Этот «дурдом» пора прикрыть — бедные в России платят налогов больше, чем богатые
20.12.2019 4 053 0 +73 Starweaver

Этот «дурдом» пора прикрыть — бедные в России платят налогов больше, чем богатые

---
+73
В закладки
Этот «дурдом» пора прикрыть — бедные в России платят налогов больше, чем богатые России, бедных, готовы, самых, малоимущих, более, ситуация, когда, населения, ситуации, доходы, рублей, граждан, этого, очень, чтобы, после, уровень, вопрос, страны

Юрий Пронько

Журналист

В России сложилась более чем абсурдная ситуация: бедные платят налогов гораздо больше, чем богатые. При этом любые попытки снизить фискальную нагрузку натыкаются на мощное сопротивление Минфина, которому помогает большинство в российском парламенте. Между тем отмена только НДФЛ для малоимущих позволит оставить в кошельках самых бедных семей более 150 млрд рублей. «Распухший» бюджет вообще не заметит этой «потери».

Нас уверяют, что в России нынче действует один из самых низких режимов налогообложения доходов физических лиц в мире. Дескать, в стране взымается т. н. плоский НДФЛ — 13%. Однако по факту ситуация несколько иная. Помимо НДФЛ, наши работодатели каждый месяц отчисляют во всевозможные соцфонды колоссальные суммы, которые по большому счёту могли бы достаться нам, но государство российское подмяло их под себя, чтобы после перераспределить по своему усмотрению.

Самый большой взнос — 22% — в Пенсионный фонд России; ещё 5,1% — в Федеральный фонд обязательного медстрахования; плюс 2,9% — в Фонд социального страхования. Фактически каждый работодатель в нашей стране платит за своего работника не 13, а 43%! И эти отчисления язык не поворачивается назвать одними из самых низких в мире.

Более того, абсолютно с каждой покупки мы платим 20% НДС. Помимо этого, есть и другие фискальные платежи. Например, акцизы на топливо. Часто можно услышать реплики: почему, когда нефть падает, у нас в России не снижаются цены на бензин? Ответ прост: как минимум 62% в розничной цене — это налоги, акцизы и другие сборы. Ещё один пример — полис ОСАГО. В его конечной стоимости налоги составляют почти четверть.

Самая, на мой взгляд, дикая ситуация сложилась с налогом на недвижимость. Это у чиновников и депутатов есть возможность получить жильё, причём не самое дешёвое, на особых условиях. Мы же с вами, как правило, вынуждены приобретать его через ипотеку. Правда, как только мы становимся собственниками долгожданного жилья, государство тут же начинает драть налоги. То есть мы самостоятельно решили свой жилищный вопрос, «слуги народа» пальцем не пошевелили, чтобы нам чем-то помочь, но уверены, что мы им должны. Поборами, кстати, облагается любое имущество, даже ветхое и аварийное.

«Налог на имущество физлиц тоже растёт, никто от него не избавлен, хотя по Конституции у нас есть право на жильё, хотя бы жильё не должно облагаться налогом. Я, конечно, понимаю, что англосаксонская налоговая традиция предполагает, что налогами можно облагать всё, в принципе, лишь бы это было решено представителями законной власти. Но у нас-то другая история. У нас есть определённые права, закреплённые в Конституции, и эти права должны защищать бедных хотя бы от этого налога», — считает глава Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

Любые инициативы по снижению фискальной нагрузки на бизнес и граждан встречают яростное сопротивление со стороны чиновников Минфина и представителей «Единой России» в парламенте страны. Наглядный пример с отменой НДФЛ для малоимущих. Даже банковские олигархи заговорили об этом, так как понимают, что НДФЛ на минимальные доходы — это экономический оксюморон и ещё один тормоз в развитии страны. Особенно когда бюджет имеет профицит в сотни миллиардов рублей. Эти деньги изымаются, в т. ч. и у самых бедных, но не расходуются на развитие страны, а лежат т. н. «свободными остатками» на счетах в нужных банках.

«Что касается налоговой сферы, мне кажется, что мы можем при таком профиците перейти к некоему аккуратному смягчению политики, но очень точечно. Например, можно создать необлагаемый минимум дохода физлиц, т. е. решить проблему для самых незащищённых людей с самыми низкими доходами, освободить их от налогов», — предлагает глава ВТБ Андрей Костин.

Даже по данным Росстата, в стране происходит резкий рост бедности. Уже более 21 млн наших соотечественников не живут, а существуют на доходы ниже прожиточного минимума. В этой связи закономерным становится вопрос о введении в России неналогооблагаемого дохода. Речь идёт о том, чтобы освободить от налогов людей с зарплатой до 13 тыс. в месяц. В 2018 году такую сумму получали на руки примерно 15% работающих (это порядка 11,5 млн человек). Граждане с минимальными доходами заплатили в прошлом году НДФЛ на 150 млрд руб. В общем объёме поступлений в бюджет от этого налога в 3 трлн 700 млрд это «капля в море».

Мера по освобождению малоимущих от НДФЛ могла бы оказать позитивное влияние на российскую экономику. Данный факт признал публично и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Отвечая на вопрос председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, поддерживает ли он данную инициативу, министр дал утвердительный ответ.

Даже в Советском Союзе при иной экономике и социальной политике был необлагаемый налогами минимальный доход — 70 рублей в месяц. По экспертным оценкам, это примерно 14-15 тыс. нынешних рублей. Более того, подобная практика существует во многих развитых странах.

В США, например, не облагают налогом доход в 12 тыс. долларов в год для одиноких и в два раза большую сумму — для семейных. Наличие детей увеличивает налоговые льготы. У нас же в России семьи с детьми практически не имеют никаких льгот, разве что многодетные получают копеечные послабления в части оплаты услуг ЖКХ.

И это в ситуации, когда естественная убыль населения в этом году станет рекордной за последние 11 лет. В Европе, где также наблюдается сложная демографическая ситуация, сумма необлагаемого дохода для семей с детьми считается суммарно, исходя из величины, позволяющей обеспечить минимально достойный уровень жизни для каждого её члена. Именно налоговое стимулирование бизнеса и налоговые послабления для потребителей являются сегодня важнейшими драйверами экономического роста. Однако этого до сих пор не осознали в нынешнем правительстве.

Да, в следующем году бюджетные расходы на программу «Социальная поддержка граждан» составят 4,5 трлн рублей. Замечательно! Только сначала эти деньги изымут из наших кошельков, в т. ч. и самых низкооплачиваемых категорий российского населения, а после начнут «героически» преодолевать бедность.

«Мы все очень беспокоимся по поводу того количества  населения, которое проживает ниже уровня прожиточного минимума. Это те люди, которых мы называем бедными, эта черта бедности беспокоит всех, и президент поставил задачу к 2024 году в два раза снизить уровень бедности. На конец прошлого года количество бедных составляло 13% от всего населения — это 18,9 млн человек. Это очень большая цифра. В этом году в рамках прогноза предполагалось сократить численность бедных до 10,5%, но сейчас на основании этого проекта бюджета показано, что берётся более реалистичная цифра — 12%. Это тоже немало, это на 1,5 млн сократить за год численность бедных, но, конечно, этой цели добиться очень сложно, если реальные доходы не растут и отстают от прогнозных показателей», — говорит председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин.

Содрать три шкуры с граждан, в т. ч. малоимущих, а после прикинуться этаким «меценатом», который с барского плеча увеличил расходы на социалку, — новая парадигма поведения тех, кто сегодня определяет социальную и финансовую политику в России. Борьба с бедностью за счёт бедных. Эта формула т. н. макроэкономической стабильности уже завела нашу экономику в ситуацию «околонуля», а доходы населения отшвырнула на уровень шестилетней давности.

Однако даже в этой ситуации представители той же «Единой России» сомневаются в необходимости обнуления НДФЛ для тех, кто не живёт, а выживает. Так, замглавы фракции «Единая Россия» в нижней палате парламента Андрей Исаев считает, что идея снижения ставки подоходного налога для малоимущих граждан заслуживает того, чтобы её обсудить, однако у государства есть и иные, адресные, а значит, более эффективные формы социальной поддержки малоимущих.

Знаете, какие примеры поддержки привёл господин Исаев? Например, освобождение обманутых дольщиков при компенсации от уплаты НДФЛ. Гениально! Или вот ещё: Госдума освободила от налога выплаты пострадавшим от стихийных бедствий. Иными словами, пока вас не обманули или пока на вас не обрушилось стихийное бедствие, никакой фискальной помощи не было и не будет. Такая нынче логика в «партии власти», которая имеет прямую корреляцию с позицией чиновников Минфина.

Они не готовы стимулировать реальный экономический рывок — достаточно посмотреть на исполнение бюджета страны. Они не готовы возвращать долги населению. Они не готовы стимулировать рост благосостояния российских семей через повышение оплаты труда. Они не готовы освободить бедных от налогов. К чему они готовы, так это к увеличению фискальной нагрузки на граждан и бизнес. И это в ситуации, когда российская экономика вступает в новую рецессию.

Промышленность в ноябре выросла всего на 0,3% год к году после 2,6% в октябре, это следует из данных Росстата. В следующем году ситуация может усугубиться. В том же ЦБ предупреждают о риске внешних шоков и неопределённости в глобальной экономике. Однако в правительстве и Госдуме готовы пока только к разговорам, а не к конкретным решениям, что чревато потерей времени. 2020-й, как и предыдущие пять лет, может стать очередным годом упущенных возможностей и ухудшения социально-экономической ситуации в России. Надеюсь, те, кто отвечает за эти вопросы, осознают всю серьёзность ситуации и активно работают над решением накопившихся проблем. А не ждут, когда грянет гром.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]