Ивановская область: глухая деревянная резьба, Введенье, Ново-Талицы.
---
Изначально, план в очередной раз посетить Ивановскую область возник у нас по той причине, что я разведала здесь несколько изб с глухой деревянной резьбой – темой, которая изрядно занимает меня последние несколько лет (подробнее о феномене см. цикл В поисках фараонки). Скажу сразу, что две точки (в деревнях К. и Г.) «сработали» - здесь мы, действительно, обнаружили прекрасные образцы глухой резьбы на избах. Причем, оба дома обитаемы. Дом в Г., к тому же, огорожен глухим забором, что сильно мешает фотосъемке, зато несколько уменьшает беспокойство о его дальнейшей судьбе. А вот третий дом, который по всем расчетам должен был обнаружиться в сильно запущенной, хотя еще и обитаемой деревне Ж., найти не удалось – то ли искали плохо, то ли его уже нет…
Дом в деревне К. сохранил деревянную резьбу не в полном объеме - центральная доска, как сказала нам хозяйка дома, уехала в местный музей.
Остались лишь доски с фараонками,...
Ну и орнаментом, конечно...
Хозяйка дома с фараонками рассказала, чтои с оседний дом также принадлежал местному священнику. Но его потом передали совхозу и обшили тесом.
На пути у нас оказалась Казанская церковь в селе Корзино (1902 г).
Заброшенная, но сохранившая каркас иконостаса.
Вполне аутентична ограда местного кладбища.
В большом селе Горячево нет церкви, зато есть симпаатичные придорожные часовенки: Николая Чудотворца и иконы Божией Матери "Нерушимая стена". Возможно, они современные, но все равно выглядят весьма симпатично.
Горячево - старое торговое село, что видно по купеческим домам XIX в.
Интересна здесь и современная резьба - очень забавный "музыкальный" дом.
Дом в деревне Г. сохранил длинные доски с деревянной резьбой.
Дом с другого фасада фотографировать из-за высоченного забора, которым его огородили, очень сложно.
Вот насколько удалось приблизить местную фараонку.
Здесь приближение получилось менее удачным - видно только, что дом 1842 года.
Наличники с дракончиками у дома также интересные.
Деревня Ж. настолько же аутентична, насколько запущена.
Здесь масса великолепных образцов деревянной резьбы
Здесь сохранились целые крестьянские усадьбы. Но дома с глухой резьбой мы здесь, к сожалению, так и не нашли.
Чудесный лев с избы в деревне Г., надеюсь, уже не под угрозой - дом явно имеет хозяина.
В бывшем монастырском селе Введенье сохранилось целых три грандиозных храмовых комплекса, столь характерных для этих мест (см. Васильевское, Парское, Дунилово), включая Николо-Шартомский монастырь с храмами Николая Чудотворца (1651 г) и Спаса Преображения (1813 г). На территорию монастыря мы попали (что, как я поняла, сейчас удается не всем), потому смогли нормально осмотреть отреставрированные "с иголочки" храмы хотя бы снаружи. Второй комплекс, состоящий из Введенской (1807 г) и Владимирской (1845 г) церквей, потихоньку восстанавливается. Есть здесь третий комплекс - из церквей Вознесения Господня (1806-1843 гг) и Иоанна Богослова (1843 г), стоит законсервированный без видимых признаков реставрации. А вообще, Введенье удивило нас не только количеством церквей, но и их архаичным видом - ведь большинство из них созданы в XIX веке, а выглядят они минимум на 100 лет старше.
Введенье. Вид на Николо-Шартомский монастырь (собор Николая Чудотворца (1651 г) и церковь Спаса Преображения (1626 г, 1813 г).
Дорога в Введенье идет через Шую, где на окраине города стоит церковь Спаса Преображения (1836, колокольня и ограда 1860 г), которая вроде бы не закрывалась в советское время. Но нам внутрь попасть не удалось - впрочем, в Шую еще непременно стоит вернуться.
На пути в Введенье находится еще один храмовый комплекс - в селе Чернцы, - состоящий из церквей Ильи Пророка (1750 г) и Николая Чудотворца (1819 г). Судя по фото с соборов, лет 10 назад это были руины, а сейчас уже вполне пристойно все выглядит, что само по себе отрадно.
Николо-Шартомский монастырь. Церковь Спаса Преображения (заложена в 1626 г, нынешний вид приняла в 1813 г).
Казанская церковь (1678 г).
Колокольня по виду возведена веке в XIX, а вот собор Николая Чудотворца вполне почтенного возраста (1651 г).
Никольский собор со стороны апсиды. Водная дверь в собор.
В нескольких десятках метрах от Николо-Шартомского монастыря стоит еще один фотогеничный комплекс, состоящий из классицистической Владимирской (1845 г) и Введенской (1807 г) церквей.
А чуть дальше - храмовый ансамбль церкви Вознесения Господня (1806-1843 гг, очень архаичной для своего времени) и обезглавленной церкви Иоанна Богослова (1843 г).
Совершенно иного плана достопримечательность находится в деревне Ново-Талицы, что под Иваново. Здесь сохранился и отреставрирован деревянный дом священника В.В. Цветаева – отца основателя музея изобразительных искусств И.В. Цветаева и дед Марины Цветаевой. Экспозиция местного музея небольшая, но весьма информативная – жизнь семьи представлена не только в документах и фотографиях, каким-то чудом сохранились даже личные вещи. Да и семья необычная – все четыре сына В.В. Цветаева сделали незаурядную карьеру на самых разных поприщах и внесли значительный вклад в русскую культуру. Не говоря уже о внучке…
У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки,
Четыре сына — да две руки!
Как ни навалишь им чашку — чисто!
Чай, не барчата! — Семинаристы!
Деревянный дом 1853 года постройки принадлежал священнику Никольской церкви в Ново-Талицах В.В. Цветаеву.
Перед домом установлен памятник И.В. Цветаеву - основателю музея Изобразительных искусств и отцу Марины Цветаевой.
Деревянная лестница со стороны парка, который крутым склоном уходит вниз.
В доме восстановлены традиционные печи.
Слепки с античных памятников И.В. Цветаев собирал еще со студенческих времен, когда он стажировался в Италии.
Барочная церковь Николая Чудотворца (1775 г), в которой служил священником В.В. Цветаев.
А это сама церковь св. Николая (1775 г).
Дом в деревне К. сохранил деревянную резьбу не в полном объеме - центральная доска, как сказала нам хозяйка дома, уехала в местный музей.
Остались лишь доски с фараонками,...
Ну и орнаментом, конечно...
Хозяйка дома с фараонками рассказала, чтои с оседний дом также принадлежал местному священнику. Но его потом передали совхозу и обшили тесом.
На пути у нас оказалась Казанская церковь в селе Корзино (1902 г).
Заброшенная, но сохранившая каркас иконостаса.
Вполне аутентична ограда местного кладбища.
В большом селе Горячево нет церкви, зато есть симпаатичные придорожные часовенки: Николая Чудотворца и иконы Божией Матери "Нерушимая стена". Возможно, они современные, но все равно выглядят весьма симпатично.
Горячево - старое торговое село, что видно по купеческим домам XIX в.
Интересна здесь и современная резьба - очень забавный "музыкальный" дом.
Дом в деревне Г. сохранил длинные доски с деревянной резьбой.
Дом с другого фасада фотографировать из-за высоченного забора, которым его огородили, очень сложно.
Вот насколько удалось приблизить местную фараонку.
Здесь приближение получилось менее удачным - видно только, что дом 1842 года.
Наличники с дракончиками у дома также интересные.
Деревня Ж. настолько же аутентична, насколько запущена.
Здесь масса великолепных образцов деревянной резьбы
Здесь сохранились целые крестьянские усадьбы. Но дома с глухой резьбой мы здесь, к сожалению, так и не нашли.
Чудесный лев с избы в деревне Г., надеюсь, уже не под угрозой - дом явно имеет хозяина.
В бывшем монастырском селе Введенье сохранилось целых три грандиозных храмовых комплекса, столь характерных для этих мест (см. Васильевское, Парское, Дунилово), включая Николо-Шартомский монастырь с храмами Николая Чудотворца (1651 г) и Спаса Преображения (1813 г). На территорию монастыря мы попали (что, как я поняла, сейчас удается не всем), потому смогли нормально осмотреть отреставрированные "с иголочки" храмы хотя бы снаружи. Второй комплекс, состоящий из Введенской (1807 г) и Владимирской (1845 г) церквей, потихоньку восстанавливается. Есть здесь третий комплекс - из церквей Вознесения Господня (1806-1843 гг) и Иоанна Богослова (1843 г), стоит законсервированный без видимых признаков реставрации. А вообще, Введенье удивило нас не только количеством церквей, но и их архаичным видом - ведь большинство из них созданы в XIX веке, а выглядят они минимум на 100 лет старше.
Введенье. Вид на Николо-Шартомский монастырь (собор Николая Чудотворца (1651 г) и церковь Спаса Преображения (1626 г, 1813 г).
Дорога в Введенье идет через Шую, где на окраине города стоит церковь Спаса Преображения (1836, колокольня и ограда 1860 г), которая вроде бы не закрывалась в советское время. Но нам внутрь попасть не удалось - впрочем, в Шую еще непременно стоит вернуться.
На пути в Введенье находится еще один храмовый комплекс - в селе Чернцы, - состоящий из церквей Ильи Пророка (1750 г) и Николая Чудотворца (1819 г). Судя по фото с соборов, лет 10 назад это были руины, а сейчас уже вполне пристойно все выглядит, что само по себе отрадно.
Николо-Шартомский монастырь. Церковь Спаса Преображения (заложена в 1626 г, нынешний вид приняла в 1813 г).
Казанская церковь (1678 г).
Колокольня по виду возведена веке в XIX, а вот собор Николая Чудотворца вполне почтенного возраста (1651 г).
Никольский собор со стороны апсиды. Водная дверь в собор.
В нескольких десятках метрах от Николо-Шартомского монастыря стоит еще один фотогеничный комплекс, состоящий из классицистической Владимирской (1845 г) и Введенской (1807 г) церквей.
А чуть дальше - храмовый ансамбль церкви Вознесения Господня (1806-1843 гг, очень архаичной для своего времени) и обезглавленной церкви Иоанна Богослова (1843 г).
Совершенно иного плана достопримечательность находится в деревне Ново-Талицы, что под Иваново. Здесь сохранился и отреставрирован деревянный дом священника В.В. Цветаева – отца основателя музея изобразительных искусств И.В. Цветаева и дед Марины Цветаевой. Экспозиция местного музея небольшая, но весьма информативная – жизнь семьи представлена не только в документах и фотографиях, каким-то чудом сохранились даже личные вещи. Да и семья необычная – все четыре сына В.В. Цветаева сделали незаурядную карьеру на самых разных поприщах и внесли значительный вклад в русскую культуру. Не говоря уже о внучке…
У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки,
Четыре сына — да две руки!
Как ни навалишь им чашку — чисто!
Чай, не барчата! — Семинаристы!
Деревянный дом 1853 года постройки принадлежал священнику Никольской церкви в Ново-Талицах В.В. Цветаеву.
Перед домом установлен памятник И.В. Цветаеву - основателю музея Изобразительных искусств и отцу Марины Цветаевой.
Деревянная лестница со стороны парка, который крутым склоном уходит вниз.
В доме восстановлены традиционные печи.
Слепки с античных памятников И.В. Цветаев собирал еще со студенческих времен, когда он стажировался в Италии.
Барочная церковь Николая Чудотворца (1775 г), в которой служил священником В.В. Цветаев.
А это сама церковь св. Николая (1775 г).
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]