10 самолетов-гигантов
---
«Воздушная мощь — путь к победе» — так афористично называлась книга, написанная русским асом, конструктором и советником президента США Александром Прокофьевым-Северским. А что может быть более ярким воплощением воздушной мощи, нежели огромные самолеты? Правда, критерии понятия «воздушный гигант» меняются, но для своего времени эти машины действительно были самолетами-символами. А некоторые остаются таковыми и сегодня.
Воздушный корабль «Илья Муромец»
Самый большой бомбардировщик кануна и начала Первой мировой войны. Официально его называли «воздушным кораблем», а имя былинного богатыря закрепилось благодаря прессе.
Производился на Русско-Балтийском вагонном заводе (Руссобалте).
В декабре 1913 года в воздух поднялась первая машина с 16 сотрудниками на борту и собачкой Шкаликом. На второй машине в июне 1914 года конструктор Игорь Сикорский совершил рекордный перелет Москва — Киев.
С началом Первой мировой войны была создана Эскадра воздушных кораблей (ЭВК), которую возглавил глава Руссобалта Михаил Шидловский. Действуя против немцев и австрийцев, «Муромцы» осуществляли бомбардировки, которые оказывали на противника ошеломляющее впечатление. Ничего похожего на эти самолеты у других воюющих сторон в начале войны не было.
В ходе боевых действий погибли два «корабля»;-один был сбит 12 сентября 1916 году в бою с четырьмя немецкими истребителями, другой разбился в апреле 1917 года из-за диверсии, устроенной не желавшими воевать солдатами.
Всего было выпущено около 80 самолетов пяти основных модификаций. Несколько машин использовались красными и до 1923 года продолжали службу в качестве транспортников.
Тактико-технические характеристики:
Zeppelin Staaken R .VI
Самый большой самолет Первой мировой войны производился с 1916 года компанией «Флюйгцойгверт» и представлял своего рода ответ русскому «муромцу».
Глава фирмы граф Фердинанд фон Цеппелин прославился как конструктор дирижаблей, получивших в Германии его имя, но для создания этого гиганта привлек лучших авиационных инженеров Эрнста Хейнкеля, Клауса Дорнье, Гельмута Хирта и Адольфа Рорбаха.
В 1916 году две первые машины-прототипа использовались на Восточном фронте для бомбардировки железнодорожных станций и скоплений войск противника. Там же экипажи «цеппелинов» «познакомились» с русскими зенитчиками. При налете на военный лагерь в Кемери один самолет получил три шрапнельных попадания в крылья, но пилоты сумели привести поврежденную машину на аэродром. Так впервые проявилась высокая боевая живучесть этих бомбардировщиков. Однако их летные качества оставляли желать лучшего, и в 1917 году была создана модификация RVI. Из 18 машин серии 16 действовали на Западном фронте, отметившись участием в бомбардировках Лондона; 4 из них были сбиты в боях, а 8 разбились при ночных посадках на своих аэродромах.
После поражения в Первой мировой войне Германия лишилась права иметь собственные ВВС но один RVI использовался в качестве почтового самолета и в 1919 году разбился над Польшей.
Тактико-технические характеристики:
Messerschmitt Me.323 Gigant
Самый большой сухопутный грузовой самолет Второй мировой войны был построен на базе тяжелого военного планера Ме.321 Gigant с использованием двигателей французской фирмы «Gnome-Rhone». Немцы называли его «тряпичным», хотя, будучи обшит полотном и фанерой, он оказался не более пожароопасным, чем его металлические собратья.
Всего с лета 1942-го до начала 1944 года был выпущен 201 самолет. Использовались они в основном для снабжения окруженных в Сталинграде и других «котлах» Восточного фронта, а также войск в Северной Африке. При этом из-за своей тихоходности и огромных размеров эти самолеты несли большие потери от вражеских истребителей.
Летом 1943 года всего за три дня (26-28 июля) шесть «Гигантов» вместе с другими транспортными самолетами смогли перебросить с французской базы Истр в окрестности Рима 2-ю парашютно-десантную дивизию, которая осуществила операцию по захвату Вечного города.
Большая часть потерь Ме.323 пришлась на Западный фронт, где погибли 83 машины; 25 из них сбили истребители союзников.
В Ме.323 оказались реализованы многие новации, характерные для транспортников следующих поколений: широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколесное шасси.
Тактико-технические характеристики:
Boeing B-29 Superfortress («Суперкрепость»)
Самый мощный стратегический бомбардировщик Второй мировой войны начал разрабатываться в Соединенных Штатах в 1941 году для осуществления массированных бомбовых ударов по промышленным центрам противника. Главным конструктором самолета был болгарин Асен Йорданов.
Американцы использовали «суперкрепости» с 1944 года исключительно для борьбы с японцами. В 1944 году три самолета, получив повреждения, приземлились на территории СССР и были интернированы. Бюро Туполева добросовестно их скопировало, и с 1947 года Советская армия получала дальний
бомбардировщик Ту-4.
В-29 имел три кабины: переднюю для пилотов и штурманов, среднюю для стрелков и заднюю для стрелка хвостовой пулеметной установки. Самую громкую, хотя и неоднозначную известность снискали самолеты Enoia Gay и Bockscar, сбросившие 6 и 9 августа 1945 года атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Самым боевым считался Command Decision, стрелки которого сбили во время Корейской войны пять советских МиГ-15. В этой войне американцы, по официальным данным, потеряли 16 «суперкрепостей», по данным советской стороны-69.
Всего было выпущено 3970 машин этого типа. Последняя из них, Fifi, прослужила до 2006 года.
Тактико-технические характеристики:
Convair B-36 Peacemaker («Миротворец»)
Первый межконтинентальный стратегический бомбардировщик является рекордсменом по размаху крыла. Его разработка началась в 1941 году с прицелом на возможность межконтинентальных перелетов и бомбардировок Германии прямо с территории Соединенных Штатов.
Достичь соответствующих показателей по дальности удалось как раз к началу холодной войны, что превратило В-36 в основной самолет стратегических ядерных сил НАТО. Однако этот триумф был не слишком долгим. К числу слабых мест относилась двигательная система, включавшая 6 винтовых и 4 реактивных двигателя, сформулированная как «шесть крутятся, а четыре горят». Шутники переделали ее в «два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а еще два куда-то делись». Скандальный эпизод произошел 22 мая 1957 года, когда из летящего «Миротворца» вывалилась термоядерная бомба, упавшая в полукилометре от склада с ядерными боеприпасами. Взрыва и апокалипсиса не произошло по чистой случайности.
В боевых действиях В-36 не участвовал, но неплохо зарекомендовал себя в качестве самолета-шпиона.
В 1959 году был снят с вооружения.
Тактико-технические характеристики:
Ту-95 (по классификации НАТО — Bear — «Медведь»)
Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик стал символом холодной войны, и, пройдя через множество модификаций, до сих пор считается основой воздушной мощи России.
Изначально предназначался для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Создавался с 1951 года в конструкторском бюро Туполева группой Н. Е. Базенкова. На вооружение Советской армии поступил в 1956 году.
Этими машинами были укомплектованы две авиационные дивизии (106-я и 79-я), отвечавшие за северное (вплоть до Арктики) и южное (до Индийского океана) направления. Несколько самолетов постоянно находились на боевом дежурстве. Периодически осуществлялись прощупывания системы ПВО НАТО. В 1960-х годах это дважды приводило к столкновениям с истребителями потенциального противника, что закончилось гибелью британского истребителя Lightning и американского Fantom F-4.
В Российской Федерации новейшей модификацией Ту-95 МС укомплектованы две дивизии 37-й Воздушной армии авиации стратегического назначения.
Тактико-технические характеристики:
Boeing B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость»)
Является преемником В-36 в качестве основного стратегического бомбардировщика стран НАТО, а также рекордсменом по сроку службы. С учетом запланированных модернизаций, эту роль он будет нести как минимум до 2040 года.
Изначально В-52 разрабатывался под конкретную задачу — возможность доставки в любую точку СССР двух термоядерных бомб. На вооружение армии США поступил в марте 1956 года. 21 мая того же года с этого самолета в ходе испытаний на атолле Бикини была сброшена первая в мире водородная бомба.
В-52 принадлежит несколько рекордов по дальности полетов с дозаправкой в воздухе и без таковой. Последний из них был установлен 15 декабря 2006 года, когда «Стратосферная крепость» совершила полет продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом.
Этот бомбардировщик отметился в войнах во Вьетнаме (1965-1973), Персидском заливе (1991, 1996, 1998, с 2003-го), Югославии (1999), Афганистане (с 2001).
Тактико-технические характеристики:
Lockheed С — 5 Galaxy
До 1982 года являлся крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом.
К его созданию фирма «Локхид» приступила в 1966 году. Военно-транспортное авиационное командование США закупало Galaxy еще до завершения их испытаний (с 1971-го), что объяснялось проблемами со снабжением сражавшихся во Вьетнаме американских частей.
Конструкция С-5 представляет собой двухпалубный моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. На верхней палубе находятся кабина экипажа с салоном на 15 человек для отдыха лиц, сопровождающих грузы и технику, а также кабина на 75 человек. Еще 270 человек при необходимости могут разместиться в расположенной между двумя палубами грузовой кабине.
Самая крупная катастрофа с машиной этого типа произошла 4 апреля 1975 года при эвакуации семей сторонников американцев из Сайгона. Получив попадание ракетой с земли, С-5 совершил вынужденную посадку на рисовом поле. Из 382 человек, находившихся на борту, погибли 172 (в основном дети).
Выпуск «Гэлэкси» производился до 1989 года. В общей сложности были построены 131 самолет двух модификаций — А (81 штук) и В (50 штук).
Тактико-технические характеристики:
Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО — Condor — «Кондор»)
Самый большой из находящихся в данное время в эксплуатации военных самолетов. Изначально проектировался для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет в ОКБ им. O.K. Антонова (группой В. И. Толмачева). Первый испытательный полет прошел 24 декабря 1982 года в Киеве. В качестве транспортного средства «Руслан» превзошел самые смелые ожидания и стал использоваться для масштабных перевозок десантов и боевой техники.
На вооружение Советской армии Ан-24 начал поступать в 1987 году. В общей сложности было произведено 56 машин. 25 из них находятся на вооружении ВВС России; остальные принадлежат двум российским и одной украинской авиатранспортным компаниям.
В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезенного коммерческого груза. Из Парижа в Доху доставили химреактор весом 125 т, а общий вес груза составил 140 т.
С 2006 года российские и украинские бизнесмены при активном участии правительств своих стран пытались возобновить производство Ан-124, но последние события на Украине делают реализацию этого проекта практически нереальной.
Тактико-технические характеристики:
Ту-160
Этот бомбардировщик является самым крупным и мощным в истории сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым из боевых самолетов.
Разрабатывался с начала 1970-х годов в конструкторском бюро Сухого как симметричный ответ на создававшийся в этот же период американцами сверхзвуковой бомбардировщик В-1.
Первый полет Ту-160 состоялся в 1981 году, а серийный выпуск начался в 1984-м. В 1992 году производство было приостановлено президентом Борисом Ельциным в качестве своего рода жеста доброй воли, призванного убедить американцев отказаться от выпуска В-2. Жест не оценили, и с 2000 года на вооружение ВВС России стали поступать новые самолеты Ту-160, кроме того, проводится модернизация уже имеющихся бомбардировщиков. В 1999 году 8 машин Украина передала России в счет уплаты долга по газу.
10 июня 2010 года два бомбардировщика Ту-160 установили рекорд полета на максимальную дальность, составивший 18 тысяч километров за 24 часа 24 минуты.
В 2013 году на вооружении ВВС России находилось 16 самолетов Ту-160.
Тактико-технические характеристики:
Воздушный корабль «Илья Муромец»
Самый большой бомбардировщик кануна и начала Первой мировой войны. Официально его называли «воздушным кораблем», а имя былинного богатыря закрепилось благодаря прессе.
Производился на Русско-Балтийском вагонном заводе (Руссобалте).
В декабре 1913 года в воздух поднялась первая машина с 16 сотрудниками на борту и собачкой Шкаликом. На второй машине в июне 1914 года конструктор Игорь Сикорский совершил рекордный перелет Москва — Киев.
С началом Первой мировой войны была создана Эскадра воздушных кораблей (ЭВК), которую возглавил глава Руссобалта Михаил Шидловский. Действуя против немцев и австрийцев, «Муромцы» осуществляли бомбардировки, которые оказывали на противника ошеломляющее впечатление. Ничего похожего на эти самолеты у других воюющих сторон в начале войны не было.
В ходе боевых действий погибли два «корабля»;-один был сбит 12 сентября 1916 году в бою с четырьмя немецкими истребителями, другой разбился в апреле 1917 года из-за диверсии, устроенной не желавшими воевать солдатами.
Всего было выпущено около 80 самолетов пяти основных модификаций. Несколько машин использовались красными и до 1923 года продолжали службу в качестве транспортников.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 18,2 м
- Размах крыльев — 31,1 м
- Масса пустого самолета — 4,8 т
- Масса загруженного самолета — 7,5 т
- Продолжительность полета — 4,4 ч
- Двигатели — 4 «Рено» по 220 л. с.
- Экипаж — 6-8 человек
- Вооружение — до 8 пулеметов, до 1,5 т бомб
Zeppelin Staaken R .VI
Самый большой самолет Первой мировой войны производился с 1916 года компанией «Флюйгцойгверт» и представлял своего рода ответ русскому «муромцу».
Глава фирмы граф Фердинанд фон Цеппелин прославился как конструктор дирижаблей, получивших в Германии его имя, но для создания этого гиганта привлек лучших авиационных инженеров Эрнста Хейнкеля, Клауса Дорнье, Гельмута Хирта и Адольфа Рорбаха.
В 1916 году две первые машины-прототипа использовались на Восточном фронте для бомбардировки железнодорожных станций и скоплений войск противника. Там же экипажи «цеппелинов» «познакомились» с русскими зенитчиками. При налете на военный лагерь в Кемери один самолет получил три шрапнельных попадания в крылья, но пилоты сумели привести поврежденную машину на аэродром. Так впервые проявилась высокая боевая живучесть этих бомбардировщиков. Однако их летные качества оставляли желать лучшего, и в 1917 году была создана модификация RVI. Из 18 машин серии 16 действовали на Западном фронте, отметившись участием в бомбардировках Лондона; 4 из них были сбиты в боях, а 8 разбились при ночных посадках на своих аэродромах.
После поражения в Первой мировой войне Германия лишилась права иметь собственные ВВС но один RVI использовался в качестве почтового самолета и в 1919 году разбился над Польшей.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 22,1 м
- Размах крыльев — 42,2 м
- Масса пустого самолета — 7,6 т
- Масса загруженного самолета -11,4 т
- Потолок высоты — 3800 м
- Двигатели — 4 «Мерседес» DIVa по 260 л. с.
- Экипаж — 7-10 человек
- Вооружение — до 5-6 пулеметов «палабеллум», до 2 т бомб
Messerschmitt Me.323 Gigant
Самый большой сухопутный грузовой самолет Второй мировой войны был построен на базе тяжелого военного планера Ме.321 Gigant с использованием двигателей французской фирмы «Gnome-Rhone». Немцы называли его «тряпичным», хотя, будучи обшит полотном и фанерой, он оказался не более пожароопасным, чем его металлические собратья.
Всего с лета 1942-го до начала 1944 года был выпущен 201 самолет. Использовались они в основном для снабжения окруженных в Сталинграде и других «котлах» Восточного фронта, а также войск в Северной Африке. При этом из-за своей тихоходности и огромных размеров эти самолеты несли большие потери от вражеских истребителей.
Летом 1943 года всего за три дня (26-28 июля) шесть «Гигантов» вместе с другими транспортными самолетами смогли перебросить с французской базы Истр в окрестности Рима 2-ю парашютно-десантную дивизию, которая осуществила операцию по захвату Вечного города.
Большая часть потерь Ме.323 пришлась на Западный фронт, где погибли 83 машины; 25 из них сбили истребители союзников.
В Ме.323 оказались реализованы многие новации, характерные для транспортников следующих поколений: широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколесное шасси.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 28,5 м
- Высота — 9,6 м
- Максимальная взлетная масса — 43 т
- Масса полезной нагрузки -11т
- Практическая дальность — 800 км
- Потолок высоты — 4700 м
- Двигатели — 6 радиальных «Gnome-Rhone» по 950 л. с
Boeing B-29 Superfortress («Суперкрепость»)
Самый мощный стратегический бомбардировщик Второй мировой войны начал разрабатываться в Соединенных Штатах в 1941 году для осуществления массированных бомбовых ударов по промышленным центрам противника. Главным конструктором самолета был болгарин Асен Йорданов.
Американцы использовали «суперкрепости» с 1944 года исключительно для борьбы с японцами. В 1944 году три самолета, получив повреждения, приземлились на территории СССР и были интернированы. Бюро Туполева добросовестно их скопировало, и с 1947 года Советская армия получала дальний
бомбардировщик Ту-4.
В-29 имел три кабины: переднюю для пилотов и штурманов, среднюю для стрелков и заднюю для стрелка хвостовой пулеметной установки. Самую громкую, хотя и неоднозначную известность снискали самолеты Enoia Gay и Bockscar, сбросившие 6 и 9 августа 1945 года атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Самым боевым считался Command Decision, стрелки которого сбили во время Корейской войны пять советских МиГ-15. В этой войне американцы, по официальным данным, потеряли 16 «суперкрепостей», по данным советской стороны-69.
Всего было выпущено 3970 машин этого типа. Последняя из них, Fifi, прослужила до 2006 года.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 30,18 м
- Размах крыла — 43,04 м
- Высота — 8,47 м
- Максимальная взлетная масса — 63,5 т
- Практический потолок — 12 070 м
- Практическая дальность — 6380 км
- Максимальная скорость — 604 км/ч
- Двигатели — 4 двигателя по 2200 л. с.
- Максимальная бомбовая нагрузка — 9 т
- Вооружение -12 пулеметов
Convair B-36 Peacemaker («Миротворец»)
Первый межконтинентальный стратегический бомбардировщик является рекордсменом по размаху крыла. Его разработка началась в 1941 году с прицелом на возможность межконтинентальных перелетов и бомбардировок Германии прямо с территории Соединенных Штатов.
Достичь соответствующих показателей по дальности удалось как раз к началу холодной войны, что превратило В-36 в основной самолет стратегических ядерных сил НАТО. Однако этот триумф был не слишком долгим. К числу слабых мест относилась двигательная система, включавшая 6 винтовых и 4 реактивных двигателя, сформулированная как «шесть крутятся, а четыре горят». Шутники переделали ее в «два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а еще два куда-то делись». Скандальный эпизод произошел 22 мая 1957 года, когда из летящего «Миротворца» вывалилась термоядерная бомба, упавшая в полукилометре от склада с ядерными боеприпасами. Взрыва и апокалипсиса не произошло по чистой случайности.
В боевых действиях В-36 не участвовал, но неплохо зарекомендовал себя в качестве самолета-шпиона.
В 1959 году был снят с вооружения.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 49,4 м
- Размах крыла — 70,1 м
- Высота — 14,25 м
- Максимальная взлетная масса — 190 т
- Практический потолок — 15 000 м
- Практическая дальность — 11 000 км
- Максимальная скорость — 685 км/ч
- Двигатели — 6 поршневых по 3800, л. с. и 4 турбореактивных по 23 кН
- Максимальная бомбовая нагрузка — 39 т
- Вооружение -16 пушек (20 мм)
- Экипаж — 5 человек
Ту-95 (по классификации НАТО — Bear — «Медведь»)
Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик стал символом холодной войны, и, пройдя через множество модификаций, до сих пор считается основой воздушной мощи России.
Изначально предназначался для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Создавался с 1951 года в конструкторском бюро Туполева группой Н. Е. Базенкова. На вооружение Советской армии поступил в 1956 году.
Этими машинами были укомплектованы две авиационные дивизии (106-я и 79-я), отвечавшие за северное (вплоть до Арктики) и южное (до Индийского океана) направления. Несколько самолетов постоянно находились на боевом дежурстве. Периодически осуществлялись прощупывания системы ПВО НАТО. В 1960-х годах это дважды приводило к столкновениям с истребителями потенциального противника, что закончилось гибелью британского истребителя Lightning и американского Fantom F-4.
В Российской Федерации новейшей модификацией Ту-95 МС укомплектованы две дивизии 37-й Воздушной армии авиации стратегического назначения.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 49,09 м
- Размах крыла — 50,04 м
- Масса пустого самолета — 98,5 т
- Максимальная взлетная масса — 185 т
- Практический потолок — 10 500 м
- Практическая дальность — 10 500 км
- Максимальная скорость — 830 км/ч
- Двигатели-4 двигателя НК-12 по 15 000 л. с.
- Защитное вооружение — две пушки АМ-23 или ГШ-23
Boeing B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость»)
Является преемником В-36 в качестве основного стратегического бомбардировщика стран НАТО, а также рекордсменом по сроку службы. С учетом запланированных модернизаций, эту роль он будет нести как минимум до 2040 года.
Изначально В-52 разрабатывался под конкретную задачу — возможность доставки в любую точку СССР двух термоядерных бомб. На вооружение армии США поступил в марте 1956 года. 21 мая того же года с этого самолета в ходе испытаний на атолле Бикини была сброшена первая в мире водородная бомба.
В-52 принадлежит несколько рекордов по дальности полетов с дозаправкой в воздухе и без таковой. Последний из них был установлен 15 декабря 2006 года, когда «Стратосферная крепость» совершила полет продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом.
Этот бомбардировщик отметился в войнах во Вьетнаме (1965-1973), Персидском заливе (1991, 1996, 1998, с 2003-го), Югославии (1999), Афганистане (с 2001).
Тактико-технические характеристики:
- Длина-49,05 м
- Размах крыла — 56,39 м
- Масса пустого самолета — 83,25 т
- Максимальная взлетная масса — 120 т
- Практический потолок — 17 765 м
- Перегоночная дальность — 16 090 км
- Максимальная скорость на большой высоте — 937 км/ч
- Двигатели — 8 двигателей Pratt and Withney общей мощностью 75,6 кН
- Защитное вооружение — автоматическая шестиствольная пушка М-61 (20 мм) в хвосте ствола (в 1994 году демонтирована)
- Бомбовое вооружение — до 31,5 т
Lockheed С — 5 Galaxy
До 1982 года являлся крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом.
К его созданию фирма «Локхид» приступила в 1966 году. Военно-транспортное авиационное командование США закупало Galaxy еще до завершения их испытаний (с 1971-го), что объяснялось проблемами со снабжением сражавшихся во Вьетнаме американских частей.
Конструкция С-5 представляет собой двухпалубный моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. На верхней палубе находятся кабина экипажа с салоном на 15 человек для отдыха лиц, сопровождающих грузы и технику, а также кабина на 75 человек. Еще 270 человек при необходимости могут разместиться в расположенной между двумя палубами грузовой кабине.
Самая крупная катастрофа с машиной этого типа произошла 4 апреля 1975 года при эвакуации семей сторонников американцев из Сайгона. Получив попадание ракетой с земли, С-5 совершил вынужденную посадку на рисовом поле. Из 382 человек, находившихся на борту, погибли 172 (в основном дети).
Выпуск «Гэлэкси» производился до 1989 года. В общей сложности были построены 131 самолет двух модификаций — А (81 штук) и В (50 штук).
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 75,54 м
- Высота — 19,85 м
- Размах крыла — 67,88 м
- Масса пустого самолета — 169,6 т
- Максимальная взлетная масса — 379,6 т
- Практический потолок — 10 895 м
- Практическая дальность — 10 411 км
- Максимальная скорость — 919 км/ч
- Двигатели — 4 двигателя General Electric по 222 кН
- Масса полезного груза — 118,3 т
- Экипаж — 5 человек
Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО — Condor — «Кондор»)
Самый большой из находящихся в данное время в эксплуатации военных самолетов. Изначально проектировался для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет в ОКБ им. O.K. Антонова (группой В. И. Толмачева). Первый испытательный полет прошел 24 декабря 1982 года в Киеве. В качестве транспортного средства «Руслан» превзошел самые смелые ожидания и стал использоваться для масштабных перевозок десантов и боевой техники.
На вооружение Советской армии Ан-24 начал поступать в 1987 году. В общей сложности было произведено 56 машин. 25 из них находятся на вооружении ВВС России; остальные принадлежат двум российским и одной украинской авиатранспортным компаниям.
В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезенного коммерческого груза. Из Парижа в Доху доставили химреактор весом 125 т, а общий вес груза составил 140 т.
С 2006 года российские и украинские бизнесмены при активном участии правительств своих стран пытались возобновить производство Ан-124, но последние события на Украине делают реализацию этого проекта практически нереальной.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 69,1 м
- Высота — 21,08 м
- Размах крыла — 73,3 м
- Масса пустого самолета — 178,4 т
- Грузоподъемность -120 т
- Максимальная взлетная масса — 392 т
- Практический потолок — 11 600 м
- Практическая дальность — 4800 км с максимальным грузом
- Максимальная скорость — 865 км/ч
- Двигатели — 4 двигателя ТРДД Д-18Д по 229,85 кН
- Экипаж — 8 человек
- Количество пассажиров — 28 человек
Ту-160
Этот бомбардировщик является самым крупным и мощным в истории сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым из боевых самолетов.
Разрабатывался с начала 1970-х годов в конструкторском бюро Сухого как симметричный ответ на создававшийся в этот же период американцами сверхзвуковой бомбардировщик В-1.
Первый полет Ту-160 состоялся в 1981 году, а серийный выпуск начался в 1984-м. В 1992 году производство было приостановлено президентом Борисом Ельциным в качестве своего рода жеста доброй воли, призванного убедить американцев отказаться от выпуска В-2. Жест не оценили, и с 2000 года на вооружение ВВС России стали поступать новые самолеты Ту-160, кроме того, проводится модернизация уже имеющихся бомбардировщиков. В 1999 году 8 машин Украина передала России в счет уплаты долга по газу.
10 июня 2010 года два бомбардировщика Ту-160 установили рекорд полета на максимальную дальность, составивший 18 тысяч километров за 24 часа 24 минуты.
В 2013 году на вооружении ВВС России находилось 16 самолетов Ту-160.
Тактико-технические характеристики:
- Длина — 54,1 м
- Высота — 13,1 м
- Размах крыла — 55,7 м
- Масса пустого самолета -110 т
- Максимальная взлетная масса — 275 т
- Практический потолок — 21 000 м
- Практическая дальность — 12 300 км
- Максимальная скорость на высоте — 2230 км/ч
- Двигатели- 4 двигателя ТРДДФ НК-32 по 229,85 кН
- Вооружение как носителя — крылатые ракеты Х-55 СМ
- Экипаж — 4 человека
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]