
Дом для машиностроителей. История уникального здания на Большом Сампсониевском проспекте
---
На Большом Сампсониевском проспекте стоит уникальный жилой комплекс протяженностью почти 300 метров. Этот архитектурный ансамбль из трех корпусов (№ 70, 72 и 74) с курдонером и четырьмя арочными проездами был построен в 1950-х годах для работников двух предприятий: завода имени Карла Маркса и НИИ телевизионной техники.
От станков до жилья В 1949 году завод Карла Маркса, производивший оборудование для изготовления искусственных волокон, остро нуждался в жилье для сотрудников. На тот момент 860 семей работников ютились прямо в заводских цехах. Проект домов № 70 и 72 разработали архитекторы Зазерский, Зотов и Гордеева, а здание № 74 - Владимир Потапов.
Первоначальный план претерпел изменения после вмешательства Министерства машиностроения СССР: количество этажей увеличили до семи-восьми, а курдонер углубили. Хотя некоторые архитекторы выступали против арок и предлагали сократить отступ от красной линии, представители завода настояли на сохранении проекта, аргументируя это удобством для жителей.
Стройка с проблемами Строительство началось в 1953 году, но уже через два года столкнулось с трудностями - не хватало кровельного железа. Когда дома № 70 и 72 сдали в 1955 году, а № 74 - в 1956-м, выяснилось: новоселов ждет неприятный сюрприз.
Госкомиссия обнаружила более 200 недоделок:
Стены промерзали так, что зимой появлялся иней
В квартирах температура не поднималась выше 12°C
Кривая кладка не позволяла даже повесить карнизы
Подвалы затопило из-за некачественной гидроизоляции
Форточки под потолком невозможно было открыть без специальных устройств
Газета "Строительный рабочий" посвятила этой ситуации целую полосу, а количество жалоб быстро перевалило за 500.
Неожиданный успех Несмотря на строительные огрехи, курдонер (парадный двор) стал одним из самых просторных и красивых в городе. В 1956 году здесь разбили сквер с фонтаном (к сожалению, демонтированным в 1980-х). Второй фонтан, построенный у котельной дома № 72, сохранился до наших дней.
Эта грандиозная постройка в стиле сталинского ампира до сих пор остается архитектурной доминантой проспекта, напоминая о послевоенном жилищном строительстве и вечной борьбе между функциональностью и эстетикой.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
От станков до жилья В 1949 году завод Карла Маркса, производивший оборудование для изготовления искусственных волокон, остро нуждался в жилье для сотрудников. На тот момент 860 семей работников ютились прямо в заводских цехах. Проект домов № 70 и 72 разработали архитекторы Зазерский, Зотов и Гордеева, а здание № 74 - Владимир Потапов.
Первоначальный план претерпел изменения после вмешательства Министерства машиностроения СССР: количество этажей увеличили до семи-восьми, а курдонер углубили. Хотя некоторые архитекторы выступали против арок и предлагали сократить отступ от красной линии, представители завода настояли на сохранении проекта, аргументируя это удобством для жителей.
Стройка с проблемами Строительство началось в 1953 году, но уже через два года столкнулось с трудностями - не хватало кровельного железа. Когда дома № 70 и 72 сдали в 1955 году, а № 74 - в 1956-м, выяснилось: новоселов ждет неприятный сюрприз.
Госкомиссия обнаружила более 200 недоделок:
Стены промерзали так, что зимой появлялся иней
В квартирах температура не поднималась выше 12°C
Кривая кладка не позволяла даже повесить карнизы
Подвалы затопило из-за некачественной гидроизоляции
Форточки под потолком невозможно было открыть без специальных устройств
Газета "Строительный рабочий" посвятила этой ситуации целую полосу, а количество жалоб быстро перевалило за 500.
Неожиданный успех Несмотря на строительные огрехи, курдонер (парадный двор) стал одним из самых просторных и красивых в городе. В 1956 году здесь разбили сквер с фонтаном (к сожалению, демонтированным в 1980-х). Второй фонтан, построенный у котельной дома № 72, сохранился до наших дней.
Эта грандиозная постройка в стиле сталинского ампира до сих пор остается архитектурной доминантой проспекта, напоминая о послевоенном жилищном строительстве и вечной борьбе между функциональностью и эстетикой.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]