать о едином архитектурном облике, ведь на берегу моря как грибы выросли новые аляповатые отели и даже жилые многоэтажки. Но пока ещё есть шансы сохранить прусское наследие.
И последнее. Калининградцы, я слышал, гаишники решили спилить у вас легендарные деревья вдоль дорог... Не дайте этого сделать!
Плохой Кёнигсберг
Россия:
Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Красноярск: Позорный / Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Магас: Плохой / Хороший
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Оренбург: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Саранск: Плохой / Хороший / Непонятный
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный
Мир:
Баку: Плохой / Хороший
Белград: Плохой / Хороший
Бухарест: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]