Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу
17.11.2019 8 350 0 +197 Adriezan

Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу

---
+197
В закладки
Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу которая, девушка, который, также, сказке, через, сказки, девушки, женщины, инициации, сказок, народов, девочка, Василиса, медведя, Морозко, вариантах, собой, встречает, вероятно


Везде, где растёт лес, живут девочки разных народов. Но не у всех народов есть сказка о девочке (а точнее, совсем молодой девушке) в лесу. Есть теория, что такие сказки появились там, где женщины в обществе были более или менее значимы, видимы и активны — ведь это сказка об инициации, и путешествие в лес — форма инициации, которая подчёркивает, что девушка должна уметь действовать самостоятельна. В других случаях рассказывают сказки о девушках в башне или тереме — такая инициация популярна у народов, где от женщины требовалась максимальная покорность.

Кого в лесу встретишь, Морозко или вонючего тигра?



Самое «пассивное» приключение переживают в сказках девушки, чьё приключение ограничилось умением быть вежливой. В русской сказке «Морозко» девушка, вывезенная отцом в лес, встречает воплощение зимнего холода — вероятно, это память о старом языческом боге смерти и зиме, Карачуне. В индонезийской же сказке девушка оказывается в джунглях сама и навстречу ей выходит покрытый нарывами тигр, который просит о помощи: почистить ему раны.

И бог смерти, и животное антропологами трактуются как представители мира предков. Девушек награждают не просто за вежливость к незнакомцу: подразумевается, что они умеют оказать уважение духам предков, что, вероятно, было особенным требованием к женщинам. Практически везде именно женщины присматривают за могилами, за похоронными обрядами и за тем, чтобы память умерших в семье чтилась.

Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу которая, девушка, который, также, сказке, через, сказки, девушки, женщины, инициации, сказок, народов, девочка, Василиса, медведя, Морозко, вариантах, собой, встречает, вероятно
Кадр из фильма *Морозко*.

Чтобы проверить, насколько девушка способна держать лицо и уважать смерть и предков, Морозко и тигр предлагают испытания. Морозко делает всё холоднее и спрашивает, тепло ли девушке. Нарывы тигра, пока их чистят, ужасно воняют, и тигр спрашивает об их запахе. Успешно выучившая правила отношения к предкам девушка отвечает, несмотря ни на что, стойко вежливо — и выживает, а также получает награду, которая поможет удачно выйти замуж (стать взрослой). А сестра или соседская девочка, которая не смогла держать лицо, погибает.

Девочка и пирожки: Красная Шапочка и Маша



Сюжет Красной Шапочки помнят все. Девочка, несущая хлеб (пирожки) и вино (в некоторых вариантах скромно заменённое маслом) через лес, явно совершает ритуальное подношение предкам. И действительно, она идёт не к кому-то, а к своей лежачей бабушке. Лежащая старуха в сказках об инициации символизирует давно мёртвую праматерь, которая продолжает оказывать покровительство семье.

Интересно, что часто инициируемый лишался перед обрядом правом пользоваться детским именем и получал какое-нибудь прозвище или «общее» имя — слишком часто встречающееся. Это отображено и в знаменитой сказке, где девочку называют по головному убору, кстати, красному — а у многих народов красный цвет в одежде дозволялся подросткам только по достижении полового созревания. В русских деревнях, например, поэтому детям считалось неуместным носить красные рубахи.

Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу которая, девушка, который, также, сказке, через, сказки, девушки, женщины, инициации, сказок, народов, девочка, Василиса, медведя, Морозко, вариантах, собой, встречает, вероятно
В какой-то момент Красную Шапочку стали изображать умильным ребёнком, а не подростком. Но совсем маленькой девочке совершенно не с чего путешествовать через весь лес.

По пути в лесу девочка встречает ещё одного предка — волка (он зверь, а также потом недвусмысленно подменяет собой бабушку). В разных вариантах сказки сюжет заканчивается или гибелью девушки, или её чудесным спасением с помощью мужчин из леса — охотников или лесорубов.

В сказке о Маше и медведе Маша оказывается у дома медведя в лесу случайно, и тот говорит ей, что она будет жить у него, готовить. убираться и так далее. Но речь идёт не просто о трудовом рабстве. Позже Маша просит медведя отнести гостинцы её семье — а это было в русских семьях в обычае, когда речь шла о… жене и муже. Муж чаще навещал тёщу, чем дочь — мать, так что замужние женщины передавали через мужа гостинцы.

Хитростью Маша заставляет медведя вынести её в заплечном коробе из леса. Заметьте, как по-хозяйски она покрикивает на него: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, всё вижу!» Это тоже интонации жены.

Несмотря на разные, казалось бы, сюжеты, в них есть кое-что общее: мотив сексуальной связи с мужчиной-предком, временного замужества перед настоящей взрослой жизнью. Если Маша ведёт себя, как жена, то Красной Шапочке волк предлагает лечь с ним в постель (в лёгком варианте — символически сесть возле постели), и она выполняет это и заводит разговор о его слишком больших частях тела.

Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу которая, девушка, который, также, сказке, через, сказки, девушки, женщины, инициации, сказок, народов, девочка, Василиса, медведя, Морозко, вариантах, собой, встречает, вероятно
Со временем сказочная Маша стала восприниматься как маленькая девочка, потому что сами сказки превратились в развлечение для малышни без особого смысла.

Конечно же, всю подоплёку этих сказок давным-давном растеряли, и можно их без сомнений рассказывать детям: они превратились в обычные сказки о том, как обмануть злодея. Но отзвуки инициации через временный брак с предком (или мужчиной племени, который его представляет) при пристальном взгляде хорошо видны.

Есть и ещё один интересный мотив, который отражает, вероятно, тревоги более поздних времён: оба раза девочка, принявшая помощь от незнакомого мужчины, оказывается им похищена (в случае с волком — символически). С другой стороны, это может быть также отголоском старого обряда свадьбы через умыкание.

Девушка, которая может за себя постоять: Василисушка и Алёнка-Крапивница



Иногда девушки, идущие в сказках лес, получают атрибуты, схожие с теми, что у юношей-героев. В одной из сказок девушка по имени Василиса идёт в лес поневоле — злая мачеха гонит её там найти огня, который «везде закончился» — ни много, ни мало, исполнить роль Прометея или Мауи, крадущего огонь у богов. Василиса в некоторых вариантах вооружается топором, а также берёт с собой куколку, которая представляет собой воплощённое благословение матери — то есть её науку (как общаться с потусторонним миром), её любовь и, поскольку мать мертва, помощь ближайшего предка.

У бабы Яги, которая, в отличие от многих сказок, не на печи сидит, а управляет месяцем и солнцем — то есть, скорее богиня, чем просто предок — Василиса проходит ученье и, наконец, возвращается домой с волшебным посохом, на вершине которого — череп с огнём в глазницах. Этот огонь сжигает мачеху и сводных сестёр Василисы. Возможно, это символический акт прощания с семьёй — ведь во взрослой жизни девушки выходили замуж или уходили в жрицы, в любом случае умирая для своей семьи. Возможно, сёстры пострадали потому, что отказались тоже пройти инициацию, зайдя в лес за огнём, а мачеха — как воплощение негодной, неподготовившей дочерей к испытанию матери.

Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу которая, девушка, который, также, сказке, через, сказки, девушки, женщины, инициации, сказок, народов, девочка, Василиса, медведя, Морозко, вариантах, собой, встречает, вероятно
Иллюстрации Ивана Билибина. Василиса идёт от Бабы Яги с волшебным оружием в руке.

В белорусской сказке Алёнку-Крапивницу отправляют искать и приводить домой пропавших старших братьев, и притом, словно герою, дают ей коня. Только едет Алёнка не верхом, а в телеге, и по пути к ней прибивается не серый волк, а верный пёс. В чаще Алёнка встречает ведьму, которая меняет её до неузнаваемости в обмен на обещание показать братьев. Она также выдаёт себя за Алёнку, а Алёнку — за наймитку, но девушке помогает песня. Она привлекает внимание, и выходящим на песню братьям верный пёс, который, видимо, не связан неуказанными обетами, рассказывает, кто их настоящая сестра, а кто — ведьма.

Девушка, которую хотя бы частично снаряжают как юношу-героя — довольно редкий персонаж народных сказок. Есть вероятность, что у восточных славян так отразилась память об активных варяжских девицах.

 

 
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]