Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума
24.11.2019 8 887 0 +231 Agagrinn

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума

---
+231
В закладки
Двадцатые-тридцатые — эпоха лётчиков, «рок-звёзд» межвоенного периода. Храбрые покорители воздушного океана, живущие среди опасностей, пользовались всеобщим уважением. Но и среди них были те, кого преследовало постоянное и обидное невезение. Один из таких героических неудачников — полярный лётчик Сигизмунд Леваневский.

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума Леваневский, Сигизмунд, Леваневского, через, лётчик, полюс, Америку, АНТ25, стала, Аляске, Николай, может, Штаты, самолёта, лётчиков, отношения, бортмеханик, нашли, Чукотки, причиной

Многообещающий старт

Ранняя биография Леваневского типична для знаменитых советских авиаторов 30-х годов — Гражданская война (за красных), лётная школа, освоение Арктики.

Дела резко пошли в гору после провала кругосветного полёта Джеймса Маттерна летом 1933 года — американец потерпел крушение на бескрайних просторах Чукотки. Гостя успешно нашли и приютили чукчи. Но специфика местного быта в виде попустительского отношения к гигиене и мороженой моржатины на обед медленно, но верно доводили «гостя поневоле» до ручки.

Чукчи тревожно жаловались: «Маттерн ничего не ест, как бы не помер».

Словом, требовалось как можно быстрее отправить американца домой. Это и сделал Леваневский, прилетев на Анадырь и доставив Маттерна в город Ном на Аляске. Американец радовался как ребёнок, чуть ли не целовал землю и горячо благодарил Леваневского.

Скоро эту новость подхватили американские СМИ. Сигизмунд Леваневский приобрел в Америке репутацию настоящего героя — быть может, не такого крутого, как Линдберг или братья Райт, но тем не менее. Советский же Союз отчаянно нуждался в репутации. Особенно в Соединённых Штатах, откуда в то время черпались инженеры, технические решения и целые «заводы под ключ».

Внезапно образовавшиеся у Леваневского связи с Америкой не стал бы использовать только глупец. Карьера нашего героя резко пошла в гору.

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума Леваневский, Сигизмунд, Леваневского, через, лётчик, полюс, Америку, АНТ25, стала, Аляске, Николай, может, Штаты, самолёта, лётчиков, отношения, бортмеханик, нашли, Чукотки, причиной

Фото советских и американских лётчиков: Джимми Маттерн — в верхнем ряду справа, Сигизмунд Леваневский — в нижнем ряду в центре, г. Ном, штат Аляска

Герой авансом

Новая возможность отличиться представилась уже в следующем, 1934 году. Утонул затёртый льдами у берегов всё той же Чукотки пароход «Челюскин». На льду остались 104 человека, которых срочно требовалось вывозить.

К месту гибели парохода тут же бросилась орава лётчиков, в том числе и Леваневский. Пути его, правда, были, на первый взгляд, неисповедимы — его, лётчика Слепнева и уполномоченного правительственной комиссии Ушакова командировали в Америку. Совершив путешествие через Европу, Атлантику и Соединённые Штаты, группа добралась до Аляски, где их уже ждали два американских самолёта «Флитстер».

Все шло неплохо вплоть до того момента, как Леваневский разбил свой «Флитстер» — а заодно и голову — при неудачной посадке на Чукотке, не долетев при этом до челюскинцев. Но учреждённое по итогам спасательной операции звание Героя СССР он всё равно получил. Видимо, чтобы не портить в Штатах впечатление о человеке, хорошо наладившем с американцами контакт.

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума Леваневский, Сигизмунд, Леваневского, через, лётчик, полюс, Америку, АНТ25, стала, Аляске, Николай, может, Штаты, самолёта, лётчиков, отношения, бортмеханик, нашли, Чукотки, причиной

Американский лётчик Джо Кроссен, лётчик полярной авиации Маврикий Слепнёв, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, лётчик Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фербенкс на Аляске (слева направо), 1934

Конфликт с Туполевым

Отлично понимая, что гордое звание Героя досталось ему скорее за хорошие отношения с американцами, Леваневский стремился совершить нечто яркое, чтобы никто уже не мог сомневаться в его заслугах.

Такой возможностью стала попытка беспосадочного перелёта в США через Северный полюс на «рекордном» сверхдальнем самолёте АНТ-25. Леваневский стартовал 3 августа 1935 года, но в итоге вернулся обратно — в самолёте потекло масло.

По возвращении оказалось, что неисправность была пустяковой. О полёте, рассчитывая получить максимальный пропагандистский эффект, громко раструбили заранее.

Эффект в результате вышел «со знаком минус».

Всё это не могло не привести к конфликтам и взаимным обвинениям. В итоге Леваневский смело пошёл с козырей — прямо в кабинете Сталина во время публичного заседания назвал Туполева вредителем и отказался летать на самолётах его конструкции.

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума Леваневский, Сигизмунд, Леваневского, через, лётчик, полюс, Америку, АНТ25, стала, Аляске, Николай, может, Штаты, самолёта, лётчиков, отношения, бортмеханик, нашли, Чукотки, причиной

АНТ-25

Закрыв себе тем самым доступ к штурвалу АНТ‑25.

Билет в один конец

Леваневского отправили в Америку перегонять купленные для изучения самолёты. В 1936 году он совершил крупный, почти на 20 тысяч километров, перелёт из Лос-Анджелеса в Москву — не по прямой, а через полярные территории на Аляске и в СССР. Перелёт, конечно, не беспосадочный — что, как все понимали, не так впечатляюще, как проваленная в прошлом году попытка.

Поэтому наш герой стремился её повторить. Благо для этого нашёлся самолёт — четырёхмоторный красавец ДБ-А. Надо сказать, нашёлся вовремя — ведь в июне-июле 1937-го уже случились перелёты в Штаты через Северный полюс — на том самом АНТ-25, который так решительно отверг Леваневский.

В отличие от туполевской машины, созданной ради рекордов дальности, ДБ-А был бомбардировщиком. Это давало Леваневскому возможность стать первым, кто не просто совершил беспосадочный перелёт в Штаты через полюс, но ещё и доставил таким образом первый коммерческий груз.

Это были хорошие новости, но за ними последовали плохие. Главной проблемой стала «сырость» самолёта — если на АНТ-25 после неудачи 1935 года успели проверить каждую мелочь, то новый ДБ-А мог преподносить всё новые и новые сюрпризы.

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума Леваневский, Сигизмунд, Леваневского, через, лётчик, полюс, Америку, АНТ25, стала, Аляске, Николай, может, Штаты, самолёта, лётчиков, отношения, бортмеханик, нашли, Чукотки, причиной

Экипаж самолёта ДБ-А перед полётом (слева направо) : Николай Галковский — радист, Николай Кастанаев — второй пилот, Сигизмунд Леваневский — командир, Григорий Побежимов — бортмеханик, Николай Годовиков — бортмеханик, Виктор Левченко — штурман

Возможно, именно эта «сырость» и стала причиной того, что, вылетев в Америку 12 августа 1937 года, экипаж Леваневского так и не вернулся. Его самолёт активно искали, теряя в процессе поисковых операций людей — в том числе и опытнейшего полярного лётчика Бабушкина, — но так и не нашли до сих пор. Найдут ли когда-нибудь — неизвестно.

Пропавший ДБ-А может лежать где угодно — например, на дне Северного Ледовитого океана.

Если это на самом деле так, то мы никогда не узнаем, что же стало причиной исчезновения Леваневского — техническая неисправность, потерянная ориентировка или человеческий фактор. Точно известно одно: отработать свой «аванс» одному из первых Героев Советского Союза так и не удалось. Но никто не может обвинить Леваневского в том, что он не пытался.

Тимур Шерзад
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]