«Адский косильщик»: грозное советское оружие, так и не увидевшее свет
---
Стимулом к созданию «Адского косильщика» стала стычка с Поднебесной, случившаяся в 1969 г. на о. Даманский. Противник атаковал советских пограничников, но нападение китайцев успешно отразили. У них погибло примерно 700 солдат. Однако было убито 58 и ранено 94 красноармейца.
Китайцев разгромили единственным залпом «Града», для которого это был военный дебют.
В дальнейшем Минобороны стало размышлять над тем, какое оружие может действовать так же эффективно как БМ-21, но поражать лишь личный состав армии неприятеля. Прекрасным решением показалась сверхзвуковая авиамашина, пролетающая очень низко над землей и уничтожающая врага ударной волной.
Во второй половине 1960-х годов в стране Советов имелся крепкий научный фундамент в отношении создания военных сверхзвуковых авиамашин. Результаты исследований свидетельствовали о том, что пролетая на высоте 30 – 50 м, воздушное судно на сверхзвуковой скорости способно образовать ударные волны со скачком давления в P = 500+1000 кг/м2.
Для людей и небольших представителей фауны влияние подобного перепада давления означало гарантированную гибель из-за обширного повреждения кровеносных сосудов.
Всем было известно, что при передвижении с быстротой, превышающей скорость звука, даже на сравнительно крупной высоте, механическая ударная волна, образуемая авиамашиной, может создать проблемы. Как правило, она разбивает стекла в окнах верхних этажей строений. Порой небольшие звери и пернатые получают тяжелый ущерб для здоровья, часто приводящий их к гибели.
Чем ниже летит самолет, тем смертоноснее и разрушительнее ударная волна. Тщательно исследовав данный вопрос и убедившись, что у Америки таких разработок нет, в советском Минобороны решили быстро приступить к созданию нового оружия. Для этого привлекли работников КБ Мясищева.
Авиаинженеры были вынуждены создавать «косильщика» с нуля, поскольку аналогов ему не существовало.
Конструкторы предложили ряд версий воздушного судна, обладавших взлетной массой в пределах 20 – 165 т. Программа предполагала большое количество любопытных ноу-хау. Например, отделяемую спасательную капсулу-кабину, предельно плоский корпус самолета и выдвигающий клин внизу фюзеляжа, созданный для усиления ударной волны во время полета.
Для самолетов М-25 создали гигантские моторы, которые должны были монтироваться в группах по 4-6 двигателей. Подобная конструкция объяснялась тем, что достичь сверхзвуковой скорости в самых плотных, нижних слоях атмосферы военному воздушному судну крайне трудно.
Предполагалось, что для уничтожения вражеских солдат авиамашина должна пролететь в 50 м от земли на форсаже, оставляя позади себя дорогу из моментально погибших и находящихся при смерти от внутренних повреждений военнослужащих неприятеля.
Однако проект «Адский косильщик» так и не реализовали. Осуществив расчеты, разработку М-25 объявили нерентабельной, и программа прекратила свое существование. На это было несколько причин.
Прежде всего, убойный эффект для противника существовал лишь теоретически.
Работы продолжались до 1972 года, были проработаны пять базовых конфигураций самолета М-25, причем пятый вариант имел длину фюзеляжа около 100 м!
В аэродинамических трубах ЦАГИ (Т-112, Т-113) и ИТПМ (Т-313) были продуты модели, получены первые результаты. Тему закрыли в 1972 году и свыше 35 лет материалы этой работы имели гриф «Совершенно секретно».
Летать М-25 мог низко на колоссальной скорости, в связи с чем использовать «Адский косильщик» можно было исключительно над идеально прямым ландшафтом местности (в поле, степи и т.п.).
В реальной боевой обстановке подобные большие и ровные площади с безоружными солдатами неприятеля почти не попадаются. Кроме того, М-25 был практически беззащитен перед системами ПВО. Его могли легко сбить.
Наконец, самолет потреблял слишком много топлива при форсаже. В течение нескольких минут горючее заканчивалось и «Адскому косильщику» приходилось улетать на аэродром для срочного пополнения топлива.
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]