ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус
18.02.2020 7 808 0 +222 Sairus

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус

---
+222
В закладки
Автобусный парк советских городов до самого конца 1930 – х годов состоял из машин капотной компоновки, базой которым служило шасси грузовиков. Деревянный каркас ставили на раму грузовика, обшивали металлическим листом, обустраивали салон, получался автобус.
В принципе, в начале прошлого века такое решение было преобладающим в Европе, о вагонной компоновке для автобусов задумались уже после Второй мировой.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Для решения проблемы пассажирских перевозок, актуальной для крупных городов, в СССР в середине 1940-х приступили к разработке новой концепции пассажирского транспорта. Согласно тогдашних задумок, должны были появиться городской автобус, троллейбус и трамвайный вагон, максимально, по возможности, унифицированные между собой, с как можно большей вместительностью пассажиров.

Именно таким и стал ЗИС-154

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Его разработка началась, если я не ошибаюсь, еще в 1944 году, а серийное производство стартовало с 1946-го. Автобус воплотил в себе ряд принципиально новых решений, ранее не применявшихся в советском городском транспорте.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Прежде всего, это была вагонная компоновка машины. Кузов был цельнометаллическим, несущего типа. Наружная обшивка была из дюралюминия. По мировым меркам это было самым передовым решением.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

ЗИС-154 содержал в себе много и технических новинок. Он оснащался дизельным двигателем ЯАЗ-204Д, мощностью 112 л.с.

Это был двухтактный четырёхцилиндровый агрегат с механическим роторным нагнетателем продувки цилиндров

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Двигатель имел много общего с американским агрегатом GMC 4-71, появившимся в 1938 году, если не ошибаюсь.

Вот он, этот мотор

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Раз уж зашла речь о сходствах, то нельзя пройти мимо вот этого автобуса

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Это американский GMC TDH-4509. Сходств, как видим, более чем достаточно, вплоть до углового наклона правой половины ветрового стекла в правом углу. Кстати, я так и не понял, зачем это сделано.

Конкретно этот зелененький работал на автобусных линиях города Холиок в Массачусетсе, автобус 1949 года выпуска.

Американские GMC TDH комплектовались гидромеханической коробкой передач, а вот на ЗИС-154 была электромеханическая трансмиссия. Она была проще, чем ГМП, проста в эксплуатации, но всё равно оставалась сложной для персонала автобусных парков, обслуживавших эти машины.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Были и конструктивные недоработки, в особенности слабое место – синхронизация двигателя с генератором, из-за чего автобус «тупил» при разгоне. По сути, в современном понимании это был гибридный привод, мотор крутил генератор, вырабатывавший электроэнергию для электромотора, связанного с главной передачей заднего моста.

Сам дизель ЯАЗ-204 в то время был далёк от совершенства, на последних партиях вместо дизелей даже стали ставить бензиновые моторы от лимузина ЗИС-110, которые не прижились на автобусе, а затем и модернизированный двигатель ЯАЗ-206.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

До наших дней сохранилось несколько уцелевших образцов ЗИС-154, и некоторые воспоминания, как пассажиров, так и автобусников. Пассажирам после тесных ЗИС-8 и ЗИС-16 этот автобус нравился. Более просторный салон, широкие двери. Из минусов – громкий на разгонах двигатель.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Водителям машина тоже нравилась, впервые на отечественных машинах им не надо было постоянно орудовать «кочергой» коробки передач, а вот для слесарей она была сложной.

Недостатки всё же перевесили достоинства, и ЗИС-154 сняли с производства спустя 4 года, в 1950-м. Всего успели собрать, по имеющимся данным, 1165 экземпляров. В 1949 году появился более простой ЗИС-155, отдельные экземпляры которого проработали до 2008 года.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо

Что хочется сказать в завершении. Наверняка найдутся критики, которые скажут – вот, полностью всё «содрали» у американцев, но даже скопировать нормально не смогли. Что тут сказать, критики всегда найдут к чему придраться, но, на мой взгляд, наши разработчики справились с поставленной задачей, в условиях очень сжатых сроков и очень ограниченного ресурса в разорённой войной стране. Честь им и хвала за это, ну а критики, а критики пусть сегодня, имея даже 3D принтеры, еще 20 лет назад казавшиеся фантастикой, создадут хотя бы что-то подобное.

Хотя бы в качестве уменьшенной, но полностью функционирующей копии.

ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией — первый советский послевоенный автобус (12 фото) автобус, критики, ЗИС154, много, полностью, после, более, которые, очень, сказать, салон, передач, городов, автобусных, тесных, бензиновые, ставить, стали, дизелей, вместо
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]