Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах
17.01.2020 10 512 0 +364 Manandis

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах

---
+364
В закладки
Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Великая способность изобразительного искусства показывать невидимое глазу – это в первую очередь об аллегориях. Как написать на холсте власть? Бег времени? Справедливость? Безысходность? Как отобразить мировоззрение художника, не используя слов, а прибегая лишь к тем возможностям, что дают кисти и краски? Аллегории обычно обращены к зрителям, владеющим определенным уровнем знаний либо готовым эти знания получить, ведь многие иносказания основаны на элементах мифологии, философии, истории искусства и истории человечества. Для людей сведущих смысл старинных холстов раскрывается по-новому, и становится понятнее феномен бессмертия искусства и его востребованности в любую эпоху и в любых исторических условиях.

Аллегории – почему и как они возникают

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

А. Питерс ван де Венне. «Аллегория тщеславия»

Живопись в силах воплотить любой образ, в том числе и все, что могут выразить слова – такой подход существовал уже во времена Возрождения. В случае, когда от художника требуется запечатлеть чье-то лицо, или композицию из нескольких предметов на столе, или природное явление, все более-менее понятно: на холст переносится то, что видит глаз, – с неминуемым субъективным искажением увиденного, просто потому, что автор - человек.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Дж. Вазари «Аллегория непорочного зачатия»

Однако же иногда мастерам приходится выполнять другие запросы – от заказчиков ли, а может, и от себя самих – написать нечто абстрактное, создать художественный образ какой-либо идеи, философского понятия, того, что существует, но по своей природе нематериально. Постмодернисты решили эту задачу, отпустив на волю и фантазию, и художественные средства самовыражения, объявляя художника полностью свободным в его деятельности. А вот мастера прошлых эпох в искусстве оставались верны и себе, и существовавшим в их времена традициям.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

С. Вуэ «Аллегория богатства»

Растения, животные, люди, предметы – это те инструменты, с помощью которых аллегория воплощалась на холсте, и если художник достигал своей цели, то впечатление зрителя от картины соответствовало тому, что вкладывал в нее мастер. Либо же – и довольно часто – шедевра не получалось, а картина становилась одной из неудачных аллегорий.

Первоначально аллегория зарождалась там, где говорить напрямую о явлении было нельзя или даже опасно, и в первую очередь она воплощалась в литературе. Множеством аллегорий наполнено искусство Древнего Востока. В Египте прибегали к изображению богов с человеческими телами и головами разных животных – так аллегорически показывали смерть, или власть, или вечность.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

По всей видимости, и Большой Сфинкс, и пирамиды - тоже аллегории

Благодаря Аристотелю появился термин «троп» и вообще философское описание переноса значения одного предмета на другой; это стало основой в том числе и дальнейшего развития изобразительного искусства.

Голубь, собака и другие примеры аллегорий

Если итальянский Ренессанс лишь прокладывал дорогу аллегориям в живописи, то в эпоху барокко без этого художественного приема уже практически не обходилось: главным поставщиком образов для картин становились античные и христианские мифы, а порой – и их смешение. Свою роль сыграло и то, что аллегории, метафоры, иносказания в изобразительном искусстве любили многие из меценатов и заказчиков, да и сами художники охотно использовали возможности такого подхода для отражения собственных философских и жизненных воззрений, материализации своих страхов, надежд и устремлений.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Ф. Бароччи. «Мадонна дель Пополо». На картине можно увидеть голубя - символ Святого Духа

Любой жанр живописи способен вместить аллегорическое послание мастера – в том числе и натюрморт, и портрет, и пейзаж. Часто можно встретить традиционные, привычные образы, в которых художники зашифровывали абстрактные понятия: например, собака символизировала верность, голубь воплощал образ Святого Духа, женщина с весами и с повязкой на глазах – справедливость или правосудие, корабль, идущий по морю – чей-либо жизненный путь.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Ян Вермеер «Аллегория живописи»

«Аллегория живописи» Яна Вермеера стала любимейшей картиной художника: с ней он не расставался до самой смерти, несмотря на проблемы с деньгами. Это произведение украшало мастерскую и отражало то, что Вермеер считал сущностью своего рода деятельности. Книжный том символизирует теоретические знания об искусстве, маска, возможно, намекает на подражание великим учителям, а модель, чью фигуру скрывают античные драпировки, олицетворяет собой славу художника.

Аллегории на картинах других великих художников

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

П.П. Рубенс «Счастье регентства»

К аллегориям можно относить не только полотна, напрямую сообщающие зрителю о своей сущности – как «Аллегория добродетелей» и «Аллегория пороков» Корреджо. Когда в 1622 году французская королева Мария Медичи, мать Людовика XIII, заказала Рубенсу цикл больших картин, который рассказывал бы о главных эпизодах ее жизни, именно к аллегорическим образам и прибегнул великий нидерландский живописец. Королева предстает перед зрителем в образе античной богини, окруженная персонажами из греческой мифологии, в руке у нее символ правосудия, у ног – поверженные пороки. Каждое из полотен этой серии несет определенное настроение и смысл, передаваемое с помощью аллегорических приемов.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

С. Боттичелли «Сила»

Сандро Боттичелли выразил идею силы в образе девушки, черты лица которой напоминают его же ранних мадонн – но в этом случае ее облик отличается большей жесткостью и упрямством.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

П. Брейгель «Лень»

Мастером аллегории был Питер Брейгель Старший, в числе его работ – цикл гравюр, которые иллюстрируют семь смертных грехов. Лень показана через изображения улиток, спящих людей, медленно ползающих животных, игральные кости, которыми заняты те, кто просиживает в таверне – и еще множество символов, далеко не все из которых имеют общепризнанное толкование.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Н. Пуссен. Автопортрет

Как правило, аллегоричность образа и натуралистичность исключают друг друга, при использовании метафор в живописи художник часто прибегает к идеализации в ущерб портретному сходству. Но вот автопортрет Никола Пуссена, в котором аллегорически показана способность живописца проникать в суть вещей – ее символизирует изображенное слева лицо женщины – музы – в профиль, как бы демонстрируя «третий глаз». Руки, протянутые к женщине в стремлении обнять, символизируют любовь художника к искусству, а все вместе передает то, как ощущал себя Пуссен в деле своей жизни.

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах «Аллегория, художника, числе, своей, можно, искусстве, образ, искусства, живописи, которых, заказчиков, мастера, деятельности, понятия, случае, другие, Боттичелли, Брейгель, показана, времена

Л. Божен «Натюрморт с шахматной доской»
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]