10 лучших хорроров десятилетия. От Amnesia: The Dark Descent до Resident Evil 2 Remake
---
Хорроры — жанр крайне разнородный. Здесь можно встретить и шутеры от первого лица, и стелс-экшены, и квесты, и интерактивные фильмы, и RPG, и даже автосимуляторы. Объединяет их одно: они созданы для того, чтобы пугать. И игровые разработчики немало продвинулись в этом мастерстве за последний десяток лет. Холодный пот, дрожащие руки и колотящееся сердце — это всё о них, лучших хоррорах уходящего десятилетия.
Десятое место — Amnesia: The Dark Descent (2010)
Никтофобия — один из древнейших страхов человека, который мы получили в наследство ещё от своих хвостатых предков. А потому неудивительно, что темнота — это обязательный атрибут почти любого хоррора. Вот только до Frictional Games, кажется, ещё никто не пытался превратить страх темноты в основной геймплейный элемент.
Когда Даниэль из Amnesia: The Dark Descent бродит по тонущим во тьме коридорам замка, он по-настоящему напуган — и игрок чувствует это на своей шкуре. Страх буквально мешает прохождению: от ужаса главный герой начинает видеть и слышать то, чего на самом деле нет, — а разбираться с этими видениями уже нам. К тому же Даниэль слаб и безоружен: он не умеет драться, а может только прятаться от чудовищ по шкафам и другим тёмным углам, которые пугают его едва ли не сильнее, чем сами монстры. Из этого замкнутого круга нет выхода — именно поэтому Amnesia до самого конца держит в неослабевающем напряжении. А это, согласитесь, мало какому хоррору под силу.
До Amnesia у Frictional Games была холодная лавкрафтианская Penumbra, а после — глубокая, психологичная SOMA. Но именно The Dark Descent стала самым оригинальным и одновременно самым страшным проектом финских разработчиков, за что и получила честь открыть нашу десятку.
Девятое место — Outlast (2013)
Заброшенные психиатрические лечебницы пользуются завидной популярностью у хоррор-сценаристов, серьёзно опережая заброшенные приюты и заброшенные фамильные гнёзда. Каждый месяц в Steam выходит косой десяток абсолютно одинаковых инди-ужастиков про психушки, но для того, чтобы выделиться из этой массы, студии Red Barrels хватило всего одного геймплейного решения. Они забрали у героя оружие и дали вместо него видеокамеру.
Четвёртая стена благодаря этому становится опасно тонкой: нас, как и главного героя, журналиста Майлза Апшера, от местных монстров отделяет лишь экран камеры. Она работает и как средство видеофиксации, и как фонарик, и как бинокль — это дарит заурядному, в общем-то, хоррору удивительный эффект присутствия. У Red Barrels получилась натуралистичная игра, которая делает ставку не столько на эстетские психологические ужасы, сколько на вполне обыденные страхи: темноты, смерти, физической боли, уродства. Outlast всё время балансирует на грани трешового боди-хоррора, но умудряется её не переступать, оставаясь одним из самых жутких и атмосферных ужастиков десятилетия. Увы, вторая часть вышла уже далеко не такой сбалансированной.
Восьмое место — Five Nights at Freddy’s (2014)
Яркий пример того, что чертовски страшную историю можно создать даже при помощи минимума средств. В Five Nights at Freddy’s нет ни закрученного сюжета (и вообще почти никакого сюжета), ни ярких персонажей со сложными судьбами, да и спецэффектов кот наплакал. В вашем распоряжении только мониторы системы видеонаблюдения, невероятно уродливые аниматроники и много-много скримеров.
Всё, что здесь делает игрок, — переключается с одной камеры на другую в тревожном ожидании момента, когда монстры наконец-то до него доберутся, да захлопывает перед ними двери. Словно плачущие ангелы из «Доктора Кто», эти жуткие ростовые куклы двигаются только тогда, когда на них не смотришь, поэтому автор-одиночка Скотт Коутон здорово сэкономил на анимации. Но и без неё Five Nights at Freddy’s пугает гораздо сильнее, чем большинство хоррор-блокбастеров от крупных издательств. А уж по популярности среди летсплееров оставляет далеко позади вообще всех конкурентов.
Седьмое место — Until Dawn (2015)
Когда анонсировали Until Dawn, мало кто ждал, что небольшая студия, которая до этого делала в основном посредственные игрушки про прогулки с динозаврами да дополнения к LittleBigPlanet, сможет создать нечто выдающееся. Тем удивительнее оказался результат: до Supermassive Games никто не использовал интерактивное кино в формате чистейшего молодёжного слэшера — жанра столь же глупого, сколь и весёлого.
Задача у Until Dawn примерно та же, что у фильмов вроде «Пятница, 13-е» или «Дом восковых фигур»: не столько напугать, сколько развлечь. И свою работу игра делает отлично. Здесь собраны и стереотипные типажи героев, и все возможные штампы из подростковых ужастиков: очередная заброшенная клиника, старое проклятое кладбище и, конечно, святое «давайте разделимся и осмотрим дом». От того, насколько быстро и правильно вы принимаете решения и прожимаете QTE, зависит, доживут ли герои до конца истории. И к финалу можно прийти как с полным набором персонажей, так и с пустыми руками. Спасти всех с первой попытки вряд ли удастся, но даже просто наблюдать за тем, как противные студенты один за другим попадают в ловушки маньяка, чертовски увлекательно.
Не самый утончённый, но точно самый задорный хоррор уходящего десятилетия.
Шестое место — Dead Space 2 (2011)
Выйди первая Dead Space не в далёком 2008-м, а на пару лет позже, в этом списке, скорее всего, оказалась бы именно она. Однако так уж сложились звёзды, что мы вспоминаем сиквел... и он того реально заслуживает!
При всех обвинениях в «попсовости», которые сыпались на Dead Space 2 после её выхода, это всё равно очень злая, грязная и страшная игра, которую не каждый отважится пройти до конца. Главная механика оригинала — «стратегическое расчленение» некроморфов при помощи лазерной пилы — поменялась мало, но почти во всём остальном вторая часть оказалась больше, лучше, разнообразнее, зрелищнее и динамичнее своей прародительницы. В коридорах космической станции теперь сложнее заблудиться, а монстров — перепутать друг с другом. К тому же главный герой научился использовать встроенные в костюм реактивные двигатели, и полёты в невесомости стали полноценным элементом геймплея — очень необычно для хоррора, пусть и научно-фантастического.
Блестящий боевик с голливудской постановкой и просто образцовый пример сиквела.
Пятое место — Resident Evil 2 Remake (2019)
Resident Evil — чуть ли не главная серия игроужасов не только в Японии, но и в мире вообще. Она во многом сформировала сам жанр хорроров таким, каким мы его знаем сейчас. А ещё пусть не без труда, но всё-таки пережила большинство конкурентов вроде Silent Hill, Forbidden Siren или Fatal Frame.
Первые три части Biohazard — именно так Resident Evil называется на родине — настолько любимы фанатами франшизы, что Capcom, пожалуй, могли просто взять игру 1998 года, обмазать её HD-текстурами, прикрутить какой-нибудь фоторежим и продать поклонникам оригинала как очередной ремастер. Но, к счастью, политической воли издателя и таланта разработчиков хватило для того, чтобы собрать на старом материале совершенно новую версию игры. Знакомых персонажей и локации перенесли на современный трёхмерный движок, механики заметно улучшили, камеру наконец-то подвесили за плечом героя, сценарий переписали, а реплики переозвучили без фальши и переигрывания. Результатом стала игра и легко узнаваемая «старичками», и при этом крайне современная.
Четвёртое место — The Evil Within (2014)
Синдзи Миками, отец той самой Resident Evil, в 2014 году решил тряхнуть стариной и выпустить совершенно новую хоррор-серию. Получилось нечто на пересечении сразу и Resident Evil 4, и Silent Hill 4, и множества других классических ужастиков.
Авторский стиль здесь видно сразу. The Evil Within — чрезвычайно красивая, но при этом фантастически неуютная вещь, которая вообще не пытается быть удобной игроку. Даже рядовых врагов отличает богатырское здоровье — что уж говорить о противниках посерьёзнее. А вот герой, пусть он и не совсем беззащитен, чрезвычайно хрупок и слаб. Патронов мало. Управление настолько тугое и неотзывчивое, словно его целиком взяли из какого-нибудь хоррор-хита конца 90-х. Сюжет совершенно бредовый, но при этом мучает вопросами и не даёт оторваться. В общем, всё как в старые добрые времена.
История детектива Кастелланоса получилась настолько густой, что в ней невольно вязнешь, как муха в смоле. И вылезти оттуда нет никакой возможности до самых финальных титров — хотя иногда и очень хочется.
Третье место — Alien: Isolation (2014)
Авторы хорроров — хоть книг, хоть фильмов, хоть видеоигр — очень любят сталкивать своих героев с непобедимым врагом. Беда в том, что все эти Тираны, Пирамидо- и Сейфоголовые и прочие Джейсоны Вурхизы обычно не блещут интеллектом. А вот в Alien: Isolation бессмертное зло стало ещё и дьявольски умным.
Чужой — это вам не зомби с кашей вместо мозгов. Ксеноморф — хитрый, жестокий и невероятно эффективный хищник, который буквально на генетическом уровне создан быть идеальной машиной для убийств. Этот научно-фантастический аналог Макса Кейди из «Мыса страха» руководствуется собственной логикой — нечеловечески извращённой, но весьма результативной. Поэтому, когда ты в очередной раз стучишь зубами где-нибудь под столом или в шкафу, даже сложно представить, что тварью управляет компьютерная программа — настолько реалистичным кажется её поведение.
Вот что получается, когда разработчики мозголомных глобальных стратегий решают немного попугать народ.
Второе место — Resident Evil 7: Biohazard (2017)
Capcom выбрали, пожалуй, лучший способ отметить двадцатилетие легендарной серии: они во второй раз в истории решительно сменили стиль Resident Evil. После череды боевиков во франшизе снова вышел медленный и мучительный триллер.
Правда, ревизия при этом зашла настолько глубоко, что если убрать из заголовка громкое имя, то в этом хорроре от первого лица никто и не узнает потомка классических Biohazard. Но, к счастью, несмотря на весьма эфемерную (да что уж там — пришитую белыми нитками) связь с остальной серией, пугать Resident Evil 7 ни капли не разучилась.
Да, сюжет в лучших традициях японских ужастиков весьма наивен, а мрачная и атмосферная первая половина игры сильно контрастирует со второй, порой переходящей в чистый шутер. Но перед нами всё тот же жестокий, натуралистичный хоррор с аккуратно вплетёнными в сюжет головоломками — пусть и от новой команды. Причём смена перспективы на вид от первого лица позволила сделать игру более личной, а значит, ещё более страшной. Даже если вы прожжённый циник и уверены, что хоррорам больше нечем вас удивить, попробуйте поиграть в VR-версию Resident Evil 7. Посмотрим, на сколько вас хватит.
Первое место — P.T. (2014)
Самый парадоксальный, оригинальный и просто странный хоррор десятилетия.
Играбельный тизер несуществующей игры, который Sony представили на gamescom 2014 и тут же выложили в PS Store, мгновенно стал известен благодаря толпе визжащих от страха стримеров. Правда, многим он поначалу показался всего лишь пустой демкой... пока кто-то не прошёл её до конца — и тогда крики ужаса сменились воплями восторга. Кодзима! Ридус! Дель Торо! Silent Hills!
Самое интересное, что в P.T. не было ничего необычного. Подобными проектами от молодых, быстро развивающихся студий завалены все игровые магазины. Вопиющая бюджетность, небрежная картинка, крошечный клаустрофобный мирок — подвал, коридор, ванная да прихожая. И минимум геймплея: просто ходи раз за разом по одному и тому же кругу, подмечай мелкие перемены обстановки и пугайся искусно сделанных, пусть и пошловатых скримеров. Но ведь это работало! Игра вызывала лютую паранойю, а концовка её, наоборот, дарила состояние катарсиса — что у поклонников серии Silent Hill, что у фанатов Нормана Ридуса.
Чем всё это закончилось, мы с вами прекрасно знаем. P.T. в конце концов удалили из магазина, а консоли с установленной игрой начали продавать на eBay за какие-то совсем уж неприличные деньги. Хидео Кодзима окончательно разругался с Konami и увёл всю команду своих друзей во главе с Ридусом делать Death Stranding. Ну а мы так и не увидели никакой Silent Hills так и не — и уже, похоже, никогда не увидим. Хотя... кто знает?
Что бы там ни говорили скептики, хорроры за последние десять точно не стояли на месте и развивались — пусть и не в том направлении, которого хотелось бы фанатам классики. Но что ждёт нас дальше? Помогут ли технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект и социальные элементы геймплея ещё дальше продвинуть искусство страха?
Ответы мы узнаем в ближайшие годы — и хочется надеяться, что они нас как следует напугают.
Источник
Источник: games.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]