Постановление Комитета обороны при СНК №443сс: первый шаг к будущей победе
---
Танк КВ версии 1939 г. Фото Wikimedia Commons
19 декабря 1939 г. Комитет обороны при Совнаркоме СССР принял постановление №443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 г.». В соответствии с этим документом на вооружение и снабжение Красной Армии принималось несколько новых образцов техники ряда классов. Также постановление определяло порядок их производства. По сути, постановление №443сс задавало направления развития парка бронетанковой техники на несколько следующих лет, в том числе на время, которое станет временем Великой Отечественной войны.
Новые образцы
Совнарком постановил принять на вооружение РККА 11 новых изделий. Для бронетанковых войск предназначались «танк тяжелого бронирования» КВ и средний Т-34, выполненный на базе имеющегося Т-32. Перед запуском серии их следовало доработать. Также приняли танк БТ с дизельным двигателем В-2, плавающий танк Т-40 и бронеавтомобиль БА-11. Для обеспечения производства новых танков на вооружение приняли дизель В-2.
Также для войск предназначались грузовик ЗиС-5 и легковой автомобиль ГАЗ-61. Принимались на снабжение тракторы-артиллерийские тягачи «Ворошиловец», СТ-2 и СТЗ-5 разработки разных заводов.
Танки предвоенной разработки. Крайний слева — БТ-7, справа — модификации Т-34 1940-го и 1941-го годов..
В годы Великой Отечественной средние танки Т-34 производились несколькими заводами. Конструкция постоянно совершенствовалась, осуществлялись глубокие модернизации с существенным ростом характеристик. Так, в 1942 г. Нижний Тагил, Сталинград, Горький, Омск, Челябинск и Свердловск дали армии 12,5 тыс. танков, а в 1943-м – почти 15,7 тыс. Производство Т-34 продолжалось до 1945 г. В общей сложности армии передали более 35 тыс. машин. Удачное сочетание высоких боевых и эксплуатационных характеристик, количества и тактики применения сделали Т-34, как минимум, одним из лучших танков своего времени.
Легкие образцы
Менее удачным и успешным оказался легкий танк БТ-7М с дизельным двигателем В-2, так же принятый на вооружение постановлением №443сс. Первые такие танки собрали уже в 1939 г., а в 1940-м по заказу РККА построили серию из 700 единиц. Параллельно изготовили ок. 70 танков БТ-7М с бензиновым двигателем М-17Т для войск НКВД. В 1941 г. БТ-7М не производились.
Танки БТ всех модификаций, в т.ч. дизельные БТ-7М, активно использовались на начальном периоде войны. Они могли эффективно решать основные боевые задачи, но противодействие противника вело к потерям. Кроме того, со временем все больше сказывалось моральное устаревание конструкции. В итоге к заключительному этапу Великой Отечественной в войсках оставались лишь малые количества БТ разных версий, причем зачастую их переводили в категорию учебных.
СТЗ-5 на Красной площади..
Постановление оговаривало выпуск легкого плавающего танка Т-40. Его производство поручили московскому заводу №37 с началом в 1940 г. На первый год производства установили план в 100 машин, но армии сдали лишь 41. Осенью удалось завершить модернизацию производственных мощностей, что привело к росту темпов производства. Однако уже летом 1941-го заводу №37 приказали сворачивать выпуск Т-40 для подготовки производства более совершенного Т-50. В итоге предприятие примерно за два года успело построить лишь 960 легких танков.
В боях серийные Т-40 показали себя неоднозначно. Они хорошо справлялись с задачами разведки тылов противника или охранения колонн – для чего и создавались. Однако использование на передовой в качестве средства поддержки пехоты нередко приводило к неоправданным потерям. Причем начальный период войны с его дефицитом бронетехники заставлял использовать Т-40 именно в неоптимальных условиях. В итоге плавающий танк достаточно быстро проявил свои недостатки, и его стали заменять другой техникой близких классов.
Наименее удачным образцом из постановления №443сс можно считать броневик БА-11. Его создали на основе грузового шасси ЗиС-6 и оснастили защитой и вооружением, соответствующим требованиям РККА. Испытания опытного броневика прошли в 1939 г., а в 1940-м стартовала малая серия. Различные проблемы привели к затягиванию работ, а после начала войны производство отменили в пользу более приоритетных проектов. В общей сложности успели построить 17 БА-11. При всех своих преимуществах, столь малочисленная техника не могла существенно повлиять на ход боев.
Тягачи и транспорт
В самом конце 1939 г. ХПЗ начал сборку серийных тяжелых артиллерийских тягачей «Ворошиловец». В следующем году вышли на полноценную серию. Производство в Харькове продолжалось до августа 1941 г., когда производственную линию эвакуировали. К этому времени успели построить 1120 тягачей, и около 1000 уже находилось в эксплуатации в РККА. После эвакуации завода производство тягачей не возобновлялось.
Одна из модификаций серийного ЗиС-5..
В соответствии с постановлением №443сс ЧТЗ получал задание на производство тягачей СТ-2. До начала 1940 г. требовалось собрать 10 опытных машин; в 1940-м – 1500 серийных. Работы столкнулись с различными проблемами, из-за чего старт поставок армии затянулся. Кроме того, промышленности не удалось удовлетворить требования заказчика по количеству техники.
Транспортный трактор СТЗ-5 был в серии с 1937 г., а в конце 1939-го его приняли на вооружение в качестве легкого артиллерийского тягача. Благодаря этому Сталинградский тракторный завод смог без особого труда развернуть выпуск техники для РККА. Производство СТЗ-5 продолжалось до сентября 1942 г. и было остановлено только в связи с приближением противника к заводу-изготовителю. Всего выпустили почти 9950 тягачей.
Вместе с тягачами на вооружение приняли грузовик «ЗиС-5 с двумя ведущими осями». Автомобиль трехтонного класса ЗиС-5 в ряде модификаций производился с середины тридцатых годов и был одним из основных транспортных средств РККА. Постановление Совнаркома №443сс обеспечило дальнейшее развитие автопарка за счет более совершенной техники. В общей сложности построили несколько сотен тысяч ЗиС-5 всех модификаций.
Штабной автомобиль ГАЗ-61..
Одновременно с грузовиком на вооружение приняли легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-61. С 1940 по 1945 г. построили менее 240 таких машин. Но и они внесли заметный вклад в победу – этой технике довелось возить высший комсостав РККА. Также ограниченно выпускались и применялись легкие арттягачи на базе внедорожника.
Артиллерийские тягачи, грузовики и штабные автомобили, принятые на вооружение в декабре 1939 г., начали службу в 1940-м и оставались в строю до самого конца Великой Отечественной войны. Техника несла потери, но экипажи и механики делали все возможное, чтобы она продолжала работу, приближая победу.
Эпохальный документ
Нетрудно заметить, что в постановлении КО при СНК №443сс упоминалось сразу несколько образцов боевой и вспомогательной техники, имевших особое значение для нашей армии в годы Великой Отечественной войны. Некоторые из них не просто получили высокие оценки, но и стали символами будущей победы.
Таким образом, постановление Комитета обороны при СНК «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 г.» имело особое значение для развития парка техники нашей армии и предопределило массу дальнейших событий. Выполнение указаний Совнаркома не было простым, и далеко не все планы удалось реализовать. Однако было сделано все возможное, и это стало одной из предпосылок для нашей победы.
Автор:Рябов Кирилл
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]